Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

29

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ ДЕТЬМИ

 

В. И. БЕЛЬТЮКОВ

 

Одной из характерных особенностей развития науки второй половины XX века является распространение в самых различных областях знаний идей системного подхода к интерпретации наблюдаемых фактов. Главное в указанном подходе — рассмотрение исследуемого объекта как некоторой целостности или системы; анализ составных частей и различных свойств объекта осуществляется под углом зрения целого.

Разумеется, что этот подход распространен и на такую важную область науки, которая связана с изучением языка. Системность подхода в данном случае оказывается особенно значимой, когда ставится задача проследить динамику усвоения определенных структурных элементов языка, в частности звуков речи. Мы специально обращаем внимание именно на звуки речи, исходя из следующих соображений.

Звуки речи, или фонемы, относятся к наиболее дробным структурным элементам языка. Они не обладают такой избыточностью информации, какая имеет место применительно к словам и в особенности к фразам и целым высказываниям. Эта избыточность, существенно облегчая процесс восприятия речи и ее усвоения, является определенного рода помехой в установлении специфических отношений между элементами языка в их, так сказать, чистом виде. Последнее происходит просто потому, что избыточность языка выходит за пределы такого рода отношений: она связана с содержанием предметов и явлений окружающей действительности, с определенной ситуацией и др.

В данной связи важно обратить внимание еще на одну, кроме указанной выше, характерную черту современной науки.

Эта черта заключается в переходе от макроуровней к микроуровням объектов исследования. Широкий фронт такого рода исследований охватил как живую, так и неживую природу. Именно здесь были сделаны открытия, которые изменили многие установившиеся понятия и представления. Мы имеем в виду прежде всего такие отрасли науки, как ядерную физику и генетику, грандиозные успехи которых как раз и связаны с указанным переходом от макроуровней к микроуровням объектов исследования.

Важно подчеркнуть, что закономерности, обнаруженные на микроуровнях, распространяются на макроуровни. Так, открытые Г. Менделем законы наследственности, по мнению биологов, имеют всеобщий характер для всех диплоидных организмов, размножающихся половым путем. Кодирование генетической информации в химической структуре нуклеиновых кислот принципиально одинаково у всех форм жизни на Земле.

Однако для того чтобы открыть эти закономерности, надо было углубиться до микроуровня объекта исследования, так как именно там они проявляют себя достаточно обнаженными. На макроуровне те же

 

30

 

самые закономерности трудно обнаружить потому, что данный объект исследования оказывается связанным с многими другими объектами и явлениями окружающей действительности. Такого рода связи создают своеобразную избыточность, которая, подобно избыточности языка, является помехой в нахождении специфических отношений между элементами объекта исследования.

Рассмотрению языка в плане системно-структурного образования посвящен целый ряд исследований как в нашей стране, так и за рубежом. Многие из них обобщены в книге В.М. Солнцева [4], в которой не только представлен самый подход к проблеме изучения языка как своеобразной системы, но и дан анализ характерных её свойств. Это значительно облегчает нашу задачу, которая заключается в том, чтобы применить системный подход к анализу усвоения звуков речи детьми.

В ранее опубликованной нами в «Вопросах психологии» [1] статье изложены факты, которые свидетельствуют о том, что существующие закономерности овладения произношением звуков не определяются правилами внешнего стимула. Эти закономерности оказываются внутренними, присущими функции речедвигательного анализатора. Слуховой анализатор в данных условиях играет ведущую роль в том смысле, что в случае его нарушения процесс овладения произношением без специальной помощи значительно затруднен или просто невозможен. Однако слуховой анализатор не диктует своих закономерностей речедвигательному.

К такого рода выводам привел нас обнаруженный в исследовании феномен диссоциации между акустическими и артикуляционными свойствами фонем. Все это вместе взятое, в свою очередь, позволило выдвинуть гипотезу о существовании филогенетической программы овладения произношением, о чем мы подробно писали в указанной выше публикации.

В настоящей статье мы упоминаем об этом, исходя в основном из двух соображений. Во-первых, чтобы обратить внимание на то, что указанные закономерности могли проявиться в достаточной степени обнаженными лишь на микроуровне объекта исследования, в данном случае на уровне фонем. На более высоких или укрупненных уровнях (слова, фразы) такого рода закономерности оказываются замаскированными избыточностью языка, о чем мы уже говорили. Во-вторых, надо было показать, что процесс овладения произношением обладает определенной спецификой й к его анализу следует подходить не с теми мерками, которые были приняты прежде.

Поскольку овладение произношением детьми осуществляется в общем по определенной программе1, эту программу надлежит рассматривать как систему. Следует обратить внимание на то, что в опубликованной статье программа усвоения детьми звуков речи дана в виде определенных схем. Мы не будем повторять эти схемы здесь. Заинтересованный читатель может легко привлечь их при ознакомлении с излагаемыми в данной статье фактами2. Обратимся к характеристике основных свойств системы овладения детьми произношением звуков.

В работе В.М. Солнцева, указывается в основном на четыре фундаментальные свойства элементов языка, которые в силу взаимосвязей друг с другом и взаимообусловленности образуют систему. Такого рода

 

31

 

свойствами являются: дискретность, иерархичность, неоднородность, линейность.

Прежде чем перейти к изложению конкретного материала, необходимо выяснить, можно ли сравнивать звуковую систему языка на данном этапе его развития с динамикой овладения этой системой детьми. Мы полагаем, что такое сравнение имеет основание по следующим соображениям.

Дело в том, что фонемная система языка на эталонном уровне, т. е. функционирующая на данном этапе развития, явилась результатом определенной эволюции, которая продолжается в настоящее время и будет продолжаться впредь. Таким образом, эту систему нельзя рассматривать как застывшую, неподвижную, а как изменяющуюся в определенной динамике. С другой стороны, процесс усвоения звуков речи, если ему присущи определенные закономерности, можно представить в виде определенной схемы, т. е. в статике. Такая схема изображена нами в ранее опубликованной статье в «Вопросах психологии». Следовательно, понятия статики и динамики в отношении звуковой стороны речи на эталонном уровне, с одной стороны, и в процессе усвоения детьми, с другой, оказываются относительными. Последнее дает полное основание для сравнения указанного процесса со звуковой системой языка.

Когда мы описывали в опубликованной статье схему овладения детьми произношением звуков, мы не сомневались в том, что это система. Основанием служило то, что процесс усвоения звуков протекал при наличии определенных закономерностей, по определенной программе, о чем мы уже упоминали. Термин «система» там не был употреблен лишь потому, что не анализировались характерные ее свойства. Задача настоящей статьи заключается в том, чтобы показать не только характерные свойства данной системы, но и ее отличия от эталонной системы фонем. При такого рода сравнении мы естественно опирались на те фундаментальные свойства, которые характеризуют именно систему языка. В то же время мы отдаем себе отчет, что это сравнение носит условный характер.

Итак, дискретность, или прерывность, которая является всеобщим свойством языка, распространяется на звуковую его систему, или систему фонем, рассматриваемую как частную систему языка. Такого рода свойством обладает система, отражающая процесс усвоения звуков речи: на определенных этапах овладения произношением могут быть зафиксированы звуковые проявления, которые соответствуют тем или иным фонемам. Однако система, отражающая процесс усвоения звуков, в отношении свойств дискретности существенно отличается от эталонной системы фонем.

Прежде всего важно обратить внимание на то, что код программы овладения произношением не бинарный, а триплетный. Это значит, что звуки речи образуются не путем их противопоставления, перехода от сравнительно грубых дифференцировок к более тонким, а наоборот, путем перехода от средней артикуляции к двум крайним, т. е. путем разветвления. Например, гласные [а] и [е] формируются на основе звука [ä]:

 

 

Характерным является то, что до перехода к крайним звукам средний по артикуляции звук выступает в качестве их заменителя. При этом средние по артикуляции звуки не всегда адекватны фонемам, составляющим систему языка, которым ребенок овладевает.

 

32

 

Временные заменители, неадекватные русскому языку, могут занимать не только среднее по артикуляции положение в какой-либо паре звуков, но и выстраиваться в цепочку, которая постепенно завершается образованием искомой фонемы.

Следует отметить, что в качестве временных заменителей могут выступать звуки, которые соответствуют русскому языку. Последнее происходит потому, что они близки и в то же время менее сложны в артикуляции по сравнению с искомыми фонемами. Более подробно об этом будет сказано ниже в связи с характеристикой такого свойства системы элементов, как иерархичность. В данном случае нам важно обратить внимание на следующее.

Система, характеризующая процесс усвоения звуков речи, в сравнении с эталонной системой фонем имеет существенные отличия. Они выражаются в том, что при овладении произношением на определенных этапах становления тех или иных звуков появляются их временные заменители, которые далеко не всегда адекватны фонемам русского языка. Однако эти заменители являются структурными элементами данной системы; без них система в целом не может существовать.

Таким образом, система, отражающая процесс усвоения звуков, дискретна. От эталонной системы фонем она отличается тем, что содержит сравнительно большее количество структурных элементов за счет временных заменителей, которые по характеру артикуляции не соответствуют русскому языку.

Переходя к описанию рассматриваемой системы с точки зрения иерархии ее элементов, следует сказать, что указанное свойство, как и дискретность, является также общим свойством, характеризующим в языке отношение единиц разной сложности. Это выражается в том, что менее сложные единицы входят в состав более сложных как составные части; каждая менее сложная единица потенциально может выступать как предельно простой случай единицы более сложной; более простые единицы объединяются в сложную согласно принципу линейности, о чем речь будет идти ниже.

Применительно к материалу нашего исследования свойство иерархичности элементов системы проявляет себя наиболее ярко. Дело в том, что отмеченный выше принцип трех, который лежит в основе кодирования филогенетической программы овладения произношением, означает переход от средней артикуляции к двум крайним.

Образованные из некоего среднего, те или иные пары звуков хранят в себе элементы или зародыши следующих за ними звуков, которые выстраиваются в виде цепочек или ветвей, представляя собой как бы крону своеобразного дерева.

Указанный процесс формирования звуков в произношении может быть выражен понятием дихотомии, которое включает в себя закономерную последовательность деления некоего среднего на два противоположных друг другу элемента системы.

В данной статье мы не будем анализировать динамику образования всех звуков речи. Однако основные ступени иерархичности системы образования фонем необходимо все же представить.

Согласные звуки на первой ступени оказываются однородными по двум их признакам: они являются смычными и полумягкими. Исключение составляет звук [j], который появляется несколько позднее, чем первые. Исключение это выражается в том, что отмеченный звук, во-первых, не относится к числу смычных, а во-вторых, он не полумягкий, а мягкий. На основе звука [j] образуются язычно-зубные боковые согласные, а также вибранты.

Согласный [j] и образованные на его основе звуки составляют как бы самостоятельную группу, представленную в виде отдельной ветви.

 

33

 

Смычные полумягкие звуки составляют основу для формирования других трех ветвей, где происходит формирование всех остальных согласных. По месту артикуляции эти звуки делятся на губно-губные, язычно-альвеолярные и язычно-среднезадненебные.

Из полумягких звуков, как уже было сказано, путем разветвления образуются, с одной стороны, твердые, а с другой — мягкие согласные. Те и другие появляются в разное время. Однако примечательным здесь оказывается следующее: применительно к одним смычным полумягким согласным твердые появляются раньше соответствующих им мягких, тогда как применительно к другим, наоборот, мягкие в этом отношении опережают твердые.

Так, язычно-задненебные (непалатализованные) смычные согласные появляются раньше язычно-средненебных (палатализованных). В таком же порядке, но со значительно большим разрывом образуются твердые и мягкие губно-губные согласные. Иная картина наблюдается применительно к переднеязычным согласным: в данном случае мягкие появляются с заметным опережением твердых.

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что ступени иерархичности системы образования фонем зависят не только от легкости или трудности артикуляции, т. е. от объективной сложности элементов этой системы. Важную роль в данном случае приобретают факторы, которые не имеют непосредственного отношения к данной системе. Такого рода факторами являются, по-видимому, следующие.

Как известно, произносительная сторона устной речи базируется на более филогенетически ранних функциях речедвигательного анализатора: неречевые голосовые реакции, сосание, жевание и др. Коль скоро последовательность усвоения фонем подчиняется закономерностям развития данного анализатора, естественно предположить, что на эту последовательность могут оказывать влияние определенные комплексы движений, которые связаны с реализацией упомянутых функций.

Исследователи детской речи, признающие факт неоднородности звуков по степени трудности их усвоения, единодушны в том, что мягкие согласные сложнее по артикуляции, чем твердые. Дело в том, что палатализация — это главным образом результат присоединения к основной артикуляции того или иного согласного (твердого) дополнительной артикуляции, представляющей собой поднятие средней части спинки языка к твердому нёбу.

Следовательно, в процессе произнесения мягких согласных по сравнению с соответствующими твердыми двигательный комплекс усложняется прибавлением дополнительной артикуляции. Кроме того, произнесение мягких согласных требует большей напряженности языка, чем произнесение твердых.

В отношении язычно-среднезадненебных и в особенности губно-губных согласных существует соответствие между степенью сравнительной сложности артикуляции этих звуков и порядком появления их в речи: твердые появляются раньше мягких. Что касается переднеязычных согласных, то здесь обнаруживается явное противоречие: мягкие появляются раньше твердых.

Если мы проанализируем комплекс движений, соответствующих произнесению мягких переднеязычных, то заметим, что он близок к комплексу движений, сопряженному с актом сосания. В самом деле, при сосании спинка языка выгибается и значительно поднимается вверх, соприкасаясь с твердым нёбом, кончик языка упирается в нижние резцы3. Эта близость комплексов движений, связанных с актом

 

34

 

сосания и произнесением переднеязычных мягких согласных, по-видимому, и определяет более раннее их появление по сравнению с соответствующими твердыми. Создается своеобразная доминанта, которая диктует порядок появления звуков вопреки их объективной сложности.

В данной связи важно указать на особенности овладения произношением твердых и мягких согласных у глухих детей, устная речь которых формируется в более позднем возрасте, когда рефлекс сосания затормаживается и не может оказать влияния на произнесение звуков. У этих детей недостатки произношения, стирающие грани между твердыми и мягкими согласными, оказываются весьма распространенными, причем характерным является то, что мягкие согласные вне зависимости от места их артикуляции, как правило, заменяются соответствующими твердыми.

Самый факт замены мягких согласных твердыми лишний раз подтверждает то, что первые из них сравнительно более сложны в артикуляции, чем последние.

Таким образом, на примере разных по месту образования мягких и твердых парных согласных можно судить, что ступени иерархичности системы формирования звуков зависят как от объективной сложности двигательных, компонентов, сопряженных с их артикуляцией, так и от субъективной трудности моторной их реализации, связанной с безусловно-рефлекторными проявлениями ребенка.

К. указанному об образовании согласных звуков добавим следующее. Щелевые согласные в общем появляются позднее соответствующих смычных. Следовательно, последнюю из этих двух групп звуков можно рассматривать как подготовительную ступень для перехода к первой. Среди щелевых согласных выделяются свистящие и шипящие. Первые усваиваются значительно раньше последних и служат базой для их формирования. Шипящие, а также вибранты появляются в речи в самом конце овладения произношением.

Характерным для системы формирования согласных звуков в целом является то, что по мере продвижения вперед продолжительность ступеней или шагов при переходе от заменителя к искомой фонеме увеличивается. Если при переходе от звука []4 к звуку [р] требуется примерно 4 месяца, то при переходе от [l’] к [r’] требуется уже 27 месяцев, т. е. более двух лет5. Это объясняется в основном двумя обстоятельствами.

Речь, как правило, является средством общения, средством передачи определенной информации от одного собеседника к другому. Для того чтобы речь обладала такого рода свойствами, необходим определенный оптимум смыслоразличительных единиц — фонем. Интенсивность накопления смыслоразличительных единиц в начальный период формирования устной речи связана именно с тем, чтобы она как можно быстрее приобрела указанные свойства. Дальнейший ход развития речи уже не требует столь быстрого и интенсивного накопления такого рода единиц.

Кстати говоря, детальное изучение процесса усвоения звуков речи свидетельствует о том, что устная речь может служить средством общения при значительно урезанной, сокращенной системе фонем, когда отсутствуют в произношении (заменяются другими звуками данной системы) целые их группы: шипящие, вибранты и др.

 

35

 

Последнее связано с общим свойством языка — с его избыточностью, которая, в полной мере проявляя себя на макроуровне, о чем мы уже говорили, в известной степени распространяется также и на микроуровень. Важно отметить, что указанное свойство легло в основу построения сокращенной системы фонем, связанной с поэтапным формированием произносительной стороны речи у глухих детей [2], [3].

Вторым обстоятельством, от которого зависит увеличение сроков перехода от заменителей к искомой фонеме в процессе овладения произношением, является степень объективной сложности двигательных комплексов, сопряженных с артикуляцией звуков, а также степень трудности моторной их реализации, связанной с безусловнорефлекторными проявлениями ребенка. Закономерность здесь общеизвестна: чем дальше идет процесс развития, тем он становится более сложным и трудным.

Характеризуя систему формирования фонем с точки зрения иерархичности ее элементов, мы говорили в основном о согласных звуках. Само собой разумеется, что это распространяется также и на гласные звуки. Разница заключается лишь в том, что применительно к гласным цепочки или ветви их образования оказываются в общем более короткими, чем в отношении многих из согласных звуков.

Поскольку в статье [1] о гласных звуках упоминается лишь вскользь, представим здесь иерархию их формирования в более полном виде.

На с. 31 мы приводили схему образования гласных [а] и [е], которые формируются путем разветвления на основе умляутного [а].

Гласные [ы] и [i] образуются также путем разветвления на основе среднего по артикуляции звука []6. Схема их образования следующая:

 

 

Гласные [о] и [и] формируются на основе соответствующих умляутных звуков в виде как бы изолированных ветвей:.

Что касается неоднородности элементов рассматриваемой системы, то это свойство в данном случае проявляется в различной сложности двигательных комплексов, сопряженных с произношением звуков, от которого зависят ступени иерархичности этой системы.

Из четырех указанных выше фундаментальных свойств элементов языка, которые в силу взаимосвязей друг с другом и взаимообусловленности образуют систему, нам осталось рассмотреть линейность.

Наиболее крупные единицы речи — предложения по определенным правилам цепи образуются из менее крупных единиц — слов. Последние, также по определенным правилам цепи, образуются из наиболее мелких единиц — фонем, которые составляют их звуковые оболочки. Только самые фонемы в сформированной речи, как об этом пишет В.М. Солнцев, можно рассматривать как точечные элементы, хотя звучание фонемы (ее варианты) фактически развертывается во времени, т. е. тоже имеет линейный характер.

Специфика линейности системы, отражающей процесс овладения произношением, сводится к следующему. Как мы уже отмечали, звуки речи образуются путем перехода от средней артикуляции к двум крайним. Сформированные из некоего среднего, звуки речи хранят в себе элементы или зародыши следующих за ними звуков, которые выстраиваются в виде цепочек или ветвей, образуя крону своеобразного дерева. Поочередность появления фонем в данном случае и является свидетельством наличия в системе их формирования свойства линейности.

 

36

 

Итак, анализ процесса усвоения звуков речи детьми свидетельствует о том, что этот процесс надлежит рассматривать как систему.

По ходу изложения материала мы неоднократно обращали внимание на то, что указанная система имеет существенные отличия от эталонной системы фонем, которую ребенок усваивает. Мы считаем это настолько важным, что позволим себе некоторые повторения, дабы суммировать наиболее значимые из приведенных отличий.

Первое и главное отличие выражается в том, что код программы овладения произношением звуков не бинарный, как это свойственно системе фонем на эталонном уровне, а триплетный.

Второе отличие, которое тесно связано с первым, заключается в том, что звуки речи усваиваются в произношении не путем их противопоставления, перехода от сравнительно грубых дифференцировок к более тонким, а наоборот, путем перехода от средней артикуляции к двум крайним, т. е. путем разветвления (дихотомия).

И наконец, третье отличие сводится к тому, что при овладении произношением на определенных этапах становления тех или иных звуков появляются их временные заменители, которые не соответствуют фонемам русского языка и которые в то же время являются структурными элементами данной системы.

Все это вместе взятое служит ярким свидетельством того, что процесс усвоения звуков речи далеко не сводится к имитации. Напротив, специфика программы овладения произношением указывает на существование внутренних законов развития функции речедвигательного анализатора. Словом, этот процесс мы должны рассматривать как взаимодействие двух систем, которые оказываются не только разными, но и противоположными друг другу, что придает результатам такого рода взаимодействия наибольший эффект. Однако затронутый вопрос нуждается в специальном обсуждении.

В заключение нам осталось кратко описать кроме основных некоторые другие свойства системы, которые связаны с процессом овладения произношением.

Устройство, организация, упорядоченность определенной системы представляют собой структуру этой системы. В свою очередь, структура системы определяется характером взаимоотношений элементарных объектов или элементов системы. Тот или иной объект становится элементом системы лишь благодаря системным связям, т. е. благодаря структуре.

Характерно, что в силу определенных условий элементы могут обладать как системообразующими, так и системоприобретенными свойствами. Первые из этих элементов находятся в строгой зависимости от системы в целом, вторые оказываются относительно свободными и поэтому могут быть использованы для организации иной системы с иной структурой.

Словом, элементы определенной системы в одних случаях могут вступать в иные комбинации, образуя новую сетку отношений (новую структуру), в других случаях не могут, поскольку эти элементы сами структурно обусловлены в силу своих внутренних связей.

Те и другие свойства элементов оказываются важными для построения системы, так как одни из них создают определенную жесткость структуры, а другие — ее лабильность. Жесткость структуры необходима уже потому, что без ее наличия невозможно построение системы вообще. Что касается лабильности, то ее значимость определяется возможностью изменения структуры с целью совершенствования системы под влиянием внешних условий.

Отмеченные свойства, как указывает В.М. Солнцев, имеют отношение к языку, который рассматривается как системно-структурное

 

37

 

образование. Этими свойствами обладает система, связанная с усвоением детьми звуков речи.

Детальный анализ динамики овладения произношением свидетельствует о том, что лабильность данной системы проявляется в основном в тех ее звеньях, которые оказываются не особенно перспективными для ее развития. Мы уже говорили о том, что звуки речи в процессе их усвоения выстраиваются в определенные цепочки, длина которых оказывается различной. В качестве примера приведем цепочки образования согласных [š] и [g]7:

 

 

Как видно, первая цепочка значительно длинней последней. Само собой разумеется, что звено системы, образованное длинной цепочкой, должно обладать значительно большей устойчивостью, чем звено, образованное короткой цепочкой (тупиковая ветвь). Это объясняется обусловленностью постепенного перехода от одного артикуляционного уклада к другому по мере их усложнения: чем больше такого рода переходов, тем прочнее связь между элементами того или иного звена системы.

Приведем пример лабильности системы фонем при сравнении русского и украинского языков, о чем мы уже говорили в ранее опубликованной статье в «Вопросах психологии».

Как известно, система фонем украинского языка включает в себя звонкий язычно-задненебный щелевой согласный γ, который в русском языке отсутствует. Следовательно, для украинского языка приведенная выше короткая цепочка может быть удлинена на один элемент, а именно: .

Характерно, что в лепете русских детей этот звук имеет место. Последнее может служить доводом к тому, что в прошлом указанный согласный был свойствен также русскому языку. Однако под влиянием определенных условий он вышел из состава элементов данной системы, не нарушив ее целостности.

Нам в данном случае важно подчеркнуть факт лабильности системы фонем в процессе ее становления и то, что лабильность возникает прежде всего в тех звеньях этой системы, которые оказываются неперспективными в отношении ее развития.

Что касается перспективных звеньев системы, то здесь проявляется известная жесткость отношений между ее элементами.

 

1. Бельтюков В. И. Программа овладения детьми произношением звуков речи (К вопросу о соотношении социальных и биологических факторов). — Вопросы психологии, 1979, № 4, с. 66—78.

2. Pay Ф. Ф. Устная речь глухих. — М., 1973. —302 с.

3. Слезина Н. Ф. О временном использовании сокращенной системы фонем при первоначальном обучении глухонемых устной речи и грамоте. — Известия АПН РСФСР, вып. 62.—М., 1954, с. 59—91.

4. Солнцев В. М. Язык как системно-структурное образование. — М., 1977.— 341 с.



1 Существование программы не исключает наличия индивидуальных особенностей овладения произношением звуков, так как условия ее реализации в силу разнообразия внешних условий в каждом отдельном случае оказываются неодинаковыми.

2 Следует обратить внимание на то, что в одну из схем вкралась ошибка: звуки [с] и [č] образуются путем разветвления не от твердого согласного [t], как это там показано, а от мягкого [t'].

3 У детей, у которых еще нет зубов, имеется в виду передний край нижней десны.

4 Дуга над символом обозначает полумягкость согласного звука.

5 Здесь приводятся средние показатели времени перехода от заменителя к искомой фонеме. В каждом конкретном случае имеются определенные различия. Объединяющим фактором является то, что применительно к первому из указанных примеров у всех детей время перехода от заменителя к искомой фонеме значительно меньше, чем в последнем.

6 Знак < отображает передвижение языка вперед.

7 Дуга под символом обозначает альвеолярность согласного звука.