Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

173

 

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Л. Ф. БУРЛАЧУК, В. М. БЛЕЙХЕР

Киев

 

В нашей стране сложились и стали традиционными несколько направлений прикладных исследований в социальной психологии. Прежде всего к ним могут быть отнесены социально-психологические проблемы промышленного производства, средств массовой коммуникации и пропаганды, воспитания подрастающего поколения. Сегодня принципы и методы социальной психологии все глубже проникают в такие области, как психиатрия и медицинская психология. Недавно вышедший в свет сборник трудов Института им. В.М. Бехтерева1 привлекает внимание читателей прежде всего тем, что в нем впервые широко представлены результаты исследований, показывающих значение социально-психологических факторов в клинике психических и соматических заболеваний, психотерапии, семейных взаимоотношениях и отношениях между медицинским персоналом и больными.

Материалы сборника можно условно разбить на три раздела: теоретический, собственно экспериментальный и историко-обзорный.

Открывается книга статьей А.А. Бодалева, в которой осуществлен детальный анализ основных тенденций развития психологии познания людьми друг друга, сформировавшихся за последние 15 лет. А.А. Бодалев, стоящий у истоков этих исследований в отечественной психологии, отмечает неуклонное возрастание интереса к проблеме познавательных компонентов межличностного взаимодействия. Эта тенденция органически связана с другой: «... непрерывно наблюдается экспансия исследований по психологии познания людьми друг друга во все новые области психологической науки» (с. 10). Ярким свидетельством этой тенденции являются Всесоюзные конференции по психологии познания людьми друг друга (Краснодар, 1975, 1979).

В статье Е.Ф. Бажина обсуждается разработка проблемы общения в психиатрии и медицинской психологии. Выделены два основных направления этих исследований, имеющих большое практическое значение. Первое связано с дальнейшим развитием теории и практики реабилитации как разностороннего процесса воздействия на больного и его микросреду. Здесь особое внимание должно быть уделено теоретическому обоснованию индивидуальной и групповой психотерапии, а также изучению взаимоотношений врача и больного, больного и его семейного окружения. Второе направление — исследование нарушений коммуникативной деятельности в клинике как психических, так' и соматических заболеваний. В статье Е.Ф. Бажина также подводятся предварительные итоги работы лаборатории социально-психологических исследований Института им. В. М. Бехтерева, руководителем которой он является.

Разработка психологических основ реабилитационных программ предусматривает учет особенностей личности больного, что в конечном счете обеспечивает «прицельность» психосоциальных воздействий. В связи с этим весьма актуально обращение к анализу феномена психологической защиты (Р.А. Зачепицкий). Однако нельзя согласиться с автором в том, что «у здоровых людей приемы психологической защиты — это свидетельство их слабости, неспособности противостоять неблагоприятным условиям действительности» (с 23). Мы полагаем, что «включение» тех или иных механизмов психологической защиты у здоровых лиц связано с необходимостью сохранения целостности индивидуального сознания, а это важнейшее условие активности личности, возможности ее функционирования в постоянно изменяющихся условиях. Именно поломка защитных механизмов приводит к возникновению заболевания. Целесообразно четко дифференцировать особенности психологической защиты в норме и патологии.

Статьей Т.В. Корневой завершается теоретический раздел книги. Автор, следуя концепции реабилитации М.М. Кабанова, предлагает опираться на принцип комплексности при изучении социально-психологических факторов ремиссий при шизофрении. Этот принцип предполагает социологический, социально-психологический и клинический уровни анализа, которые подробно рассматриваются в статье.

Исследования условий семейного воспитания (Г.В. Бурковский, А.Я. Вукс, Б.В. Иовлев, К.В. Корабельников, а также Э. Пинк из ГДР), нарушений внутрисемейных отношений (Л.Н. Горбунова, Э.В. Варламов, А.С. Ломаченков), особенностей взаимоотношений между полами (Б.Е. Алексеев, Э. Пинк) и характера эмоционального общения (Е.Ф. Бажин, Т.В. Корнева) у больных шизофренией углубляют наши представления о причинах и механизмах развития заболевания, способах реабилитации этих больных. Выделены элементы неблагоприятных ситуаций в семьях людей, заболевших впоследствии шизофренией; получила экспериментальное обоснование целесообразность включения семейной психотерапии в комплекс психосоциальных

 

174

 

воздействий; показана зависимость терапевтического эффекта от уровня удовлетворенности половыми взаимоотношениями; наконец, проанализирована роль эмоциональных реакций в коммуникативном поведении больных.

Разработка методик, позволяющих оценить особенности восприятия речевой экспрессии и мимики (на материале больных маниакально-депрессивным психозом в депрессивной фазе и больных шизофренией),— тема работ Г.А. Крыловой, Н.А. Ганиной и Т.В. Корневой. Способность воспринимать и интерпретировать выразительные элементы речи и мимику является одним из существенных показателей, по которым можно судить о степени выраженности личностного дефекта, что, в свою очередь, облегчает выбор адекватного терапевтического воздействия.

Изучение динамики самооценок и представлений о враче у больных алкоголизмом (В.Н. Николаенко), а также особенностей процессов групповой психотерапии этих больных (Б.М. Гузиков, Г.Н. Цветков, В.М. Зобнев, А.А. Мейроян) позволило авторам сделать выводы о существовании определенной зависимости результатов лечения от характера отношений, складывающихся между больными и врачом, и социально-психологических факторах эффективности групповой психотерапии.

Известно, что по оценкам, которые больные дают психотерапевтам, можно весьма точно прогнозировать эффективность терапевтического воздействия. Поэтому не случайно обращение Г.Н. Цветковой и И.С. Лукиной к изучению личности психотерапевта и объективации тех тенденций, которым он следует при отборе больных в психотерапевтические группы. Получены интересные результаты, имеющие значение для профессиональной подготовки и отбора психотерапевтов.

Различным аспектам взаимоотношения «лечебный персонал — больные» посвящены статьи В.А. Ташлыкова и Г.В. Бурковского. Семья как социальная группа, оказывающая влияние на формирование механизмов регуляции поведения, а иногда и создающая условия для патологического развития личности, находится в центре исследований Э.Г. Эйдсмиллер, Т.М. Мишиной, Т.В. Самохиной, В.К. Каубиш и Н.Д. Игнатьевой.

А.М. Эткинд ставит задачу разработки теста для получения данных об эмоциональных компонентах отношения человека к себе и другим людям на основе выбора того или иного цветового стимула. Хотя использование цвета для личностной диагностики имеет давнюю историю в психологических исследованиях, автору удается внести новое. Правда, на наш взгляд, несколько преувеличены возможности этой методики, могущей, как сообщает автор, «дать представление о динамике системы отношений больного, изменении его Я-образа, механизмов психологической защиты» (с. 114).

Клиника соматических заболеваний довольно долго находилась в стороне от непосредственных интересов психиатров и медицинских психологов. Значительную роль в изменении этого положения сыграло широкое внедрение реабилитационных принципов в соматическую медицину. В статьях A.В. Гнездилова, Н.Б. Шиповникова и B.А. Чулковой раскрыты особенности взаимоотношений врача с онкологическими больными, способы оценки их компенсаторных возможностей и особенности восприятия больными разных этапов пребывания в стационаре (через оценку эмоциональной напряженности и самооценку). Полученные результаты имеют значение для разработки системы реабилитационных мероприятий.

Вопросы, к рассмотрению которых обратились Г.П. Цейтина и В.Л. Филиппов,— система отношений у больных церебральной формой гипертонии и роль социально-психологических факторов в этиологии и течении бронхиальной астмы. Так, у больных гипертонией отмечается снижение фрустрационной толерантности, трудности социальной адаптации, различные нарушения в системе межличностных отношений. При бронхиальной астме, по мере нарастания тяжести клинической картины, наблюдается повышение показателей конфликтности личности, у большинства выявлена завышенная самооценка, тревожность. Учет этих данных является одним из условий повышения эффективности лечебно-реабилитационных программ.

Заключительный раздел сборника содержит работу А.М. Шерешевского о социально-психологической оценке эпидемических душевных расстройств психиатрами России во второй половине XIX — начале XX в. и обзор А.М. Эткинда об исследованиях эмоций социальными психологами США.

Подводя итоги, отметим, что не все исследования, представленные в сборнике, равноценны. В некоторых отсутствует четкая постановка цели или же она сформулирована только лишь в самом общем плане, например, «цель настоящей работы — объективное исследование процесса групповой психотерапии» (с. 71). В связи с этим читателю трудно найти и те конкретные выводы, к которым пришли авторы.

Высказанные нами замечания не умаляют ценности книги, открывающей новые пути прикладных социально-психологических исследований. Знакомство с работами этого авторского коллектива не только полезно, но и необходимо всем специалистам, ведущим исследования в области социальной и медицинской психологии, психиатрии. Много ценного почерпнет из сборника и врач-практик.



1 Социально-психологические исследования в психоневрологии / Под ред. Е. Ф. Бажина и общ. ред. М. М. Кабанова. — Труды Ленингр. науч.-исслед. психоневрол. ин-та им. В. М. Бехтерева. Т. LXXXXIII. — Л, 1980.— 158 е.