Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

176

 

ПОСОБИЕ ПО ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

В. В. МИРОНЕНКО

Симферополь

А. В. ПЕТРОВСКИЙ

Москва

 

 

Новое учебное пособие по курсам теории и истории возрастной и педагогической психологии1 адресовано студентам вузов, обучающимся по специальности «Психология». Нет сомнения, что хрестоматия богатством своего материала представит еще больший интерес для преподавателей университетов, педагогических вузов и исследователей в области психологии обучения и воспитания.

Первый выпуск хрестоматии начинает трехтомную серию учебного пособия по курсам теории и истории возрастной и педагогической психологии. Достаточно большой объем учебного пособия включает в себя 42 работы, отражающие начальный период становления и развития психологии в нашей стране в первые три десятилетия после Великой Октябрьской социалистической революции (1918—1945 гг.). Как указано в предисловии, в последующие две книги войдут работы советских авторов за период с 1946 по 1979 г., а также труды, отражающие историю и современное состояние зарубежной возрастной и педагогической психологии.

Итак, вышел в свет первый том — итог большой работы составителей по отбору, систематизации трудов ученых, стоявших у истоков советской психологии. Значительность этого события состоит в его уникальности: это первое в стране пособие, в котором собраны работы, относящиеся к важнейшему периоду в истории советской психологии — началу исследований на основе марксистско-ленинской теории.

Известно, что именно первые три десятилетия после Октябрьской революции связаны с трудным периодом фундаментальной перестройки психологического знания во всех областях психологии. Для судеб детской и педагогической психологии он также имел существенное значение, протекая в особенно острой форме в области проблем развития, обучения и воспитания. Вчитываясь в тексты, каждый ощутит атмосферу эпохи революционного созидания общества, масштабность и драматизм, глубокую идейность и гуманизм этого исторического периода и, что особенно ярко проступает в текстах

 

177

 

хрестоматии,— величайшую ответственность молодой советской психологии за судьбы человеческой личности в новом обществе.

В первом разделе собраны работы, относящиеся к начальному этапу построения психологии на основе марксистско-ленинской философии (1918 —конец 20-х гг.). Именно в этот период видное место заняли вопросы психологического обоснования нового содержания и новых форм учебно-воспитательного процесса, вопросы психологии развития детей в новых социальных условиях, влияния общественной среды на личность, вопросы возрастных особенностей учащихся, эффективность обучения и др. Эти проблемы освещаются в выдержках из трудов основоположников советской психологии К.Н. Корнилова, М.Я. Басова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и др.

Второй раздел включает работы, связанные с началом конкретных исследований на основе новой методологии (от конца 20-х гг. до постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов в 1936 г.»). Здесь представлены выдержки из основных исследований по педагогической психологии Л.С. Выготского и его сотрудников. Эти работы послужили началом многих продуктивных исследований, позволивших прийти к современной системе научно обоснованной теории обучения и психологическим основам управления умственным развитием ребенка. В этом же разделе помещены первые работы С.Л. Рубинштейна об онтогенезе сознания и Д.Н. Узнадзе о формировании понятий у дошкольников. Кстати, жаль, что всего одной работой представлен П.П. Блонский, так много внесший в золотой фонд отечественной психологии.

Работы этого этапа отвечали социальному заказу в связи с невиданным ростом народного образования в СССР. В них содержится богатейший научно-исследовательский материал, вошедший органической частью в современную детскую и педагогическую психологию.

Последний, третий раздел включает труды, характеризующие развитие детской и педагогической психологии в предвоенные и военные годы. В этот период преодолевалась известная ограниченность работ первых двух этапов в разработке теории и методов наследования и оформлялось новое теоретическое знание, составившее основу дальнейшего интенсивного развития психологии в нашей стране. В работах этого этапа определяется и становится ведущей идея единства сознания и деятельности, получившая экспериментальное подтверждение в исследованиях развития познавательной деятельности у ребенка, проведенных А.В. Запорожцем и его сотрудниками, в виде формирующего эксперимента, реализованной в работах А.В. Аснина, Р.Г. Натадзе и др.

В этот же период приобретает известность система взглядов на личность ребенка и детский коллектив, созданная замечательным советским педагогом А.С. Макаренко. К сожалению, его работы не включены в хрестоматию: в ней публикуются только малодоступные источники. Но, конечно, педагогическая и психологическая система А.С. Макаренко становится отправной для развертывания целого ряда психологических исследований, посвященных проблемам развития личности и коллектива.

Положительно следует оценить включение в пособие наряду с текстами теоретических исследований и ряда конкретных экспериментальных работ. Это важно, так как многие из них, затерявшись в журнальных статьях тех лет, остались недоступными как учебные тексты, как образцы экспериментальных процедур. Их публикация дает представление об исторической ситуации развития экспериментальных исследований в русле различных теоретических направлений, знакомит с рядом методик, не утративших своего значения и по сей день. Сюда включены также работы, носящие характер частных исследований, но и они велись в русле традиционной экспериментальной психологии. Быть может, здесь следовало бы представить больше работ авторов, теперь уже полузабытых — современников тех, кто считается основоположниками советской психологии. Мы никого не должны забывать.

Стремлением следовать историческому документализму продиктована публикация статей того периода, переведенных с другого языка или вообще не печатавшихся ранее. Это выдержки из кандидатских диссертаций, докладов, стенограмм — они имеют принципиальное значение для возрастной и педагогической психологии, поскольку отражают острые проблемы развития психики детей. Они значимы и в наше время.

Составители хрестоматии прежде всего четко выдерживают хронологический принцип, который дает возможность четко вписать публикуемые работы в рамки определенных социальных событий революционной эпохи. Работы подобраны без специальной систематизации по проблемам онтогенетического развития, отдельным проблемам психологии обучения и воспитания или по другим критериям.

Безусловно, во всякой работе должно оцениваться то, что в ней есть, а не то, что в ней могло бы быть. И все же из дидактических соображений неплохо было бы составителям предпослать отдельным периодам краткую аннотацию с характеристикой общей направленности цитируемых работ, указать на характер сокращений, дать оценку решения проблем, затронутых в работах, которые и сегодня звучат актуально, внося свой вклад в современную науку. Пособие выиграло бы также при включении в него справочного фонда.

Важно в заключение отметить, что хрестоматия по возрастной и педагогической психологии — это не просто еще одно пособие, это — важная составная часть системы пособий по психологии. Несомненно, она станет настольной книгой каждого современного специалиста в области возрастной и педагогической психологии и даст толчок дальнейшим творческим исканиям в этой области.



1 Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских авторов (1918—1945 гг.) /Сост. И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис. — М.: Изд-во МГУ, 1980.— 294 с.