Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

124

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Б. И. САРСЕНБАЕВА

 

Спортивная деятельность, как правило, связана с развитием определенных физических качеств. Она требует от подростка и со своей стороны обеспечивает ему физическую закалку организма и высокий уровень общей физической подготовленности. В то же время спортивная деятельность развивает важнейшие личностные качества, причем не только такие, как выносливость, сила, быстрота и ловкость движений, воля, смелость, решительность, настойчивость, но и ответственность, коллективизм, целеустремленность. Именно это положение особо актуализирует роль и значение спортивной деятельности в подростковом возрасте, требуя ее целенаправленного построения.

В отношениях подростков в связи с различными вариантами спортивной деятельности создаются сложные ситуации. С одной стороны, спортивная деятельность связана с индивидуальными формами присвоения специальных умений, навыков, что особенно ярко проявляется в процессе занятий в спортсекциях, спортшколах. С другой, многие виды спортивной подготовки детей связываются с коллективными формами и целями проведения — борьбой за честь команды, честь класса и т. д.

Подросток психологически открыт этой привлекательной, престижной для него форме деятельности, в которой можно проявить себя, утвердить свое «я». К спортивной деятельности подростков влекут не какие-то внешние обстоятельства, а то чувство удовлетворения, которое он испытывает, занимаясь конкретным видом спорта, достигнутыми им успехами. Однако цель спортивной деятельности школьников состоит не только в установлении рекордов. Для подрастающего поколения занятия спортом имеют большое общественное значение как одно из важных средств всестороннего развития, как необходимое условие формирования развитой личности [1; 86].

Спортивную деятельность подростка отличают многие особенности. Наиболее значимыми в плане нашего рассмотрения являются следующие:

1. Практически внешне задаваемая ее организация (судя по формулировкам, имеющимся в планах школ, классных руководителей, учителей физкультуры, руководителей спортсекций, тренеров; по подходу к ней учителей, директоров школ) имеет основной целью укрепление здоровья детей, развитие их двигательной активности. Спортивная деятельность подростков связана с нравственным, патриотическим и другими сторонами воспитания.

2. Субъективно эта деятельность в основном направлена на самоутверждение подростка, утверждение своего собственного «я». Даже выступая за свою команду, свой класс, подросток направлен при этом на себя не как на личность, действующую ради других, а как индивид, стремящийся к первенству, к собственным достижениям.

3. Характер построения спортивных мероприятий, результатом которых может быть личное первенство подростков, все же подразумевает защиту интересов команды, класса, т. е. здесь уже заложены и важные возможности формирования коллективистических качеств личности. Именно эти возможности могут и должны быть использованы при организации спортивной деятельности детей подросткового возраста, при этом важно выявить наличие хотя бы элементов понимания подростками общественной значимости своего совершенствования в спортивной деятельности.

Исходя из положений, разработанных в Лаборатории воспитания подростков НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР и работы Д. И. Фельдштейна о ведущей роли в психическом развитии подростка общественно полезной деятельности [4], [5], [6], была сделана попытка выявления особенностей отношения подростков к спортивной деятельности в целях определения условий, обеспечивающих развертывание их коллективистической направленности.

Исследование, охватывающее 913 подростков, учащихся VI—VII классов школ, школ-интернатов Москвы, Душанбе, Уральска, Гурьева, проводилось с использованием комплексной методики, включающей анкетирование, беседы, составление независимых характеристик, создание специальных психолого-педагогических ситуаций и т. д. Так, для выявления преобладающей направленности подростков к спортивной деятельности в ряду других методических приемов использовался и следующий эксперимент, где создавалась ситуация выбора между личным интересом и коллективной пользой, совмещаемой с личной заинтересованностью, а также пользой для своего коллектива, совмещаемой с общественной пользой более широкого плана. Организовывалась спортивная игра-соревнование на точность попадания мячом в цель. В ней участвовало 109 подростков. На стене спортивного зала были нарисованы три круга разного размера: первый — 60 см, второй — 45 см и третий — 30 см, их разделяли полосы шириной 10 см, При попадании (с расстояния 4 м для мальчиков, 3,5 м — для девочек) в первый круг начислялось 2 очка, во второй — 3, в третий — 4. На

 

125

 

первом этапе соревнования каждый участник, имея право на 7 бросков, должен был набрать не менее 12 очков, что позволяло ему участвовать в следующем этапе. Здесь четко выявились три группы подростков: а) с повышенным самолюбием, стремящиеся достигнуть успеха при самой высокой степени трудности — они бросали мячи только в третий круг; б) постепенно входившие в «состязательное» состояние — они вначале бросали мячи в первый, второй, а затем и в третий круг; в) осторожные — все 7 мячей бросавшие в первый круг.

На втором этапе игры-соревнования, где смогли участвовать 98 детей (11 подростков не набрали нужного количества очков), при попадании в первый круг очки начислялись лишь в личном первенстве; во второй — попадание давало очки спортивному коллективу класса, хотя они принимались во внимание и в личном зачете; в третий — очки шли в пользу сводной команды школы, но учитывались и в зачете классного коллектива. Попадание мяча в любую полосу приводило к вычету трех очков. Следует отметить, что для экспериментатора очки представляли лишь средство, увеличивающее интерес подростков к спортивной игре. Имело значение, в какую цель хотел попасть ребенок, поэтому до броска его спрашивали, в какой круг он хочет бросить мяч. Если же он попадал в промежуточную полосу, его спрашивали, из какого количества очков он хотел бы вычесть штраф (из набранных в личном зачете, командном или школьном).

Однако одна лишь цель попадания (в третий круг — за школу или второй — за класс) еще не свидетельствует о коллективистической настроенности подростков. Оказалось, что некоторые из них, бросая мяч во второй круг, дающий очки и коллективу класса, и в личном зачете, стремились лишь к личному первенству, за класс же они бросали потому, что «неудобно перед товарищами». Таким образом, этих детей характеризует эгоистическое отношение к спорту при попытке скрыть это от окружающих.

Полученные данные показали, что для 32 % наблюдаемых подростков характерно отношение к спортивной деятельности, определяемое эгоистическим стремлением добиться личного успеха, привлечь к себе внимание и т. п. В то же время 68 % детей характеризуются коллективистической направленностью к этой деятельности, стремлением добиться успеха для коллектива, желанием не подвести товарищей, осознанием долга и т. п.

Сопоставление данных, полученных на втором этапе игры с данными первого этапа, показало, что в группу детей, бросавших мяч в третий круг, перешла часть подростков из групп «б» и «в», а некоторые подростки из группы «а» бросали мячи в первый и второй круги, т. е. решающее значение в отношении в спортивной деятельности имеет не уровень трудностей, а ее мотивационная направленность.

В группах подростков с коллективистической и с эгоистической направленностью выделяются дети как активно, так и пассивно индифферентно относящиеся к спортивной деятельности. Условная классификация отношения подростков к спортивной деятельности позволяет выделить шесть подгрупп: 1) подростков с активно-положительным коллективистическим отношением к спортивной деятельности; 2) подростков с активно-положительным, но эгоистическим отношением к ней; 3) детей с активно-отрицательным, но в то же время коллективистически направленным отношением к спорту; 4) подростков с активно-отрицательным эгоистическим отношением к спортивной деятельности; 5) подростков с пассивно-индифферентным, но коллективистически направленным отношением к спорту; 6) подростков с пассивно-индифферентным эгоистическим отношением к спортивной деятельности.

Разные группы детей требуют разных путей, темпа, объема организации спортивной деятельности, определенного изменения ситуаций в целях переориентации ранее сложившегося типа отношений подростков. Проведенная в ходе исследования условная типология отношения подростков к спортивной деятельности послужила базой для проведения, индивидуальной работы, направленной на формирование у каждого ребенка общественно направленного отношения к спорту. При этом использовались в основном два главных момента: 1) постановка подростка в положение ответственной зависимости, в условия такой организации спортивной деятельности, когда он должен отвечать за коллектив; 2) целевая общественно значимая направленность этой деятельности.

Организация потребовала соблюдения ряда важнейших принципов: а) всеобщего включения всех подростков во все многообразие видов спортивной деятельности; б) целенаправленного вовлечения их как в интересные, так и неинтересные, но необходимые виды этой деятельности; в) систематической организации, предусматривающей плановую, перспективную преемственность этой деятельности; г) личного участия педагогов в спортивных делах подростков и др.

Разумеется, не все подростки достигают должного уровня сформированное™ активно-положительного коллективистического отношения к спортивной деятельности, но ее заданное общественно ориентированное построение способствует перестройке отношений подростков, помогая им жить заботами и радостями коллектива, быть ответственными перед ним.

По каждому из выявленных типов отношения подростков к спортивной деятельности экспериментатор совместно с педагогами (учителем физкультуры и классным руководителем) составлял проблемные характеристики, состоящие из констатирующей

 

126

 

и формирующей частей. Эти характеристики раскрывают особенности формирования необходимого/отношения детей к спорту в зависимости от типа ранее сложившегося у них отношения. Показательны, например, выдержки из «формирующей» части характеристики подростка Андрея М. (московская школа-интернат № 72). V Андрея четко выраженное активно-положительное, но с эгоистической направленностью отношение к спортивной деятельности! Он стремился участвовать в различных спортивных мероприятиях, чтобы занять значимое положение в классе. Став физоргом одной из спортивных секций, Андрей злоупотреблял своими правами, пытаясь выделиться, занять особое место. Педагоги посоветовали детям при оценке работы Андрея на классном «огоньке» указать ему на отрицательные и положительные моменты. Требовательность товарищей по отношению к Андрею, сумевших все же положительно оценить работу, оказала заметное влияние на подростка. В летнем лагере Андрея включали в разнообразные виды спорта и как организатора, и как участника соревнований. Это постепенно нивелировало негативизм и упрямство подростка. Он стал более доброжелательно относиться к товарищам. На очередном сборе Андрей внимательно выслушал замечания ребят. Он боялся, что они не изберут его физоргом (в этом он признался в беседе с педагогом). Андрей гордится тем, что теперь не только у него, но и у всего класса есть достижения в спорте. Общественная оценка его работы как организатора спортивных мероприятий оказала на подростка благотворное влияние.

Результаты проведенного исследования (см. [2], [3]) убеждают в возможности формирования у каждого подростка активно-положительного коллективистического отношения к спортивной деятельности и в связи с этим позволяют наметить конкретные пути решения проблемы формирования общественно полезной направленности личности подростка, аккумулируя воздействие этой деятельности на перестройку мотивационно-потребностной сферы его личности.

 

1. Брежнев Л. И. Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС XXVI съезду КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. — М., 1981.— 111 с.

2. Сарсенбаева Б. И. Психологические особенности отношения подростков к спортивной деятельности. — В сб.: Психология формирования личности и проблемы обучения/Под ред. Д. Б. Эльконина, И. В. Дубровиной. — М., 1980, с. 112—117.

3. Сарсенбаева Б. И. Современный подросток и сфера его деятельности. — Школа Казахстана, 1981, № 3, с. 17—21.

4. Фельдштейн Д. И. Психологические основы организации общественно полезной деятельности как средства нравственного воспитания подростков. — Вопросы психологии, 1974, №6, с. 10—17.

5. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности общественно полезной деятельности школьников. — Вопросы психологии, 1978, № 4, с. 158—164.

6. Фельдштейн Д. И. Психологические проблемы общественно полезной деятельности как условия формирования личности подростка. — Вопросы психологии, 1980, № 4, с. 69—78.