Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

163

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

СПОСОБНОСТИ И РАЗВИТИЕ

 

Пирьов Генчо Д., Трифонов Трифон М. Способности и развитие. София: Народна просвета, 1980. 240 с.

 

Книга посвящена рассмотрению разных аспектов изучения проблемы способностей. В первой главе Г. Пирьов обозначает эти аспекты следующим образом: 1) фундаментальные исследования, направленные на раскрытие сущности способностей, их структуры и взаимоотношений между ними; 2) психологические исследования, направленные на установление различий в способностях у отдельных индивидов с установкой как на теоретическое объяснение природы способностей, так и на проблемы педагогической, трудовой, творческой практики; 3) исследования, направленные на поиск наиболее эффективных средств и методов максимального развития способностей; 4) планирование и создание условий трудовой профессиональной деятельности, в которых могут полноценно развиваться и использоваться способности каждого человека.

В десяти главах обобщаются материалы, накопленные в психологии при реализации указанных аспектов исследования, и излагаются собственные взгляды авторов по основным вопросам проблемы способностей. Эти взгляды опираются как на теоретический анализ работ советских и зарубежных психологов, так и на проведенные авторами книги экспериментальные исследования.

Серьезное внимание уделяется в книге характеристике понятия «способности», его отграничению от других родственных понятий, выяснению взаимосвязи, существующей между способностями, с одной стороны, и знаниями, умениями, интересами и склонностями — с другой.

Авторы предлагают собственное, весьма широкое определение способностей как интегральных образований, представляющих собой «функциональный ансамбль закрепившихся и взаимно усиливающих друг друга индивидуальных свойств психических процессов, познавательных структур, операциональных и концептуальных моделей, который формируется на основе комплекса нервно-психических особенностей в процессе деятельности по усвоению и созданию продуктов материальный и духовной культуры и обеспечивает высокую количественную и качественную продуктивность труда» (с. 26).

Рассматривая структуру способностей с позиций структурно-системного подхода, авторы устанавливают иерархический характер взаимосвязи компонентов способностей по отношению к определенным видам деятельности.

Специальному обсуждению подвергается место факторного анализа в изучении конкретных видов способностей. Бесспорной заслугой авторов является при этом подход к факторному анализу как аппарату, который играет вспомогательную роль по отношению к содержательному изучению способностей, помогает проверить и обосновать содержательные гипотезы об их структуре. Подобный путь применения факторного анализа демонстрируется на примере проведенного Т. Трифоновым экспериментального изучения способностей оператора ТЭЦ и монтера ЭВМ.

В особой главе книги анализируется структура «интеллигентности», рассматриваемой в качестве общей интеллектуальной способности.

Книга имеет четко выраженную психолого-педагогическую направленность. Закономерности формирования и развития способностей авторы исследуют, исходя из основных положений теории деятельности. Рассматривается роль основных видов деятельности (игры, учения, труда, творчества) и обучения в развитии способностей. Наряду с общими закономерностями анализируются и конкретные предпосылки, факторы и условия развития общих и специальных способностей, в том числе влияние правильно поставленной профориентации и профотбора.

В книге поднят и ряд других вопросов, относящихся к теории способностей и практике их изучения и воспитания: вопросы о классификации способностей, методах их выявления у детей, о формах воспитательной работы с одаренными детьми и т.п.

В целом рецензируемая книга представляет собой серьезный труд, адресованный как специалистам-психологам, так и практическим работникам системы народного образования. Она содержит весьма широкий обзор современной советской и зарубежной литературы и вместе с тем весьма четко выражает конструктивную позицию авторов по всем основным вопросам проблемы способностей.

 

Л. А. Венгер

Москва