Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

169

 

ВМЕШАТЕЛЬСТВО ПРИ НАРУШЕНИИ ЧТЕНИЯ И ПРАВОПИСАНИЯ

 

Scheerer-Neumann G. Intervention bei Lese — Rechtschreibschwäche. Überblick über Themen, Methoden und Ergebnisse. Bochum: Verlag Ferdinand Kamp, 1979. 155 S.

 

Автор книги Герхайд Щерер-Нойман относится к числу наиболее известных представительниц западногерманской экспериментальной психологии. Она обращается здесь к чрезвычайно важной прикладной проблеме разработки психологических программ коррекции чтения и правописания в детском возрасте.

В первой части книги критически рассмотрена общая методология традиционных психодиагностических исследований. Автор формулирует задачи функционального подхода к диагностике и преодолению нарушений развития познавательных процессов, опирающегося на общепсихологические исследования микроструктуры этих процессов и ее формирования в ходе индивидуального онтогенеза.

Во второй части книги на основе обзора внушительного числа литературных источников, в том числе работ Д.Б. Эльконина и других советских авторов, Шерер-11ойман выделяет ряд методик и методических приемов диагностики и коррекции нарушений чтения и правописания. Эти методики детально анализируются с позиций современных общепсихологических представлений о микроструктуре познавательных процессов.

Особый интерес представляет программа коррекции, разработанная самой Шерер-Нойман и ее сотрудниками. В соответствии с ее общим теоретическим подходом, в данной программе нашли отражение такие вопросы, как операциональная структура чтения и письма, изменение нагрузки на внимание в ходе обучения и индивидуальные стратегии обучения в детском возрасте. При создании программы были учтены положения теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; она также частично включает в себя приемы тренировки правописания, предложенные Х.-И. Коссовым. Видное место в программе Шерер-Нойман занимает использование приема словесной самоинструкции. Автор приводит некоторые эмпирические данные, позволяющие дать предварительный анализ сравнительных достоинств отдельных методик коррекции.

Удачное сочетание данных и методов из различных разделов психологии, глубокий теоретический анализ проблемы делают новую книгу Шерер-Нойман полезной не только для практически работающих психологов, педагогов и дефектологов, но и для специалистов в области общей экспериментальной психологии.

 

Б. М. Величковский

Москва

К.-Д. Шмидт

Лейпциг