Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

180

 

ПСИХОЛОГИЯ ДРУЖБЫ

 

А. В. МУДРИК

 

Москва

 

В издательстве политической литературы вышла книга И. С. Кона «Дружба». В ней идет речь об одной из самых интимных сфер жизни человека, которая традиционно считается предметом постижения средствами не науки, а искусства. Работа И. С. Кона, не отрицая права и возможностей искусства, убедительно свидетельствует о том, что современной науке по силам глубокий и тонкий анализ такого сложного явления, как дружба людей. Жанр книги автор определил как этико-психологический очерк. Однако подобное определение явно не отражает ее реальное содержание. Это фундаментальное междисциплинарное исследование, в котором интегрируются данные, добытые представителями самых различных отраслей знания (этнографами, историками и лингвистами, психологами, социологами и педагогами, биологами, физиологами и этологами); рассматриваются взгляды на дружбу философов, теологов и этиков; привлекается материал эпоса, мифов и литературы нового времени; используются материалы биографий выдающихся личностей и организованного автором эмпирического исследования дружбы современных школьников. Читатель получил своеобразную энциклопедию. С одной стороны, она показывает, что сегодня изучение проблем человека, даже таких интимных, как дружба, невозможно в русле одной отдельно взятой науки, что глубинное постижение явления дружбы возможно лишь благодаря дифференциации научного знания. С другой — книга являет собой пример преодоления отрицательных последствий дифференциации наук. В ней представлено целостное научное знание о дружбе, сочетающее в себе всесторонность охвата и глубину постижения явления. Это и определило структуру книги. В первой ее части прослеживается эволюция и различные вариации образа дружбы в истории культуры, а вторая часть посвящена рассмотрению психологии дружбы.

Итак, в первой части книги, озаглавленной «Образы дружбы», прослеживается «становление дружбы как особого социального института, обладающего специфической ценностью и регулируемого системой нравственных норм. История эта включает две автономных, хотя и взаимосвязанных, линии развития: первая — эволюция представлений о степенях человеческой близости (по оси «свой — чужой»); вторая — динамика представлений о функциях дружбы на базе разграничения инструментальных и экспрессивных отношений» (с. 19). Уже этимологический анализ показывает неоднозначность и порой противоречивость понятия дружбы в различных культурах, а также существенное различие в понимании этого феномена в древности, в архаичных и современных культурах. В связи с этим на основании сравнительной характеристики образов и функций дружбы в различных типах архаичных и современных обществ автор показывает эволюцию дружбы от жестко институционализированных отношений типа свойства и побратимства у древних скифов и античного и рыцарского воинского союза к неформальным отношениям между людьми, появляющимся уже в античности и характерных для современного человека.

Три раздела книги, содержащие описание и анализ античной дружбы, рыцарского и романтического дружеских канонов и современных дружеских отношений, сделанные с привлечением огромного фактического материала, представляют собой завершенные аналитические этюды, относящиеся к определенным историческим эпохам. Однако завершенность не мешает их внутренней взаимосвязанности и последовательности. В каждой из них представлены специфические формы и черты дружбы людей конкретной эпохи, которые не свойственны дружбе на иных этапах исторического развития человеческого общества (кровно-родственная дружба древних, мужские союзы в архаичных

 

181

 

культурах и т. д.; понимание дружбы как исключительно мужского отношения, приоритет ее перед любовью и семейными отношениями; слитность до определенного периода чувственных и духовных сторон и экспрессивных и инструментальных функций и т. д.). Но значительно больше внимания автор уделяет тем сюжетам, которые характерны для всех эпох, прослеживая их зарождение, развитие и трансформацию в различных условиях: дружба и приятельство, дружба и любовь — изменение их содержания, функций и соотношения; инструментальные и экспрессивные компоненты дружеских отношений — генезис их объективного значения и. субъективной значимости; представления о дружбе —их трансформация и стабильные элементы в них и т. д.

Характеристика дружбы в историко-культурном аспекте дала автору возможность очень обоснованно опровергнуть стереотипы обыденного сознания, согласно которым происходит оскудение человеческих чувств, охлаждение отношений между людьми и т. д. Она же позволила аргументированно отвергнуть концепции глобального процесса отчуждения и деиндивидуализации человека в современную эпоху, выдвигаемые некоторыми западными учеными.

Предпринятый в первой части книги анализ позволил автору утверждать, что «хотя урбанизация и научно-техническая революция серьезно влияют на характер межличностного общения, связанные с этим тенденции зависят прежде всего от социально-экономических, а также историко-культурных и психологических факторов. Последние особенно проявляют себя в такой форме межличностных отношений, как дружба» (с. ПО).

Во второй части книги И. С. Кон на основании широкого круга психологических исследовании, привлекая материал художественной литературы и другие данные, рассматривает объективные предпосылки и психологические механизмы дружбы, анализирует эволюцию дружеских отношений в связи с возрастом людей, выявляет соотношение дружбы и любви и связь характера дружеских отношении с типом личности. Уже этот перечень показывает, насколько сложны, тонки и актуальны проблемы, ставшие предметом исследования. Еще более сильное впечатление производит тот круг вопросов, который обсуждается на страницах книги в связи с этой проблематикой.

Какую роль играет территориальная, соседская, родственная близость в возникновении и поддержании дружеских отношений? Как связана дружба с совместной деятельностью партнеров, и в связи с этим, чем различаются дружба и товарищество, дружба и приятельство? Какие психологические механизмы обусловливают взаимную привлекательность и притяжение людей? Что ищет человек в друге — подобие или дополнение? Дружба как диалог и как эмоциональный контакт. Различные степени и оттенки душевной близости между людьми. Соотношение генезиса самосознания и способности к психологической интимности. Поведенческие характеристики и когнитивные, эмоциональные, коммуникативные и ценностно-нормативные аспекты дружбы на разных возрастных этапах. Представления о дружбе людей различного возраста. Эмпатия, альтруизм, терпимость и другие феномены дружеских отношений. Стадиальные закономерности межличностных отношений и их связь с возрастом и другими показателями развития личности. Соотношение дружбы и любви и проблема дружбы людей разного пола. Устойчивость и глубина мужской и женской дружбы. Личностные особенности (застенчивость, иптро-экстровертированность и т. п.) и дружба. Самооценки и самоуважение личности в связи с ее отношениями с окружающими и другие вопросы.

Раскрытие проблем, поставленных в книге, рассмотрение вопросов, в ней обсуждаемых, являют собой сочетание строгой научности с доступностью и своеобразной изящностью изложения, что делает чтение ее весьма поучительным и увлекательным. Автор проявляет большое уважение к читателю, предлагая ему не просто сумму установленных фактов и сделанных на их основе выводов, а вводя его в суть спорных подходов к решению тех или иных вопросов, в исследовательскую методику и в процесс самого научного поиска.

Рецензируемая книга имеет большое научное, просветительское и практическое значение. Научное значение книги определяется тем, что в ней дается характеристика важнейшего феномена межличностных отношений — дружбы, вводится в научный оборот огромное число научных фактов и гипотез. Практическое связано с тем, что в книге очерчивается большой круг проблем и вопросов, которые требуют специального исследования в русле различных наук — истории, этики, социологии, психологии, педагогики и др. Просветительское значение работы И. С. Кона вряд ли нуждается в специальном обосновании. Следует лишь отметить, что материал книги не только знакомит широкие слои читателей, на которые она рассчитана, с важными и интересными данными, субъективно значимыми для каждого, но и исподволь оказывает влияние на изменение и формирование определенных социальных установок читателя, опровергает многие обыденные представления, ставит под сомнение ряд стереотипов массового сознания в сфере межличностных отношений, восприятия людьми друг друга и т. д.

В заключение отметим, что пафос книги — в утверждении идеи прогресса человечества и человека. Сопоставление сходства и различия дружбы вчера и сегодня в конечном счете подводит читателя к выводу о том, что современный человек и межличностные отношения сегодня более тонкие, более индивидуализированные, а следовательно, и более разнообразные и уникальные.