Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

133

 

ДИНАМИКА «ОБРАЗА СВОЕЙ ПРОФЕССИИ» В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ ПРИОБЩЕНИЯ К НЕЙ

 

В. В. ОВСЯННИКОВА

 

В системе психических регуляторов формирования человека как субъекта труда определенное место, как мы предполагаем, принадлежит представлениям об избранной, своей профессии. Эти представления существуют не изолированно, а в контексте знаний человека о мире профессий и занимают в нем довольно устойчивое положение. Общепризнано, что совокупность адекватных представлений о мире профессий является важным условием планирования трудовой жизни и ее реализации (в частности, на этом положении основано широкое профессиональное просвещение молодежи, родителей, педагогов, составляющее существенное звено профориентационной работы).

Психологическим условиям выбора профессии, в отличие от аналогичных аспектов овладения ею, посвящено значительно большее число работ (см. специальные библиографические указатели [9]). Практически не разработан пока вопрос о влиянии образа своей профессии на формирование будущего специалиста, хотя учет этого фактора имеет важное значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении.

Знания о мире труда, о своей профессии включают знания не только о трудовых процессах, предметах, орудиях и условиях труда, но и о людях, относящихся к профессиональным общностям. Становление профессионала — это, в частности, процесс вхождения человека в профессиональную общность, и в этом смысле есть основания говорить именно о приобщении к профессии. Возникает задача — выявить и описать динамику изменения представлений о своей профессии, начиная с новичка профессионального учебного заведения и кончая профессионалом, мастером своего дела. Полученные данные могут иметь значение как одно из оснований для анализа и совершенствования практики профессионального обучения в соответствующих областях.

Таким образом, поставленная задача находится на стыке проблем педагогической психологии, социальной психологии и психологии труда. Приступая к ее решению, мы стремились учесть особенности предыдущих исследований. Так, одни из них, существенно разрабатывая проблему психического развития, как правило, не затрагивали вопросов формирования человека как субъекта профессионального труда. Другие, прямо занимаясь проблемой формирования профессионала [3], строили свои работы чаще всего вне контекста вопросов его самооценки, самосознания. В качестве исключений из этих исследований можно указать на работы М. Г. Козака [6], Р. В. Кэрт [7]. Исследования, посвященные вопросам самосознания, самооценки, «образа Я» в связи с проблемой профессионального самоопределения, как правило, затрагивают этап выбора профессии, планирования профессионального жизненного пути [8] и оставляют в стороне изучение феноменов самосознания в ходе овладения профессией.

В своей работе мы попытались выявить общее и типичное в динамике представлений о своей профессии в зависимости от степени овладения ею. (Вслед за высказанными в литературе положениями [5] в структуру профессионального самосознания мы включаем не только отражение субъектом своих личных качеств, но и сознание своей причастности к профессиональной общности — «мы токари» или «мы — как токари» [5].)

Объектом нашего исследования были учащиеся разных средних профессионально-технических училищ (Ленинград) и профессионалы соответствующего профиля: телефонисты, ювелиры, радиомонтажники и оптики.

Поскольку срок обучения в среднем профтехучилище составляет три года, были выделены четыре группы испытуемых по признаку приобщения к профессии — новички (только что приступившие к обучению), учащиеся, завершающие первый год обучения, учащиеся второго и третьего годов обучения. Пятую группу составили профессионалы, имеющие не менее чем двухлетний стаж успешной работы.

Был использован предложенный Е. А. Климовым методический прием выявления так называемого ассоциативного ореола профессии, суть которого сводится к следующему. Испытуемому (после установления контакта в индивидуальном обследовании) предлагается письменно перечислить те профессии, виды работ, занятия, которые, как он считает, чем-то похожи на его профессию, родственны ей. Показателями, в нашем случае, были общее количество ассоциируемых профессий, качественный состав ассоциаций (адекватность, существенность и другие характеристики, содержание которых будет ясно из последующего изложения), признаки родства профессий, выделяемые испытуемыми. В результате получено около 1700 высказываний от 437 испытуемых (из них 362 — учащиеся и 75 — профессионалы).

Во всех случаях «ореол» в группах профессионалов представлен меньшим количеством неповторяющихся элементов, т. е. указаний на родственные профессии, чем в группах учащихся (см. таблицу).

 

134

 

Общая тенденция динамики объема ассоциативного ореола по мере профессионализации испытуемых оказалась несколько неожиданной. Априорно можно было ожидать, что по мере приобщения к профессии и связанного с этим расширения соответствующих знаний объем ореола будет возрастать. На самом же деле он лишь несколько возрастал у первокурсников по сравнению с новичками (приращение есть во всех случаях, в связи с чем можно полагать, что оно не случайно), а затем снижался, что отражала величина медианы. Это явление становится более понятным в связи с рассмотрением содержательной стороны ассоциаций, составляющих ореол.

 

 

Профессионалы-телефонисты в первую очередь (по признаку частоты высказываний) назвали профессии телеграфиста, радиста, затем работника справочной службы и, наконец, связиста, почтальона, работника сферы обслуживания, оператора. В качестве признаков родства телефонисты-профессионалы отмечали возможность связи и передачи информации на расстояния любыми способами и реже — обслуживание населения. Если подойти к анализу выделенного телефонистами перечня родственных профессий с позиций психологического профессиоведения [1], [2], [4], то нужно признать, что характер ассоциаций профессионалов имеет прямое отношение к осознанию содержания и качественных особенностей основных трудовых задач, операций, условий работы.

Новички-телефонисты прежде всего (первая четверть ряда ответов, расположенных по признаку убывания частоты) указали родственные, по их мнению, профессии телеграфиста, продавца, оператора, радиста, педагога, врача скорой помощи; затем (вторая четверть) дипломата, работника сферы обслуживания, парикмахера, кассира, водителя и даже стюардессы, писателя и артиста. Основные признаки родства, указываемые при этом: контакт с людьми, обслуживание населения, оказание помощи людям. В качестве характерного высказывания приведем слова испытуемой Нины И: «Я видела, как однажды на переговорном пункте стоял старик и со слезами на глазах умолял девушку-телефонистку соединить его с Владивостоком, объяснял ей, что ему обязательно нужно поговорить с сыном. Когда же его просьбу выполнили и он, поговорив, вышел из кабины, то глаза его уже светились счастьем. Старик подошел к телефонистке и сказал ей, что она даже сама не знает, как ему помогла». Таким образом, в представлениях новичков отражен общечеловеческий смысл профессиональной деятельности, тогда как операционально-техническая сторона труда отступает на задний план либо, по-видимому, просто не осознается.

У первокурсников обнаруживается своеобразие в представлении о профессии: в первую очередь они назвали такие родственные профессии (наряду с телефонистом, радистом, связистом), как регулировщик связи, монтажник, электромонтер, что явилось результатом изучения некоторых учебных дисциплин, работы на практических занятиях, ознакомления с техническим оборудованием. Основные, по мнению первокурсников, признаки родства профессий, входящих в ореол, — связь работника с междугородной телефонной станцией, использование телефонной связи. Эти же признаки называли и второкурсники. Их ореол профессии, в отличие от новичков и первокурсников, не содержал романтических ассоциаций типа таких, которые наблюдались даже у первокурсников (ассоциации с профессиями геолога, археолога, космонавта).. Включая в ореол те профессии, которые указывали и специалисты со стажем работы, новички и учащиеся первых двух лет обучения все же не отмечали наиболее общих и существенных признаков их родства. Учащиеся же третьего курса называли их примерно так же, как и профессионалы. Включая в ореол все те профессии, которые указывались профессионалами, третьекурсники, кроме того, в отличие от последних,

 

135

 

акцентировали степень родства своей профессии с профессиями регулировщика, монтажника, что отражало содержание их реальной деятельности в процессе обучения.

Таким образом, можно предположить, что по мере овладения профессией наблюдаются следующие тенденции в динамике представлений о ней: а) от осознания общечеловеческого смысла деятельности — к подчеркиванию основных операционально-технических ее сторон; б) от романтически-приподнятого осмысления профессии — к концентрации на узкотехнологической ее стороне; в) от неточных, несущественных представлений — ко все более точным и обобщенным. Для проверки и уточнения, этих предположений рассмотрим эмпирические материалы, полученные при обследовании представителей других профессий.

Монтажники радиоаппаратуры (профессионалы) включали в ореол в первую очередь профессии оптика, часового мастера, чертежника, хирурга, зубного врача; затем: слесаря-инструментальщика, швеи, настройщика радиоаппаратуры; далее модельера-конструктора, художника-оформителя, мастера по теле- и радиоаппаратуре; наконец, токаря, электросварщика. Основные признаки родства профессий — сборка деталей, точность в работе, художественное оформление изготавливаемой продукции (профессиональной ценностью является не только правильный, добротный, но и красивый монтаж).

Учащиеся-радиомонтажники, в отличие от профессионалов, характеризуются (на первом и втором годах обучения) более развернутым ореолом, имеющим в разных случаях черты качественного своеобразия.

Новички в ходе обследования затруднялись указать родственные профессии и тем более — признаки родства. Тем не менее в их ореоле представлены многие из тех профессий, которые указаны специалистами, хотя и по иной схеме приоритета. Так, новички в первую очередь указывали профессии хирурга, зубного врача, электросварщика, фрезеровщика, токаря; далее радиста, оптика, слесаря-инструментальщика. Эти ассоциации свидетельствуют о том, что учащиеся все же осознают признак точности, скрупулезности работы в данной профессии, даже если затрудняются или отказываются сформулировать признаки родства. Вместе с тем многие ассоциации новичков указывали на явное незнание многих особенностей будущей профессии. По-видимому, именно так нужно понять ассоциации типа «шахтер», «шофер». Смутность представлений испытуемых этой группы о своей будущей профессии подтверждается материалами индивидуальных бесед с ними.

В отличие от новичков в ореоле первокурсников-радиомонтажников (как и телефонистов) уже отражалась операционально-техническая сторона профессии в ее слесарной части (в соответствии с содержанием теоретического и производственного обучения), а именно, указывались такие родственные профессии, как электрогазосварщик, слесарь-сборщик, слесарь-механик. Как у новичков, у первокурсников много было ассоциаций их профессии с профессиями, требующими точности, скрупулезности (швея, хирург, зубной врач, часовой мастер, контролер ОТК, наборщик). Однако, в отличие от новичков, у них были также указания на родство своей профессии с очень широким кругом других профессий: диктор, космонавт, все профессии, связанные с радиоаппаратурой, все профессии, связанные со сборкой деталей. У второкурсников в состав ореола входят ассоциации, обусловленные содержанием осваиваемых операций, сторон профессии: мастер по теле- и радиоаппаратуре, настройщик радиоаппаратуры, электромонтажник, намотчик, химик, штамповщик, паяльщик и т. п. В ответах второкурсников-радиомонтажников, как и в ответах телефонистов (см. выше), заметно наполнение ее образа знанием операционально-технических сторон деятельности.

Учащиеся выпускного курса уже прямо формулируют существенный профессиональный признак — точность работы, на котором акцентируется их внимание в учебной деятельности, и не имеют в виду признака эстетического оформления изделий, не культивируемого у них. В остальном ореол третьекурсников, по существу, близок к таковому у профессионалов, если не считать, что учащиеся все же усматривают родство своей профессии с профессией космонавта (проблеск романтического осмысления своей профессии).

Ювелиры-профессионалы к родственным относят профессии художника, слесаря-инструментальщика, гравера, модельера; затем реставратора, скульптора, хирурга,, архитектора; далее резчика по дереву, гальваника, резчика по стеклу; наконец, часовщика, огранщика и искусствоведа. Эти профессии они объединяют наличием художественного творчества и необходимостью точности в производимых движениях (дозировка их по силе, времени, расстоянию).

Если ювелиры-профессионалы включают в ореол 14 профессий, то у учащихся он развернут до двух-трех десятков элементов. Новички включают в ореол почти вcе профессии, указанные профессионалами (исключая лишь две — гальваника и искусствоведа). Значительное количество профессий, включаемых учащимися (не только новичками) в ореол, объединены, как и у профессионалов, признаками художественного творчества и точности, хотя последняя понимается иначе, чем это имеет место у профессионалов. Учащиеся относят точность не к параметрам действий, движений, а к изделиям, понимая ее неконкретно, у них в ореоле непременно отражается и факт работы ювелира с металлом. Новички указывают в качестве родственных, например,

 

136

 

профессии: дизайнера, композитора, чеканщика, токаря и т. п. Учащиеся, первого и последующих лет обучения, соответственно осваиваемому учебному содержанию, вводят в ореол профессии гравера, огранщика, зубного техника, кузнеца, кружевницы, сверловщика, шлифовщика, сварщика, мозаичника, резчика по дереву (первокурсники), чертежника, металлурга, механика, математика, руководящего работника, сапера (нельзя ошибаться), скульптора, гальваника, искусствоведа (второкурсники и третьекурсники), как бы олицетворяющие операциональный состав работы ювелира.

Таким образом, нельзя не признать, что ореол достаточно четко характеризует особенности образа профессии, которую человек считает своей. Эта индикация осуществляется через указания на признаки профессий других людей. Тенденции динамики образа своей профессии по мере освоения ее имеют некоторые общие черты, независимо от профессионального профиля испытуемых. Высказанные выше положения согласуются и с эмпирическим материалом, полученным при обследовании оптиков.

Оптики-профессионалы (рабочие) в качестве родственных указывают профессии токаря, ювелира, фрезеровщика, затем часовщика, слесаря механосборочных работ; далее слесаря-инструментальщика, врача-окулиста, шлифовщика металла; наконец, фармацевта, огранщика драгоценных камней. Доминирующий признак объединения профессий в ореоле — высокая точность обработки деталей.

Новички-оптики и первокурсники-оптики, как и представители других ранее обсуждавшихся профессий, характеризуются широтой и диффузностью ассоциативного ореола своей профессии и включают в число родственных профессий такие, которые в широком смысле причастны к объекту труда и самым очевидным требованиям профессии. «Медицина, биология, астрономия, геология. Оптика широко используется во всех этих профессиях, поэтому они все родственны ей», — ответила Ольга В. «Фотограф, водитель, биолог — люди, которые работают со стеклом в любых условиях...» (Светлана К.). В связи с таким пониманием родства профессий (и следовательно, особенностей своей профессии) новички включают в ореол и художника, и космонавта, и изобретателя. Нетрудно увидеть здесь, как и в других аналогичных случаях, по-видимому, чисто возрастную тенденцию к романтизации своей профессии.

Оптики, как и представители других профессий, при переходе от статуса новичка к статусу учащегося первого курса насыщают ореол элементами, отражающими операционально-технический состав деятельности, расширяющими представления о круге смежных профессий.

Первокурсники вводят в ореол такие профессии, как стеклодув, стекловар, полировщик, заготовщик оптических деталей, сборщик оптических приборов, математик (оптику нужно уметь делать точные расчеты, руководствоваться ими), а также художник-мозаичник (нужно уметь точно совмещать, подгонять оптические элементы), парикмахер, реставратор, художник. Даже у второкурсников ореол не обходится без космонавта. У учащихся второго курса их профессия начинает походить, становиться родственной профессиям чертежника (в выполнении учебно-производственных заданий возрастает значение точного исполнения работ по чертежу), сапера (нельзя ошибаться, запарывать дорогостоящее изделие), плавильщика стекла, физика (возрастает роль научных основ в исполнении работ); упоминаются также работы по декоративной обработке стекла. Даже для третьекурсников характерны романтические ассоциации своей профессии с профессиями астронома (каждый второй испытуемый), огранщика драгоценных камней, физика, биолога, геолога. Наряду с этим в ореоле учащихся третьего года обучения четко выражены ассоциации, указывающие на основное ядро профессиональных требований и основных трудовых операций (в их ореоле уже есть все, что имеется в ореоле профессионалов).

Приведенные выше данные позволяют сделать вывод о том, что представление формирующегося профессионала о его профессии претерпевает существенные преобразования по мере реального приобщения к ней. Исходя из положения о регулирующей функции образа, можно ожидать, что, внося уточнения в его содержание, можно создать дополнительные психологические условия для успешного овладения мастерством, адаптации к профессии.

Не исключено, что некоторая заземленность, деловая ограниченность представлений о своей профессии, характеризующая профессионалов, может оказаться фактором, отнюдь не способствующим привлечению именно молодежи в соответствующую сферу труда, и здесь, по-видимому, должны предприниматься определенные меры индустриально-педагогического характера.

 

1. Гаврилов В. Е. Опыт таксономического анализа гностических профессий. — Вопросы психологии, 1975, № 3, с. 84—91.

2. Галкина О. И., Каверина Р. Д., Климов Е. А. и др. Информационно-поисковая система «Профессиография». — Л., 1972, с. 311.

3. Гуревич К. М. Овладение профессиональным мастерством как проблема дифференциальной психофизиологии. — В кн.: Психофизиологические вопросы становления профессионала. М., 1974, с. 11—27.

4. Климов Е. А. Путь в профессию. — Л., 1974. — 187 с.

 

137

 

5. Климов Е. А. Знание о себе в учении и труде. — Профессионально-техническое образование, 1979, № 10, с. 52—54.

6. Козак М. Г. Динамика оценочных отношений личности к себе и другим: Автореф. канд. дис. — Киев, 1978. — 19 с.

7. Кэрт Р. В. Становление взаимооценок и самооценок учащихся группы токарей-универсалов в среднем профтехучилище. — Вопросы психологии, 1980, № 6, с. 131 — 134.

8. Кухарчук А. М. Самооценка учащихся старших классов в процессе профессионального самоопределения: Автореф. канд. дис. — Минск, 1973. — 21 с.

9. Психологические проблемы профориентации: (Библиография). — М., 1969. — 21 с.