Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

182

 

СИМПОЗИУМ ПО ПРОБЛЕМАМ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ГРУППЕ

 

А. И. ДОНЦОВ

Москва

 

В конце декабря 1980 г. на факультете психологии МГУ состоялся симпозиум по проблемам межличностного восприятия в группе. Организатором симпозиума выступила кафедра социальной психологии, а также три научные лаборатории, проблематика которых непосредственно связана с данной областью исследований: лаборатории социальной перцепции и изучения личности в коллективе НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР и лаборатория психологии научного творчества Института истории естествознания и техники АН СССР. В работе симпозиума приняли участие свыше 50 человек, заслушано около 20 докладов. Главной задачей симпозиума было уточнение исходных теоретических принципов, взаимная информация о методах и результатах конкретных экспериментальных исследований.

Проблема социальной перцепции не требует особых доказательств своей значимости и популярности. Уже то обстоятельство, что по данной тематике па XXII Международном психологическом конгрессе было представлено около 40 докладов, по праву позволяет отнести ее к числу магистральных проблем современной социальной психологии. Вместе с тем в силу исключительной пестроты концептуальных схем ее решения особую актуальность приобретает разработка такого подхода, который, будучи адекватен природе самого явления, позволял бы вычленить специфику его социально-психологического анализа.

Хорошо известно, что при всем разнообразии теорий и ориентации традиция исследования межличностного восприятия в зарубежной социальной психологии в целом характеризуется изучением этого феномена вне контекста реальных социальных групп и групповой деятельности. Плодотворно разрабатывающийся в советской социальной психологии принцип деятельностного опосредствования внутригрупповых процессов открывает новые широкие перспективы анализа межличностного восприятия в реальных развивающихся группах. В докладах и выступлениях на симпозиуме в качестве одного из ведущих направлений исследования было выделено изучение тех специфических особенностей социально-перцептивных процессов, которые обусловлены их включенностью в контекст совместной деятельности социальных групп, характеризующихся различным уровнем развития.

Обсуждение проблем межличностного восприятия на симпозиуме было сконцентрировано на трех больших группах вопросов: 1) конкретизация ряда положений деятельностного подхода как основы исследования перцептивных феноменов в коллективах;

2) построение общей схемы социально-перцептивных процессов в развивающейся группе, позволяющей выработать системное представление о их совокупности и взаимосвязях; 3) определение адекватных методических средств' изучения межличностного восприятия в группе, с одной стороны, и целенаправленного воздействия на их коррекцию и изменение — с другой.

Первой группе вопросов были преимущественно посвящены доклады А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, выступления В.В. Абраменковой, Т.П. Гавриловен, В.Б. Гасилова, М.А. Иванова, Р.Л. Кричевского, А.С. Морозова, Л.А. Сидоровой, А.У. Хараша. В докладе А.В. Петровского был подведен итог изучения динамики межличностного восприятия с позиций теории деятельностного опосредствования, намечены перспективы дальнейших исследований. Продуктивность предложенного подхода, отметил докладчик, — в преодолении поверхностных натуралистических представлений о природе перцептивных процессов в группе. Результаты серии экспериментальных исследований, выполненных на кафедре социальной психологии, других лабораториях, убеждают, что главным звеном, внутренне опосредующим межличностное восприятие, является социально обусловленная совместная деятельность. При этом как формальные, так и содержательные характеристики перцептивных процессов в существенной степени обусловлены уровнем развития группы как коллектива.. Особые возможности в изучении специфики познания людьми друг друга открываются в русле разрабатывающихся в настоящее время представлений о типах личностной атрибуции (интра-, интер- и метаиндивидная атрибуция) (В.А. Петровский).

В докладе М.Г. Ярошевского был сделан акцент на тех способах конкретизации понятия предметная деятельность, которые открывает программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива. Понятие социальной перцепции, подчеркивалось в докладе, охватывает построение и интерпретацию субъектом в социальном контексте не только сенсорных, но любых когнитивных структур. Среди этих структур при изучении научного творчества как изначально коммуникативного и исторического процесса выделяются исследовательская программа и ролевой ансамбль. Эти переменные позволяют перевести категорию деятельности (неправомерно трактуемую в качестве собственно психологической) па язык конкретного изучения межличностных отношений в научном коллективе. От степени адекватности перцепции членами такого коллектива исследовательской программы и ролевых функций

 

183

 

зависит динамика его социально-психологических феноменов. На примере конкретно-экспериментальных исследований последнее положение было убедительно проиллюстрировано в выступлениях Л.А. Сидоровой, показавшей специфику социально-перцептивных явлений в процессе формирования коллективной мотивации междисциплинарной научной группы, и М.А. Иванова, раскрывшего роль предметного содержания исследовательской программы в реальной детерминации конфликтного поведения членов первичного научного коллектива и интерпретации его причин. Важнейшее значение, которое понятие социального содержания деятельности играет в построении концептуальных схем изучения любых внутригрупповых феноменов и в особенности межличностного восприятия, было подчеркнуто в докладе А.С. Морозова. Изучение специфики перцептивных процессов в группах с формально идентичной структурой взаимодействия, но различным содержанием деятельности позволяет показать, что в первую очередь она обусловлена именно содержательными различиями. Анализируя результаты экспериментального исследования, В.В. А6раменкова установила, что и в дошкольном возрасте генезис такого феномена, как действенная эмоциональная идентификация, теснейшим образом связан с особенностями объединяющей детей совместной деятельности, выступающей необходимым условием формирования гуманного отношения ребенка к сверстнику.

Т.П. Гавриловой и А.У. Харашем была предпринята близкая в отправном пункте попытка рассмотреть сферу социально-перцептивных процессов сквозь призму некоторых устойчивых структурных форм межиндивидуальных взаимосвязей, а именно — субъект — субъектного и субъект — объектного отношений. Т.П. Гаврилова охарактеризовала их соотносительную роль в детерминации взаимопознания в диадическом интимно-личностном общении. А.У. Хараш в свете принципа деятельности раскрыл динамику объектной и субъектной составляющих межличностного восприятия в процессе развития группы.

Вторая группа вопросов, обсуждавшихся на симпозиуме, затрагивалась многими участниками, но главным образом нашла отражение в докладе Г.М. Андреевой, выступлениях В.С. Агеева, Н.Н. Богомоловой, К.Е. Данилина. В докладе Г.М. Андреевой в качестве интегрирующего было предложено ввести понятие «когнитивная структура группы», куда может быть включена вся совокупность традиционно выделяемых социально-перцептивных процессов (межличностное восприятие, каузальная атрибуция, формирование социальной установки на партнера по общению и т. д.), а также такие сферы жизнедеятельности, как образование групповых норм, принятие групповых решений, способы разрешения когнитивных конфликтов и т. п. Задача социально-психологического исследования, подчеркивалось в докладе, состоит в том, чтобы выявить зависимость развития когнитивной структуры от характера совместной деятельности и общего уровня развития коллектива. Были доложены результаты эмпирических исследований социально-перцептивных процессов в группе, выполненных на кафедре социальной психологии и представленных в коллективной монографии «Межличностное восприятие в группе» (М: Изд-во Моск. ун-та, план издания 1981 г.).

В выступлении К.Е. Данилина был поставлен вопрос о рефлексивных компонентах формирования когнитивной структуры группы и значении их изучения для диагностики мотивации совместной деятельности и других социально-психологических феноменов. Предложены две методические схемы, позволяющие использовать данные межличностного восприятия для определения: 1) направленности на ту или иную цель совместной деятельности; 2) степени принятия сложившейся в группе структуры межличностных предпочтений. В.С. Агеев на материале конкретного исследования подчеркнул важную роль форм и способов межгрупповых отношений в детерминации социально-перцептивных явлений, в формировании целостной когнитивной структуры группы. Н. Н. Богомолова, анализируя специфику межличностного восприятия в условиях массовой коммуникации, отметила важность учета эмоциональных компонентов перцепции.

Третий блок вопросов — методические (в широком смысле слова) аспекты проблемы межличностного восприятия в группе — специально был поставлен в выступлениях Л.А. Петровской, Ю.М. Жукова, И.Л. Булат, Г.А. Ковалева, А.М. Эткинда. Известно, что судьба многих концептуальных схем в социальной психологии в значительной степени была предопределена возможностью адекватного воплощения лежащих в их основе теоретических конструкций в логике конкретного исследования, в ткани конкретных методических средств и приемов. В области социоперцептивных исследований, казалось бы, нет недостатка в разнообразном, а порой изощренном методическом инструментарии. Однако границы его применения чаще всего замкнуты стенами исследовательской лаборатории: использование тех же процедур в полевых условиях, как правило, затруднительно либо нецелесообразно. Естественно, что задача анализа межличностного восприятия в контексте реальной совместной деятельности предполагает серьезную методическую проработку. Строго говоря, эта работа находится лишь в начальной стадии, но даже и в этом случае, отмечали участники симпозиума, она достойна специального и самостоятельного обсуждения.

Наиболее детально комплекс методических проблем изучения социально-перцептивных феноменов группы был обозначен Ю.М. Жуковым. В его выступлении была дана достаточно полная классификация существующих методических процедур исследования межличностного восприятия в группе, обозначены основные требования к разработке такого рода техники. Одной из главных, подчеркнул докладчик, является

 

184

 

задача построения системы диагностических методов для определения уровня социально-перцептивной компетентности личности и группы. Пути, которые были предложены Ю.М. Жуковым к решению данной задачи, представляются обнадеживающими. В той или иной степени проблемы методов и организации эмпирических исследований затрагивались в большинстве докладов. Так, например, Н.Л. Булат сообщила об оригинальной методике выявления научно-социальных ролей в реальном исследовательском коллективе.

Социально-психологическое исследование межличностного восприятия в реальных группах, даже если оно не преследует такой цели, всегда оказывает определенное воздействие на характер перцептивных процессов. Необходимость осознания ориентиров такого воздействия, его средств и методов многократно увеличивается, если само оно выступает специальной целью работы психолога. Л.А. Петровская подчеркнула особую значимость разработки проблем активного психологического воздействия в связи с исследованием перцептивных явлений. Могут быть выделены две основные тенденции в психологии воздействия: 1) бихевиористская, направленная на манипулирование психическими состояниями и поведением человека; 2) деятельностная, преследующая цель активизировать сознательную активность реально взаимодействующих сторон. Деятельностная ориентация открывает принципиальную возможность переосмыслить стратегию, тактику и методические средства психологического воздействия, в том числе в форме социально-психологического тренинга. На конкретном материале это положение было убедительно раскрыто в выступлениях Г.А. Ковалева, рассказавшего об изменениях перцептивных характеристик в процессе активного социального обучения, и А.М. Эткинда, интересно проанализировавшего динамику обобщенных когнитивных структур в процессе развития психотерапевтической группы.

В целом, по единодушному мнению участников, итоги симпозиума могут быть расценены как весьма продуктивные и полезные. Уточнен круг вопросов, в решении которых представители различных научных коллективов выразили полное единство взглядов. В ходе обсуждения выявился и целый ряд дискуссионных проблем, требующих дальнейшего изучения. Это, в частности, вопрос о том, является ли принцип деятельностного опосредования универсальным при изучении любых форм межличностного восприятия (например, интимно-личностного), вопрос об адекватных способах активного воздействия на социально-перцептивные процессы; о возможных направлениях прикладных исследований в этой области и др. Симпозиум по проблемам межличностного восприятия в группе продолжил сложившуюся на кафедре социальной психологии традицию в развитии научных контактов различных учреждений в форме детального обсуждения конкретно обозначенных проблем социально-психологического знания, причем силами тех участников, которые непосредственно включены в их решение. Опыт свидетельствует, что такие узкие обсуждения наряду с широкими многоплановыми конференциями являются эффективной и плодотворной формой научной интеграции в области социальной психологии.