Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

176

 

ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ НА XXII МЕЖДУНАРОДНОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНГРЕССЕ

 

Н. И. ЧУПРИКОВА

Москва

 

Проблемам психологии познания на прошедшем психологическом конгрессе было посвящено примерно 15 симпозиумов, более 20 тематических заседаний и 9 лекций. Представленные материалы в целом дают практически полную панораму основных направлений исследований, достижений и ближайших перспектив в этой области психологической науки.

В президентской лекции проф. Ф. Клике очертил основную эволюционную линию развития процессов познания и научения в животном мире и наметил некоторые принципиальные моменты, характеризующие развитие познания в процессе антропогенеза при переходе от животных к человеку. Он выделил четыре базисных процесса, характерных для познавательной деятельности человека (сенсорная абстракция, комбинация и соединение элементов, уплотнение информации, укорочение цепочек умственных операций). Эти процессы позволяют упрощать сложные проблемы, делают их разрешимыми и составляют основу повышения интеллектуальных возможностей людей. Текст лекции Ф. Кликса опубликован в «Психологическом журнале» (1980, № 6).

Четыре лекции были посвящены роли познания в регуляции поведения и деятельности человека. Это лекции Д. Дернера (ФРГ) «Когнитивные процессы и организация деятельности», В. Хэкера (ГДР) «Регуляция деятельности: обусловленные задачей структуры психической репрезентации, контролирующие акты поведения», Т. Ири-тани (Япония) «Роль познания и коммуникации в процессе обмена мнениями», Я. Рейковского (Польша) «Когнитивное пространство и регуляция социального поведения». К этому же циклу в определенной мере примыкала лекция Б. Ф. Ломова (СССР) «Об уровнях антиципации в структуре деятельности человека». В лекциях X. Укерта (ФРГ) и Я. Хоффмана (ГДР) рассматривались фундаментальные проблемы наиболее высоких уровней человеческого познания.

Была зачитана лекция одного из ведущих специалистов в области когнитивных процессов X. Саймона о целях и задачах психологии познания. В лекции было представлено понимание иерархической структуры когнитивных процессов, включающей три уровня: нейрофизиологические процессы, элементарные информационные процессы и сложные когнитивные процессы. К последнему уровню X. Саймон отнес решение проблем, понимание языка, образование понятий и обучение. В числе наиболее важных достижений последних лет автор отметил разработку теории адаптивных систем, развитие машинных программ, использующих семантическую информацию, и создание теории открытий, которая позволяет воспроизвести целый ряд выдающихся открытий в истории физики и химии. По его мнению, в ближайшие годы должны будут наиболее интенсивно разрабатываться такие вопросы, как механизмы разных видов обучения, понимание естественного языка и процесса открытия научных законов.

Остановимся теперь на симпозиумах, посвященных проблемам психологии познания. Общим для многих из них было то, что они так или иначе концентрировались вокруг проблем сложных когнитивных структур, складывающихся в процессе обучения и являющихся основой обработки текущей сенсорной и вербальной информации.

Симпозиум «Многомерное шкалирование и индивидуальные различия» (организатор Т. Индов, Япония) был посвящен обсуждению интенсивно разрабатываемой в современной психофизике проблеме формы и метрики многомерных шкал. В центре работы симпозиума находился вопрос о корректном структурно-математическом представлении широкого спектра индивидуальных различий в оценках степени сходства — различия сложных стимул-объектов, обладающих многими признаками. В связи с этим рассматривались способы и алгоритмы представления индивидуальных данных, а также вопрос, по скольким и каким именно параметрам разные люди оценивают степень сходства — различия одних и тех же сложных объектов.

В большинстве докладов, представленных на симпозиуме «Психофизические оценки и перцептивная классификация» (организатор X. Гайслер, ГДР), обосновывалась необходимость детального изучения перцептивной репрезентации сложных стимул-объектов и механизмов достаточно развернутых процессов принятия решения, протекающих в этих структурах и служащих для идентификации и установления степени их сходства — различия. Второе направление, представленное в докладе этого симпозиума, было связано с теоретическим и экспериментальным обоснованием многообразной зависимости структуры и динамики сенсорно-перцептивных процессов от характера решаемых человеком задач.

На симпозиуме «Множественное кодирование и стадии обработки информации» (организатор И. Тулвинг, Канада) в основном рассматривались различные аспекты кодирования сложных зрительных объектов и их репрезентации в памяти. Была сделана попытка наложить эту репрезептацию

 

177

 

на структуры восходящих сенсорных систем мозга. В ряде докладов обосновывалось, что кодирование объектов может быть различным на уровне кратковременной и долговременной памяти и что реальная репрезентация объекта зависит от характера познавательной активности человека по отношению к данному объекту. В некоторых докладах обсуждались также вопросы репрезентации понятий, невербальных и вербальных кодов, т. е. вопросы, которым был специально посвящен еще один симпозиум «Познание и память» (организатор Ф. Клике, ГДР). В центре работы этого симпозиума находились две взаимосвязанные проблемы. Первая — это характер представительства понятий в долговременной памяти человека. Обсуждались проблемы хранения отдельных понятий, включая их образные и абстрактные компоненты, и соотношения этих отдельных репрезентаций в общей структуре долговременной памяти. Вторая проблема — соотношение между экспериментальными данными и теоретическими моделями. Дискутировались два основных направления в моделировании долговременной памяти— стационарные и выводные модели. Обсуждались вопросы роли схематизации и роли систем памяти в понимании речи. Последний из этих вопросов был предметом всестороннего обсуждения также на специальном симпозиуме «Источники понимания речи» (организатор Г. Флорес Д'Аркэс, Нидерланды).

Здесь говорилось о том, какая информация необходима и реально используется при понимании речи и как именно эта информация обрабатывается. Было выделено несколько источников такой информации: зрительные и слуховые речевые сигналы, образующие высказывание, знания о значениях слов, хранящиеся в долговременной памяти, знания о намерениях говорящего или пишущего, сигналы, поступающие из всего контекста ситуации общения. Что касается процессов обработки информации, то дискутировались вопросы о том, можно ли выделить разные уровни обработки фразовой информации, происходит ли эта обработка одновременно или последовательно, идет ли она сверху вниз или снизу вверх. В большинстве докладов признавалось, что основной фундаментальный процесс в понимании высказывания — это узнавание слов и связывание их с определенными значениями, находящимися в долговременной памяти. Вместе с тем подчеркивалось, что основная сложность этого процесса состоит в том, что и узнавание слов, и нахождение их значений зависит от семантической и синтаксической структуры целого высказывания. В ряде докладов приводились экспериментальные данные о влиянии на понимание фактора контекста, роли знаний о предмете высказывания, о влиянии скорости высказывания на обработку соответствующей информации и ее закрепление в памяти.

В связи с самым широким употреблением в современной когнитивной психологии

термина «информация» этому понятию был посвящен специальный симпозиум «Понятие информации в психологии» (организатор И. Миттернеккер, Австрия). В теоретических докладах данного симпозиума отмечалось, что в последние годы в психологии термин «информация» практически полностью перестал употребляться в том смысле, какой ему придал Шеннон, и используется исключительно для обозначения сложных процессов и функций по обработке сенсорных и вербальных сигналов. Вместе с тем понятие информации становится кардинальным основополагающим понятием психологической науки, изучающей процесс усвоения и обмена знаниями в отличие от все* других наук, изучающих процессы обмена энергии. На симпозиуме обсуждались также вопросы обработки семантической информации в познавательных процессах человека и роль активности человека, противостоящего росту энтропии.

Был проведен специальный симпозиум «Межиндивидуальные различия в познавательных процессах (организатор Г. Клаус, ГДР). На нем рассматривались теоретические и методологические вопросы источников возникновения и методов выявления индивидуальных различий в познавательных процессах, и в частности различий интеллекта. Обсуждались вопросы когнитивных стилей и стратегий, индивидуальные различия семантических сетей и процессов активного внимания как элемента познавательной активности. Наряду с этим зависимость характера познавательных процессов и умственного развития индивидов от характера той культуры, в которой они воспитываются, была предметом обсуждения в ряде докладов на симпозиуме «Межкультурные различия — теория и методы» (организатор Г. Яхода, Великобритания).

Важному методическому вопросу был посвящен симпозиум «Познавательные процессы и движение глаз» (организатор П. Фресс, Франция). На нем детально и всесторонне обсуждался вопрос о том, какую информацию о структуре и динамике познавательного процесса можно получить на основе анализа движений глаз: Были представлены экспериментальные данные, из которых следует, что движения глаз контролируются разными когнитивными факторами, что на основе различий в движениях глаз можно дифференцировать процессы, связанные с решением арифметических задач и задач на пространственную ориентацию. Вместе с тем отмечалось, что движения глаз обладают собственной динамикой и поэтому нет однозначного соответствия между паттернами движений глаз и познавательными процессами, в структуре которых они осуществляются.

Актуальной для современной психологии теме был посвящен симпозиум «Познание и коммуникация» (организатор Б. Ф. Ломов, СССР). На нем подчеркивалось, что коммуникация, общение должны рассматриваться как неотъемлемая часть познавательных

 

178

 

функций человека, что существуют глубокие внутренние связи между психологией познания и социальной психологией. Содержание докладов симпозиума группировалось вокруг следующих основных проблем: 1) особенности познавательных процессов в условиях общения; 2) восприятие, память, принятие решений в условиях общения; 3) общение и умственное развитие. К этому симпозиуму по своему содержанию тесно примыкал еще один симпозиум «Процессы принятия решения в группах» (организатор X. Брандштеттер, Австрия).

Отдельный симпозиум был посвящен психологии творчества (организатор Г. Дэвис, США). На нем обсуждалась проблема характерных особенностей творческой личности и психодиагностики творческих возможностей и творческого потенциала, а также вопросы интимной психологической природы творческих процессов и особенности их протекания (роль заключений по аналогии, особенности выдвижения и проверки гипотез и т. п.). Предлагались новые тесты определения творческих способностей, в частности в детском и юношеском возрасте. Сообщалось о методах изучения сложных процессов «естественного познания», которые, с одной стороны, включают в себя лабораторные эксперименты, где решение какой-либо проблемы может занимать до 10 и более часов, а с другой, основываются на тщательном изучении записных книжек, конспектов, черновиков мыслителей и ученых, внесших заметный вклад в развитие науки.

Довольно широко была представлена на конгрессе тематика исследований, посвященных многообразным взаимоотношениям познавательных и других психических процессов человека. Этим вопросам были

посвящены симпозиумы: «Когнитивная психология и целенаправленное обучение» (организатор Р. Гласер, США). «Роль познания в развитии эмоций и мотиваций» (организатор А. В. Запорожец, СССР), «Когнитивные и мотивационные аспекты целенаправленных действий» (организатор В. Хэккер, ГДР). Специальный симпозиум был посвящен связи между психологией познавательных процессов и работами в области искусственного интеллекта (организатор Дж. Хоув, Великобритания).

Почти ко всем из перечисленных симпозиумов непосредственно примыкали и являлись их продолжением тематические заседания под теми же, или близкими названиями. Среди тематических заседаний, менее тесно связанных с содержанием симпозиумов, отметим следующие: «Структура и понимание литературных текстов», «Понимание текста и обучение», «Чтение и коммуникация», «Воображение и процессы восприятия», «Воспроизведение и узнавание», «Память на лица», «Решение проблем», «Социальные аспекты восприятия и познания».

Несмотря на разнообразие тематики, многие вопросы психологии познания, обсуждавшиеся на конгрессе, в той или иной степени концентрировались вокруг одной центральной проблемы хранения знаний в долговременной памяти человека. По-видимому, эта проблема структуры и принципов организации долговременной памяти, которая начала всесторонне изучаться в психологии около 10 лет назад, приобретает сейчас все более актуальное значение. В представленных докладах было сообщено много новых экспериментальных фактов и высказано много оригинальных соображений, подчас совсем по-новому освещающих многие аспекты этой проблемы.