Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

169

 

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

 

Ю. Е. СОКОЛОВСКИЙ

Москва

 

В рецензируемом пособии для студентов-психологов1 рассматриваются, пожалуй, наиболее важные проблемы психологии общения людей.

В первой главе дается анализ общения с позиций смежных с психологией наук. Анализируются социальная сущность общения, его логико-гносеологические, фукционально-лингвистические и общепсихологические аспекты. Автор справедливо подчеркивает, что психологический анализ начинается там, где используются психологические методы исследования, а наблюдаемые факты фиксируются терминами психологии как науки и рассматриваются в сопоставлении с уже известными психологическими закономерностями.

В пособии преимущественно обосновывается общепсихологический подход. Автор выделяет личностный, познавательный и эмоциональный аспекты, этапы деятельности при общении, умения и навыки, привычки общения. Специально обращается внимание на роль общения в труде, учении, игре.

Опираясь на сделанные различения, Н. П. Ерастов обосновывает необходимость применения подхода к общению, который сочетает собственно психологический подход к общению с подходами к нему со стороны других наук. Такой подход автор называет комплексно-сочетательным.

Автор кратко характеризует социально-психологические, логико-психологические, психолингвистические, психолого-педагогические, профессионально-психологические, патопсихологические и зоопсихологические аспекты общения.

Во второй главе «Мотивы и стимулы общения» рассматриваются взаимосвязи мотивов и стимулов общения, виды мотивов общения и их взаимодействие в процессе общения. Специально обсуждаются вопросы формирования общения. Предложенная автором «классификация осложненных мотивов общения» (с. 46) удобна для понимания многофункциональности этого явления и анализа ряда практических ситуаций. С теоретической точки зрения эта классификация не представляется нам бесспорной. Не вдаваясь в обсуждение понятий, заметим лишь, что мотивы общения при теоретическом анализе должны быть представлены как синтезирующие потребности, интересы и ориентации общения.

Н. П. Ерастов в этой главе рассматривает взаимодействующие, противодействующие и независимо протекающие мотивы общения, подчеркивая их различие и взаимосвязи, влияние их на стратегию и тактику общения коммуникантов.

 

170

 

Третья глава посвящена проблемам достижения психологических контактов в общении. Автор справедливо обращает внимание на различные планы личностных контактов в общении, выделяя в них социальный статус и коммуникативные позиции, демографические, возрастные, половые и профессиональные характеристики. Специально анализируются познавательные и эмоциональные контакты в общении, а также деятельностные контакты в условиях общения.

Проблемам формирования умений и навыков общения посвящена последняя, четвертая глава. В ней речь идет о формировании коммуникативных знаний, способностей и установок личности. Эти компоненты рассматриваются не изолированно, а как важнейшие составляющие свойств личности. В качестве основных выделяются такие источники формирования коммуникативных знаний, умений и качеств, как личный опыт, подражание, обучение и работа над собой. При этом подчеркивается, что особого внимания заслуживает организованное обучение культуре общения. Различаются интуитивный, житейский и сознательный уровни навыков общения с выделением в каждом из них высокой, средней и низкой степени развития.

Автор, правда, в сжатом виде рассматривает пока еще мало изученные в психологии коммуникативные способности. Высказывается предположение, что в их основе лежит механизм идентификации. Далее характеризуются личностная, познавательная, эмоциональная и деятельностная идентификации.

В пособии рассматриваются коммуникативные действия: организационные, перцептивные и оперативные, раскрываются основные пути их формирования. Глава завершается обсуждением проблемы формирования оптимального стиля общения с общепринятым, автор характеризует копирующий, индивидуалистический и оптимальный стили. Оптимальный стиль рассматривается им как единство индивидуальности и социальности во всем многообразии и богатстве его проявления. Этот стиль, подчеркивает автор, в конечном итоге становится источником обогащения и совершенствования общественного опыта коммуникативной деятельности.

В заключении пособия подводятся итоги проведенного изложения узловых проблем психологии общения. Можно согласиться с автором в том, что «процесс общения изучают разные науки, но психология по праву занимает среди них центральное место, поскольку именно она раскрывает в нем его внутреннее, психологическое содержание, без которого все внешние проявления общения ни о чем по существу не говорят» (с. 92).

В пособии читатель найдет изложение многих еще малоизученных вопросов психологии общения. В нем удачно сочетаются доступность изложения с научной аргументацией психологических проблем общения. Во многих местах пособия автор отсылает читателя к источникам по проблемам общения. В конце указана основная литература, рекомендуемая студентам для изучения.

Хочется надеяться, что пособие будет переиздано. В новом издании желательно более обстоятельно рассмотреть проблемы потребностей, интересов и ориентации личности в общении, а также пути их формирования в различных условиях жизнедеятельности. Было бы полезно рассмотреть ценности общения.

В целом пособие Н.П. Ерастова представляет собой нужное, интересное и содержательное пособие для студентов-психологов.



1 Ерастов Н. П. Психология общения: Пособие для студентов-психологов. — Яро­славль, 1979. — 96 с.