Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

167

 

ОБУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ: МЕТОД, СОДЕРЖАНИЕ И КОНТЕКСТ

 

J. Radford, D. Roce (eds.) The teaching of psychology: Method, theory, and context. Chichester: J. Wiley & Sons, 1980. XVII+362p.

 

Рецензируемая книга представляет собой одно из первых руководств по преподаванию психологии различным контингентам студентов. Авторы — опытные преподаватели из Англии, США и Замбии — попытались систематизировать существующие приемы и программы обучения в рамках трех систем классификации: методы обучения, отдельные области внутри психологии и различные контексты вне психологии.

Раздел, посвященный методам обучения, состоит из четырех статей. Две из них содержат характеристику и обзор традиционных приемов обучения (лекции, семинары и лабораторные занятия). В двух других описываются некоторые попытки разработки альтернативных методов, опирающихся, в частности, на технику групповой психотерапии. Как отмечают сами авторы, пока трудно говорить о надежности подобных приемов обучения, однако они, судя по всему, должны использоваться при подготовке социальных психологов.

В следующем разделе акцент сделан на специфике преподавания отдельных областей: биологической, когнитивной, социальной, генетической и прикладной психологии, включая статистику. Специальная статья посвящена желательности сохранения единого контекста всех этих различных отраслей психологии. В качестве такого единого контекста выступает, по мысли автора, история психологии, позволяющая свести эти линии развития к одной точке — Вильгельму Вундту. Каждая статья снабжена обширной аннотированной библиографией.

Последний раздел книги посвящен различным контекстам преподавания психологии. Здесь рассматриваются задачи, проблемы и методы преподавания психологии в рамках академической (университетской) подготовки психологов-профессионалов, курсов общеобразовательной подготовки для взрослых, подготовки будущих медиков, учителей, а также работников индустриальных, коммерческих и социальных служб. В отдельной статье обсуждаются специфические проблемы преподавания психологии в развивающихся странах.

Книга представляет интерес для всех, кто в той или иной форме связан с преподаванием психологии.

 

Б. М. Величковский

Москва