Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

168

 

ПЛОХИХ УЧЕНИКОВ НЕТ

 

Mann J. Schlechte Schüler gibt es nichf. München: Urban und Schwarzenberg, 1978. 135 S.

 

Западногерманский психолог Ирис Манн, специалист в области педагогики и педагогической психологии, свою книгу начинает словами: «Основой нашей практической исследовательской работы является теория Леонтьева». В книге излагаются методики и результаты практического обучения дошкольников и младших школьников специальных и общеобразовательных школ, построенного на идеях «теории обучения А.Н. Леонтьева». Своеобразной сверхзадачей автора является доказательство положения, что многие случаи так называемых школьных неудач, ведущих к переводу, учеников во вспомогательные школы или к прочному закреплению за ними ярлыков «неспособные», являются следствием неправильного (недостаточного) обучения.

Именно поэтому первые два раздела книги посвящены общему обсуждению причин школьных неудач и путей их преодоления. Автор критикует теорию врожденности психологических способностей индивида. В качестве альтернативы она рассматривает представления А.Н. Леонтьева о строении и формировании мозговых функциональных систем. Здесь же кратко излагаются положения теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина (которую, впрочем, автор неверно называет «теорией Леонтьева о трех ступенях в обучении»). Особо подчеркивается роль действия с предметами как исходной формы в овладении новым материалом.

Принцип исходного действия с предметами автор проводит в жизнь в четырех областях практического обучения: формировании арифметического мышления, обучении правильному письму, осмысленному чтению и вниманию. Каждой из этих областей посвящен отдельный раздел книги.

Кроме реализации принципа трех ступеней обучения, т.е. принципа поэтапности в обучении, автор весьма умело пользуется принципом разработки и применения в обучении схем ориентировочной основы действия. В соответствующих разделах книги приведены ориентировочные карточки (Leitkarten) для формирования способов решения текстовых задач по арифметике, для воспитания внимания (за основу взяты работы С.Г. Кабыльницкой и П.Я. Гальперина) и др.

Кончается книга некоторыми рекомендациями родителям по проведению домашней учебной работы с детьми.

Конечно, книга предназначена в первую очередь для практиков, т. е. для учителей частной практики и учителей младших классов общеобразовательных школ, и с этой точки зрения она должна оцениваться. Но сам тот факт, что за основу разработок берется теория П.Я. Гальперина, необычен и примечателен. Он свидетельствует о пристальном внимании западногерманских психологов и педагогов к главным достижениям советской психологии. То, к чему в Советском Союзе привыкли, что стало достоянием хрестоматий, оказалось новым, свежим, полезным для немецких психологов-практиков. Конечно, первые попытки использования теории планомерного формирования П.Я. Гальперина в ФРГ носят пробующий, разведывательный характер. Но они имеются, и с каждым днем их становится все больше. Можно указать работы М. Гейера, Г. Кеселннга, Д. Клейбера, В. Кейля, Б. Вильхельмера, Ф. Брейера, У. Шмитца и других. Хочется пожелать автору книги дальнейших творческих успехов, а также новых приобретений из теории обучения, разрабатываемой советскими учеными.

 

А. Г. Лидерс

Москва