Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

187

 

Д. Н. БОГОЯВЛЕНСКИЙ

 

Ушел из жизни замечательный человек, крупный специалист и ученый.

Вся жизнь Дмитрия Николаевича была непосредственно связана с педагогической психологией. Окончив в 1925 г. МГУ, Д. Н. Богоявленский был принят в аспирантуру Института психологии (ныне НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР). После окончания аспирантуры в 1928 г. проводил экспериментальную работу в школах ликбеза (до 1931 г). Затем вел работу по педагогической психологии в Программно-методическом институте Наркомпроса, в психологической лаборатории ВИЭМа и ВКИПа, преподавал психологию в ряде пединститутов страны.

Д. Н. Богоявленский одним из первых в нашей стране начал вести систематические исследования, по психологии обучения русскому языку. Он достиг замечательных успехов во внедрении результатов своих исследований в практику школы. Созданный им учебник по чтению для малограмотных выдержал 15 изданий. Широкую известность получили также его учебники для сельских школ рабочей молодежи и для национальных школ.

С момента основания Академии педагогических наук (с 1944 г.) Д. Н. Богоявленский начинает свою основную исследовательскую работу по проблемам усвоения орфографии в школе. Его многолетние исследования в этой области были обобщены в монографии «Психология усвоения орфографии» (1957), которая выдержала два издания и была удостоена первой премии им. К. Д. Ушинского. За этот труд ему была присвоена степень доктора педагогических наук, звание профессора.

Д. Н. Богоявленский был психологом высокой квалификации. Он являлся одним из немногих специалистов, сочетающих глубокие знания по психологии с большой эрудицией и опытом работы в области методики русского языка. Его труды хорошо известны не только психологам, но и педагогам, лингвистам, учителям. Долгие годы он плодотворно сотрудничал с журналом «Русский язык в школе», где были напечатаны его статьи о психологических принципах усвоения орфографии.

Д. Н. Богоявленский не ограничивался разработкой лишь отдельных аспектов педагогической психологии. Он внес большой вклад в теорию учения, обогатил ее разработкой основных закономерностей учения, постоянно и творчески искал новые пути разработки этой проблемы, пытаясь связать вопросы усвоения знаний с изучением личности ученика (его мотивов, интересов, потребностей). Его книга «Психология усвоения знаний в школе» в соавторстве с Н. А. Менчинской (1959) широко известна не только в нашей стране. Она переведена в ГДР, Польше, стала настольной книгой студентов, аспирантов. Много и плодотворно работал Д. Н. Богоявленский над проблемой формирования приемов умственной деятельности учащихся общеобразовательной и вечерней (сменной) школы. Под его редакцией вышли сборники, отражающие пути актинизации мышления учащихся, развитие их самостоятельности в процессе учения. Ему принадлежит около 60 работ по различным, весьма актуальным проблемам психологии обучения.

Д. Н. Богоявленский сочетал в себе черты большого ученого и человека, умеющего сплотить вокруг себя людей, увлечь их научной работой. В течение ряда лет он руководил лабораторией обучения в НИИ общей и педагогической психологии, систематически выступал перед учителями, консультировал преподавателей вузов, готовил молодые кадры науки. Весь свой жизненный опыт, огромные знания он щедро отдавал молодежи, всегда живо и заинтересованно общался с молодыми сотрудниками, помогал им советом, вдохновлял их на творческие поиски. Большой ученый, он был принципиальным в научных дискуссиях, скромным, чутким, обаятельным и мудрым человеком. За свой труд Д. Н. Богоявленский был награжден медалью «За доблестный труд», значком «Отличник просвещения», многими почетными грамотами.

Светлая память о Д. Н. Богоявленском навсегда останется в памяти тех, кто знал его и общался с ним.