Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

103

 

КОРОТКИЕ СООБЩЕНИЯ

 

ДИНАМИКА ЗРИТЕЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ ПО МЕТОДУ РОРШАХА У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Б. И. БЕЛЫЙ

 

Метод Роршаха традиционно считается своеобразным индикатором личности. Однако этот метод можно использовать не только для исследования личностных особенностей, но и как инструмент для изучения феноменов зрительного восприятия.

Применение метода Роршаха у детей дошкольного возраста показало, что особенности восприятия пятен тонко отражают развитие перцептивной деятельности ребенка. Одним из самых характерных признаков детского восприятия является тенденция к даче большого количества целостных ответов [2], [5], [6], 17]. [9[, [10]- Трехлетний ребенок дает преимущественно указания на всю таблицу в целом и часто стереотипно повторяет одни и те же ответы на разных таблицах. В возрасте 4—6 лет значительно увеличивается число конфабуляторных интерпретаций. К семилетнему возрасту число целостных и конфабуляторных ответов уменьшается. По мере развития ребенка улучшается восприятие формы, увеличивается количество ответов, представляющих основные детерминанты: форму, цвет, оттенки, движение. Общая тенденция развития заключается в дифференциации, нарастающих сложности и пластичности восприятия [6], [10].

Не столь однозначны данные различных авторов, касающиеся восприятия цвета. Все авторы отмечают увеличение с возрастом формоцветовых ответов. В отношении чисто цветовых ответов высказываются различные суждения: М. Форд [6] утверждает, что удельный вес их возрастает; по мнению Г. Мейли-Дворецки [10], в период от 3 до 8 лет процент этих ответов уменьшается; И.Г. Беспалько и М.Н. Раева [2] считают, что количество таких ответов остается на одном уровне.

Имеются разногласия и в отношении половых различий в особенностях восприятия пятен. По данным Паулсен (см. [6]), мальчики дают больше ответов по движению. Ставрианос (см. [6]), напротив, считает, что девочки начинают давать такие ответы раньше, чем мальчики. М. Форд [6] не выявила разницы между мальчиками и девочками, но предположила, что девочки раньше начинают использовать цветовые ответы, а мальчики — ответы по движению.

Поскольку становление перцептивной деятельности ребенка подчиняется определенным закономерностям, желательным представляется установление нормативных показателей, с которыми можно было бы сравнивать все последующие результаты. Таких показателей, к сожалению, до сих пор нет. Исследования М. Форд [6] были проведены на группе детей, отличающихся высокими умственными способностями и происходящих из обеспеченных семей. Поэтому сама автор не рассматривала свои результаты как нормативные. Работы В. Гебхарт [7], И.Г. Беспалько и М.Н. Раевой [2] охватывают большой экспериментальный материал, но авторы, к сожалению, приводят свои данные не в процентном отношении к общему количеству ответов, а в абсолютных цифрах. Это затрудняет использование полученных ими результатов для сравнения с другими работами.

Целью настоящей работы явилась попытка установления нормативных показателей метода Роршаха1 для детей дошкольного возраста и уточнение влияния на восприятие различий по полу.

В детских садах № 732 и 2018 Москвы нами было изучено 250 детей от 3 до 7 лет включительно. Каждая из годовых групп состояла из 25 мальчиков и 25 девочек. Возраст исследуемых усреднялся: так, например, в группу 5-летних вошли дети от 4 до 5 лет 5 мес.

При исследовании детей от 3 до 6 лет использовалась модификация инструкции, предложенная И. Г. Беспалько и М. Н. Раевой [2], согласно которой детям предлагалось

 

104

 

 

105

 

угадать, на что похожи пятна. Начиная с 6-летнего возраста, процедура проведения эксперимента не отличалась от стандартной. Во время выполнения методики экспериментатор выражал интерес и всячески поощрял ребенка. Несмотря на это, встречались дети, которые при первой встрече с таблицами Роршаха испытывали напряжение и боязнь дать неправильный ответ. В большинстве случаев свободная, релаксированная атмосфера исследования снимала эти задержки. Однако в ряде наблюдений, когда дети оставались скованными и давали на все таблицы менее 6 ответов, приходилось исключать их протоколы из дальнейшей обработки.

Для всех основных показателей определялись средние величины и средние отклонения в процентах к общему количеству ответов; достоверность различий определялась по методу Стьюдента. При малых частотах оказывалось количество изучаемых ответов по отношению к общему числу интерпретаций и достоверность различий определялась по методу φ Фишера [3]. Полученные результаты представлены в таблице сводных данных.

Рассмотрим полученные результаты.

Среднее время реакции (Т1), т. е. усредненное время в секундах, прошедшее от момента показа таблицы до первого ответа, с возрастом увеличивается. В возрасте 3—5 лет оно примерно одинаково у девочек и у мальчиков, в 6—7 лет оно становится больше у девочек (Р<0,01 для 6 лет и Р<0,05 для 7 лет). Среднее время ответа (Тг) также имеет общую тенденцию к увеличению. Однако изучение таблицы показывает, что этот показатель неустойчив и, по-видимому, не может характеризовать динамику развития ребенка.

Общее количество ответов (R) с возрастом увеличивается. У мальчиков 5—7 лет оно несколько выше, чем у девочек, но эта разница не является статистически достоверной.

W %, или удельный вес ответов на всю таблицу в целом, с возрастом постепенно уменьшается. У мальчиков 6 и 7 лет он выше, чем у девочек, но эта разница недостоверна. W—%, или удельный вес целостных ответов с плохой формой, с возрастом уменьшается. У 6-летних девочек он был достоверно ниже, чем у мальчиков (Р<0,01), в остальных возрастных группах разницы по полу не определялось.

Характер целостных ответов с возрастом претерпевает существенные изменения. У 3-летних детей преобладают примитивные целостные ответы с плохой формой, которые имеют незначительное отношение к свойствам пятна и нередко являются лишь переевераторными повторениями предыдущих ответов. В 4-летнем возрасте среди целостных ответов появляются конфабуляторные, когда отчетливо воспринимается одна или несколько деталей, а все остальное домысливается до целого без учета конфигурации всего пятна. Вначале конфабуляторные ответы даются на основе одного какого-нибудь элемента: например, «улитка» определяется по рожкам, а «лошадь» — по копыту. В возрасте -5—6 лет чаще встречаются конфабуляторные комбинации, когда ответ с плохой формой (обычно целостный) дается с учетом более чем одного элемента пятна. Примером подобного ответа может служить ответ «бык» на всю табл. 2 из-за ног сверху и рогов снизу (перевернутый образ). По мнению Б. Клопфера и соавторов [8], нормальный пятилетний ребенок использует конфабуляции и конфабуляторные комбинации по крайней мере в половине ответов. В наших наблюдениях количество конфабуляторных ответов ни в одной из исследованных групп не достигло 15%. Однако, если учесть трудности опроса и уточнения локализации у детей, можно предположить, что конфабуляторных ответов должно быть значительно больше, чем нам удалось определить. Конфабуляторные ответы во всех возрастных группах преобладали у мальчиков; у 4-, 5- и 7-летних детей это преобладание было статистически достоверным (Р<0,05). Близки к конфабуляторным интерпретациям ответы типа pars pro toto, когда ребенок видит в пятне только часть предмета или животного, например ствол дерева или морду волка, а определяет пятно как целый образ («дерево» или «волк» соответственно). Такое смешение целого и части чаще определялось у детей 6—7 лет.

С возрастом постепенно увеличивается количество целостных ответов с хорошей формой. Большинство из них у дошкольников являются популярными, т. е. самыми простыми и часто называемыми ответами. В возрасте 6—7 лет среди целостных ответов с хорошей формой впервые появляются комбинаторные, т. е. структурированные ответы, в которых интерпретируется как пятно в целом, так и отдельные его детали. Примером может служить следующий ответ на табл. 3: «две женщины в туфлях и кофтах стирают белье в корыте; на стене видны крючки (красные пятна) для развешивания белья».

D%, или удельный вес ответов на обычные детали, с возрастом имеет тенденцию к нарастанию (ответы, относящиеся к категории D, определялись по списку И.Г. Беспалько [1]. У 6-летних девочек D достоверно выше чем у мальчиков того же возраста (Р<0,05), в остальных возрастных группах разница недостоверна.

Количество ответов на мелкие детали (dd) и на фрагменты белого фона (Ds) с возрастом увеличивается, но в целом остается небольшим. В 3-летнем возрасте среди ответов на фрагменты белого фона преобладали ответы с плохой формой типа «дырок» и «окошек»; в дальнейшем чаще встречались указания на предметы и животных («люстра», «бабочка»).

 

106

 

F+%, или процент ответов с четкой формой, с возрастом нарастает; в группе 7-летних детей он значительно выше у девочек (Р< 0,001), в остальных возрастных группах различия недостоверны.

А% — это удельный вес ответов с называнием животных. Данный показатель считается признаком банальности и стереотипии мышления. По-видимому, подобная трактовка неприменима к детям. Из таблицы видно, что этот показатель относительно мало меняется с возрастом.

Р% — это удельный вес популярных ответов, т. е. таких, которые встречаются наиболее часто, примерно у каждого шестого испытуемого. В настоящей работе при определении популярных ответов мы пользовались списком 20 популярных ответов И. Г. Беспалько [1]. В отличие от взрослых, у детей почти не встречались ответы «шкура» на табл. 4 и 6 и часто имел место ответ «дерево» или «елка» на серое пятно табл. 8, Чаще всего первым популярным ответом и одновременно первым ответом с хорошей формой был ответ «бабочка» на табл. 8 (ответ «летучая мышь» на эту таблицу появлялся значительно позже, в среднем в возрасте около 4 лет). Следующими по частоте встречаемости у детей идут популярные ответы: «животные» — на боковые пятна табл. 8, «дерево» («елка») — на серое пятно и центральную деталь табл. 8 и «люди» — на черные пятна табл. 3. В возрасте от 3 до 5 лет количество популярных ответов увеличивается, а с 5 до 7 лет держится на одном уровне, равном примерно 27—29 %. Различий по полу не определялось.

RI, или индекс реалистичности, вычисляется по частоте встречаемости четырех ответов: 1) ответа по движению на табл. 3; 2) «летучей мыши» на табл. 5; 3) «животного» на боковую часть табл. 8 и 4) любого животного на любую крупную деталь табл. 10. Если такой ответ дается первым, он оценивается в 2 очка, если указывается позднее — в 1 очко. Максимально возможная величина индекса реалистичности равна 8, в норме она колеблется от 5 до 7 [4]. Поскольку первые 3 из 4 реалистических ответов являются самыми распространенными по частоте среди ответов (по И. Г. Беспалько [1], у взрослых они встречаются соответственно в 66,7%, 60,8% и 82,4 %), мы решили в качестве 4-го реалистического ответа взять 4-й по частоте встречаемости ответ: любое «многоногое» животное на синее пятно табл. 10 (по И. Г. Беспалько [1], частота этого ответа у взрослых равна 60,8%). Вычисленные подобным образом цифры индекса реалистичности у детей от 3 до 7 лет с каждым последующим годом увеличиваются; достоверных различий в зависимости от пола не определялось.

Цветовые ответы в методе Роршаха оцениваются в зависимости от соотношения их с восприятием формы. При доминировании формы над цветом ответ обозначается как FC и оценивается в 0,5 очка. При доминировании цвета над формой ответ шифруется как CF и оценивается в одно очко. Если ответ определяется только одним цветом, он отмечается как С, что соответствует 1,5 очка. Сумма всех очков на цветовые ответы называется суммой цвета и обозначается ΣС.

Из таблицы видно, что количество чисто цветовых ответов во всех возрастных группах остается примерно на одном уровне, а количество цветоформовых и формоцветовых с возрастом отчетливо возрастает. Количество чисто цветовых ответов у мальчиков и у девочек примерно одинаково, а удельный вес остальных цветовых ответов во всех возрастных группах у девочек выше, чем у мальчиков. Статистически достоверное преобладание цветовых ответов у девочек отмечалось в двух случаях: у 6-летних детей по ответам цвет — форма (Р<0,01) и у 4-летних по ответам форма — цвет (Р<0,05). Показатель «суммы цвета» также во всех возрастных группах был выше у девочек; у детей 4 и 5 лет это преобладание было статистически достоверным (Р<0,05),

Мы не наблюдали у детей значительного количества ответов с учетом черного цвета, как это отмечали И.Г. Беспалько и М.Н. Раева [2].

Ответы с указанием на движения животных (FM) появлялись с 4 лет и преобладали у мальчиков; у 7-летних детей это преобладание становилось статистически значимым (Р.<0,01). Кинестетические ответы (М) появлялись с 5-летнего возраста и значительно увеличивались в 6-летнем. У 7-летних детей они чаще определялись у мальчиков (Р<0,05).

Удельный вес персевераций выше всего у 3-летних детей. В самых грубых случаях один и тот же ответ (например, «уточка») давался на все 10 таблиц. В тех наблюдениях, где у 3-летних детей определялись 2—3 разных ответа, интерпретация определялась не столько свойствами соответствующего пятна, сколько предыдущий ответом; нередко на одну и ту же таблицу давались разные ответы в зависимости от порядка показа таблиц и предыдущего ответа - У детей 4—7 лет количество персевераций меньше, чем у 3-летних, но этот показатель неустойчив и в отдельных возрастных группах становится больше то у мальчиков, то у девочек.

Человеческие образы в ответах детей 3—4 лет встречаются редко; они заметно увеличиваются в 6—7 лет. В возрасте 5—6 лет нередко отмечались перевернутые образы; у 7-летних детей они становились более редкими.

При сравнении показателей метода Роршаха у детей различных возрастных групп мы приходим к выводу, что в дошкольном возрасте наиболее отчетливо отражают возрастную динамику зрительной перцепции 4 показателя: общее количество ответов (R), удельный вес целостных ответов с плохой формой (W— %), удельный вес ответов

 

107

 

с четкой формой F+% и индекс реалистичности (R1). Сравнивая показатели в зависимости от пола, мы видим, что в возрасте 6—7 лет девочки несколько опережают малышков в развитии восприятия формы (у них меньше удельный вес целостных ответов с плохой формой конфабуляторных ответов, больше удельный вес ответов с четкой формой и формоцветовых ответов) и дают больше цветовых ответов. В 7-летнем возрасте мальчики начинают воспринимать движения животных (FM) и людей (М), лучше, чем девочки. Мы не наблюдали отмеченных И. Г. Беспалько и М. Н. Раевой [2] признаков «эмоционального шока» у 7-летних девочек.

Мейли-Дворецки [10] выделяет в развитии перцепции по Роршаху 4 стадии: 1) этап примитивных целостных ответов; 2) примитивный анализ, когда ребенок предпочитает давать примитивные и формальные D-ответы; 3) высший анализ, когда ребенок дает такие же хорошие D-ответы, как и взрослый; 4) высшая глобализация, характеризуемая появлением высших комбинаторных целостных ответов. Согласно автору, эти стадии отражают следующие этапы перцепции по Клапареду: 1) общее и спутанное восприятие целого; 2) отчетливая и аналитическая перцепция частей; 3) синтетическая рекомпозиция целого с осознанием частей.

Предложенная автором классификация несколько схематизирует и упрощает динамику зрительной перцепции ребенка. Следует заметить, что на аналитических этапах, т. е. втором и третьем, целостные ответы не исчезают, а продолжают развиваться и выражаются в виде конфабуляторных или популярных целостных ответов. Однако в целом схема, предложенная Мейли-Дворецки, объективно отражает постепенное усложнение формы воспринимаемых образов.

В возрасте до 3 лет многие дети дают только целостные ответы с плохой формой. Потом начинают восприниматься простые зрительные образы. Говоря о «простых» образах, мы имеем в виду не величину воспринимаемого пятна, поскольку она может быть различной, а ее относительно элементарную информационную структуру. Сюда относятся ответы, в которых используется не более 2—3 характеристик формы, например: «бабочки» — на любое пятно с центральным узким «телом» и симметричными «крыльями» по бокам; «паук» — на любое круглое пятно с отростками; «рыба» — на узкое продолговатое пятно. Обязательным этапом становления зрительной перцепции ребенка является период конфабуляторных ответов (4—6 лет). Будучи неспособным отчетливо воспринять все пятно со сложной конфигурацией, ребенок выделяет в нем отдельные доступные ему «простые» детали («руки», «ноги», «рожки», «усы») и достраивает их до целостного образа. Дальнейшее развитие зрительной перцепции дошкольника характеризуется исчезновением конфабуляторных ответов и постепенным усложнением формы воспринимаемых образов.

Заключение. Подводя итоги изучения зрительного восприятия у детей посредством метода Роршаха, мы видим, что основным признаком, характеризующим развитие зрительной перцепции у дошкольников, является прогрессирующее улучшение восприятия формы. Количественно эта тенденция проявляется в разных показателях: прежде всего в нарастании удельного веса ответов с хорошей формой, затем в увеличении популярных ответов, индекса реалистичности и формоцветовых ответов, а также в уменьшении удельного веса целостных интерпретаций с плохой формой. В качественном плане улучшение восприятия формы выражается в постепенном усложнении формы четко воспринимаемых пятен от популярных ответов до комбинаторных. По мере взросления ребенка более разнообразными становятся способы восприятия пятен: уменьшается количество целостных ответов и возрастает удельный вес ответов на обычные и мелкие детали и на белый фон. С 6—7 лет появляются кинестетические ответы. Характерными признаками детского возраста являются конфабуляторные ответы и относительно большое количество персевераций. В возрасте 6—7 лет кинестетических ответов больше у мальчиков, а цветовых у девочек; в этом же возрасте девочки опережают мальчиков в развитии восприятия формы.

 

1. Беспалько И. Г. Нормативные данные по методике Роршаха / Труды Ленингр. науч.-исслед. психоневрол. ин-та, 1978, т. 87, с. 145—153.

2. Беспалько И. Раева М. Н. О применении метода Роршаха в изучении возрастных особенностей психического развития:— Медико-психологические аспекты реабилитации детей с психическими заболеваниями. — Л., 1978, с. 22—33.

3. Плохинский Н. А. — Биометрия. — М., 1970.

4. Bohtn Е. Lehrbuch der Rorschach Psychodiagnostic. Bern und Stuttgart. Verlag Hans Huber, 1972.

5. Dubitscher F. Der Rorschachsche Formendeuteversuch bei erwachsenen Psychopathi-schen und schwachsinnigen Kindern. — Zeitschrift fur die gesamte Neurologie und Psychiatrie, 1932, Bd. 142, s. 129—158.

6. Ford M. The Application of the Rorschach test to young children. Minneapolis, 1946.

7. Gebhart V. Zum Problem der intellektuellen Entwicklung im Rorschachschen Form-deutversuch. — Monatsschrift fur Psychiatrie und Neurologie, 1952, Bd. 124, s. 91—125.

8. Klopfer В., Spiegelman M., Fox J. The interpretation of children's records. — In: Developments in the Rorschach technique. N. Y., 1956, v. 2, p. 22—44.

9. Ledwilh N. H. A Rorschach study of child development. Pitsburg, 1960.

10. Meili-Dworetzki G. The development of perception in the Rorschach — Klopfer B. and oth. — In: Developments in the Rorschach technique. N. Y., 1956, v. 2, p. 103—176.



1 Метод Роршаха состоит из 10 таблиц с изображением симметричных черно-белых и цветных пятен. У испытуемых спрашивается, на что похожи эти пятна. Далее автор ссылается на эти таблицы.