Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

171

 

ПРАКТИКА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ВУЗОВСКОЙ РАБОТЕ ПСИХОЛОГА

 

Л. А. ЛЕПИХОВА, В. В. КОВАЛЕВ

Киев

 

Задачи, поставленные партией и правительством по совершенствованию высшей школы, не могут быть выполнены без дальнейшего углубления научного знания о закономерностях учебного процесса, учения, становления и развития личности студента. Обеспечить индивидуальный подход в учебно-воспитательном процессе можно только при условии, если преподаватель располагает данными о психофизиологических, эмоционально-волевых, личностных и познавательных особенностях студентов; ориентируется в уровне их способностей, мотивации учения, социально-психологических характеристиках групповой деятельности и т. д.

Рецензируемая книга1 посвящена актуальным проблемам высшей школы. В ней сделана попытка с позиций системно-деятельностного подхода представить закономерности функционирования вуза как системы, соотнести общесистемные и психологические знания, раскрыть теоретические и прикладные аспекты организации психологической службы вуза, разработать методы и методики психодиагностической и психорегулирующей работы со студентами. В книге предлагаются конкретные пути и способы оптимизации учебно-воспитательных воздействий со стороны руководства и преподавателей вуза на личность студентов, уделяется внимание навыкам саморегуляции психической деятельности студентов.

Книга написана хорошим языком; обсуждаемые достаточно сложные и специальные психологические вопросы представлены в форме, понятной как психологам, так и широкому кругу преподавателей, студентов, что делает ее пособием в практической работе.

Содержание коллективной работы авторов отражено в четырех главах, широко представлена литература. В первой главе «Оптимизация управления и прикладная психология в современной высшей школе» (Н.М. Пейсахов) рассматриваются функции психологической службы вуза, автор раскрывает объективные и субъективные причины отставания разработок психолого-педагогических основ воспитания и обучения в высшей школе от запросов практики. Подчеркивается роль марксистско-ленинской философии как общенаучной основы всех наук (с. 12), из реализации методологических принципов которой вытекают системный и деятельностный подходы — принципы исследования прикладной психологии в вузах страны. Разворачивая системную методологию, способы ее реализации в конкретных исследованиях, автор дает определение основных понятий: системного подхода, системы, организации, подсистемы (с. 13 —17),

 

172

 

предлагает основы классификации систем, показывает необходимость деятельностного рассмотрения социальных систем. Анализируя вуз как кибернетическую систему, Н.М. Пейсахов использует информационный подход в качестве основы структурирования психологических исследований, предлагает блок-схему структуры управления вузом (с. 35). В главе рассмотрены организационные компоненты психологической службы вуза, даны общие положения должностных требований к психологу-преподавателю, психологу-исследователю, психологу-практику (с. 84 — 88).

Вторая глава «Особенности личности студента» (А.Н. Белянина, М.М. Гарифуллина, Ф.М. Рахматуллина, Ю.А. Цагарелли) посвящена социально-психологическим закономерностям отношений, ценностным ориентациям, мотивам учебной деятельности студентов. В главе приведены результаты исследования особенностей мотивов у студентов с различной общественно-политической активностью и успеваемостью.

В третьей главе «Познавательная деятельность студентов» (Л.М. Попов, С.С Перуанский, Р.В. Габдреев) описываются особенности и структура познавательной деятельности, приводится методика анализа многообразия интеллектуальной деятельности и выдвигаются требования к ней. В результате исследования было выделено восемь «отличающихся по типу интеллектуально-инициативного поведения групп студентов. Каждой группе... присущи определенные показатели логико-эвристического, мотивационного, стереотипического, операционного и временного признака» (с. 156). С.С. Перуанский, ссылаясь на исследования Л.И. Божович, подчеркивает, что «для студентов смыслообразующими мотивами являются внешние мотивы, лежащие в сфере профессиональной деятельности» (с. 159). Это положение позволяет автору требовать перестройки организации учебного процесса, которая «...должна быть направлена прежде всего на формирование мотивов, лежащих вне учения: в структуре будущей профессиональной деятельности» (с. 160). Заключает главу исследование Р.В. Габдреева, показывающего еще один путь оптимизации учения. Путь этот в сближении субъективной динамической модели со статической, определяемой учебными программами, традицией, задачами и целями, стоящими перед учебным процессом.

Глава четвертая «Динамика психологических и психофизиологических показателей» начинается с обоснования нетрадиционного подхода «сверху» — от социально обусловленных особенностей личности и ее деятельности» (с. 192) к исследованию физиологических механизмов психической деятельности. Характеризуя типические психофизиологические    показатели    студентов,

М.Н. Шевцов акцентирует внимание на динамике связей между ними (взаимосвязь показателей сенсорной и сенсомоторной деятельности). Н.Ш. Валеева анализирует зависимость умственной деятельности студентов от биологических ритмов, подчеркивая, что ритмы «как специфический тип закономерностей периодической временной структуры» (с. 209) есть одна из форм связи всего живого на Земле.

Умение управлять своим психическим состоянием всегда оценивалось в общественном сознании как характеристика высокого уровня организации личности. Г.Ш. Габдреева, обработав доступный материал по психотренингу, экспериментально проверив его на достаточно большой выборке, правомочно предлагает ряд методик для практического использования. При этом следует отметить, что речь идет не об абстрактных рекомендациях и обсуждении возможностей тренировки студентами своих психорегулирующих свойств, за этими рекомендациями стоит реализованная психологическая служба вуза, в которой активное участие принимают все авторы сборника.

По прочтении книги можно обсуждать ее структуру, методики, используемые авторами книги, и предлагать какой-то свой набор методик, можно указать на ряд авторских упущений с позиции ожидаемой полноты, но не это главное. Основное, позитивное — это то, что показан и логично обоснован путь совмещения процесса управления вузом и включенной в него вузовской психологической службы, совмещение обоюдно полезное как вузу (что показано в данной книге), так и психологии. Это подчеркивают и авторы сборника, ссылаясь на Б.Ф. Ломова, который пишет: «Активное участие в решении задач, возникающих в общественной практике, является необходимым условием дальнейшего развития самой психологии как науки» (Психологический журнал, 1980, № 1, с. 11). В книге даны методологические и теоретические основы прикладной психологии в высшей школе, предложены возможные методы и методики исследования для получения информации об управляемом объекте. Авторы книги показывают действие системы «вуз — психологическая служба» с ее структурными компонентами, методами анализа и внедрения в практику управления вузом, демонстрируют комплексный подход к решению проблем совершенствования высшей школы.

В период организации психологической службы в масштабах страны книга «Прикладная психология в высшей школе» является полезным пособием для подготовки как психологов-специалистов по прикладной психологии вуза, так и руководящего и преподавательского состава вуза к сотрудничеству с психологами.



1 Прикладная психология в высшей школе / Под ред. Н. М. Пейсахова. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1979.— 270 с.