Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

158

 

ИЗМЕРЕНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА С ПОМОЩЬЮ МАТРИЧНОГО ТЕСТА

 

P. Slater (ed.) The measurement of intrapersonal space by grid technique. V. I.; Explorations of interpersonal space, 1976. 258 p. V. 2: Dimensions of intrapersonal space, 1977. 270 p. London: John Wiley and Sons.

 

Рецензируемые книги представляют собой двухтомное издание статей под редакцией видного специалиста в области математической психологии Патрика Слейтера. Все статьи, главным образом английских психологов, касаются методических, процедурных, практических и частично теоретических аспектов применения одной методики, известной под названием репертуарной сетки (Repertory grid) или матрицы, в свое время предложенной Г. Келли, автором теории личностных конструктов (1955).

Суть методики заключается в том, что испытуемому предлагают оценить набор элементов (значимых для него людей, событий, объектов) с помощью некоторого набора конструктов. И элементы и конструкты продуцирует, как правило, сам испытуемый, поэтому составляемая при этом матрица после соответствующего анализа позволяет измерить внутриличностное пространство человека, выявить особенности его восприятия, способов конструирования окружающего мира. И процедура опроса и обработка результатов тестирования, в отличие от применяемых в практике опросных стандартизированных шкал, нацелены на выявление внутреннего, субъективного мира человека. Следовательно, речь идет о выявлении особенностей восприятия и реагирования конкретного индивида в определенный момент в определенной социальной среде. «Трудно понять людей, если мы не можем понять одного человека» (с. 1), — замечает П. Слейтер, обосновывая необходимость и актуальность ориентированного на конкретного человека идиографического подхода.

В первом томе излагаются результаты главным образом прикладных исследований, во втором — логика, математическое обеспечение и способы анализа результатов, получаемых с помощью матричного тестирования.

Первые 8 из 15 глав касаются клинических аспектов применения матриц и обобщения опыта работы с детьми и испытуемыми, имеющими умственный дефект. В главе 1 (Д. Pay) показаны пути использования матриц для анализа особенностей общения психотерапевта с больным, объективизации намечающихся сдвигов в их отношениях и оптимизации их контакта. Матричное тестирование позволяет психотерапевту общаться с больным на языке значимых для конкретного больного проблем и его особенностей восприятия окружающего мира. В главе 2 (Ф. Салмон) представлен обстоятельный методический анализ достоинств и недостатков, а также специфики применения матрицы при работе с детьми. Особая ценность методики заключается в возможности фиксации качественных и количественных сдвигов в субъективном восприятии ребенком (уже с 4-летнего возраста) ближайшей окружающей среды. В главе 3 (Е. С. Бартон, Т. Уолтон, Д. Pay) убедительно показано, что методика может использоваться как один из возможных путей решения проблемы практической психодиагностики при работе с умственно отсталыми, поскольку ее проведение не требует какого-то определенного образовательного уровня, способности к длительному сосредоточению, концентрации внимания и выполнению напряженной работы. Методика доступна для испытуемых с умственным дефектом еще и потому, что сам по себе умственный дефект не исключает возможности, и это особо подчеркивается авторами, формирования системы конструктов.

Варианты методики для больных неврозами описаны в главе 4 (А. Райл). Особого внимания заслуживает диадный способ построения матрицы, когда в качестве элементов выбираются определенные люди, значимые для субъекта, а в качестве конструктов — характер отношений, установившихся у испытуемого с ними.

В главе 5 (Ж. Норрис, Ф. Махлоуф-Норрис) показаны пути измерения системы идентификации собственного «я» в рамках предложенных операциональных определений самоизоляции, самоотчуждения и социального отчуждения с выходом на контингент больных с невротическими и личностными нарушениями.

Для медицинских психологов и психиатров специальный интерес представляют также материалы главы 6 (А. Лэндфилд) об использовании теории личностных конструктов и модификации репертуарной сетки (матрицы) Келли в изучении суицидального поведения.

В главе 7 (П. Слейтер) рассматриваются способы фиксации и представления динамических сдвигов в состоянии больных, прошедших 12-дневный курс психо- и трудотерапии. Регистрация выраженности и направленности сдвигов позволила, кроме того, выявить и сравнительную эффективность каждого из применявшихся видов психотерапии для конкретного больного.

В главе 8 (Д. Pay, П. Слейтер) сопоставляются особенности восприятия внутренней картины болезни с точки зрения психотерапевта и самого больного до и после 2-месячного курса лечения. Предлагаемый подход может оказаться продуктивным для оценки социально-психологической наблюдательности педагогов, руководителей и т. д.

В социально-психологическом и социологическом плане интересны способы использования матрицы для изучения половых различий в стереотипах восприятия роли жены и матери (глава 9, С. Дж. Четуинд) и сопоставления системы социальных ценностей и представлений, существующих в рамках различных культур (глава 14, Дж. Орлей).

Вопросы психологии восприятия в практике градостроительства и дизайна рассматриваются

 

159

 

в главе 10 (С. Райли, Дж. Пал-мер). В главах 11 (Б. Хоникмен) и 12 (П. Стрингер) анализируются результаты исследования особенностей восприятия приморских курортов и отношения к различным объектам планируемого строительства.

В главе 13 (Д. Уотсон, Дж. Ганн, Дж. Гриствуд) приведены результаты изучения характера стресс-реакций и состояния у заключенных с длительными сроками заключения. В главе 15 (Дж. Саймоне) анализируются установки и отношения к контролю за деторождаемостыо и возможности сопоставления социологического и субъективного (личностного) смысла тех или иных социальных мероприятий.

В целом материалы первого тома дают достаточно полное представление о направлении поисков и возможностях практического применения методики и ее модификаций.

Второй том, также состоящий из 15 глав, объединенных в 4 неравнозначных по объему части, 3 из которых (12 глав) написаны П. Слейтером, задуман как теоретико-методическое обоснование методики измерения внутриличностного пространства.

В первой части (главы 1—3) дается определение внутриличностного пространства, рассматриваются сходство и различия процедуры матричного тестирования с применявшимися уже в 30-е гг. социометрическим тестом, методикой Q-сорт, семантическим дифференциалом и репертуарным тестом Келли. Центральное место в первой части занимает глава 3, в которой рассматриваются вопросы практического применения методики: подготовка матрицы, отбор и количество элементов и конструктов, методы шкалирования. Несомненным достоинством методики является, как убеждается читатель, то, что при этом нет необходимости в специальной отработке пунктов шкалы и последующей стандартизации. Несколько спорным и упрощенным, однако, представляется суждение П. Слейтера о том, что простота и надежность методики освобождает исследователя от ориентации на какую-либо психологическую теорию или определенные теоретические положения и принципы (с. 46).

Вторая часть книги касается проблем анализа матриц и включает краткое введение в матричную алгебру и пространственную геометрию, а также основные положения факторного анализа по методу главных компонент (главы 5—6), описание полного анализа отдельной матрицы (глава 7—8) и пример представления и интерпретации результатов реально заполненной матрицы с одновременной клинико-психологической характеристикой пациента (глава 9). Вопросы надежности и валидности методики матричного тестирования подробно рассматриваются в главе 10. Здесь же приводятся основные положения и извлечения из теории вероятности, приложимые к анализу матриц. Традиционные процедуры проверки устойчивости (надежности) показателей оказываются в данном случае малопригодными, поскольку матрица как методика личностного тестирования служит совсем другим целям. Несомненный практический интерес представляет материал главы 11, где рассматриваются методы сравнения отдельных матриц между собой и описывается логика построения специальных программ ЭВМ для анализа матриц.

Третья часть (главы 12—14), посвященная методологическим вопросам матричного тестирования, удачно вписывается в структуру книги. В главе 12 (Дж. Гауэр) описана процедура анализа 3-факторных матриц, в главе 13 (Дж. Четуинд) рассматривается психологический смысл основных показателей, получаемых из матриц (когнитивная сложность — простота, склонность к смещению в оценках, изменчивость), и предпринимается попытка выявления их личностных коррелятов. Интересный подход с применением специальных форм «генерализованных» матриц, похожих на традиционные личностные опросники, но пригодных для конкретных испытуемых, представлен в главе 14 (Дж. Филлипс). Здесь же обсуждаются вопросы построения такого рода шкал из суждений самого опрашиваемого и общие проблемы психологического шкалирования.

В заключительной, четвертой части (глава 15) П. Слейтер подводит итоги состояния экспериментальных исследований и показывает перспективы применения методики матричного тестирования, которая может, по его мнению, занять важное место в существующих системах исследования и объяснения психологических явлений.

В целом рецензируемое двухтомное издание представляет несомненный интерес для специалистов в области дифференциальной, социальной, медицинской и математической психологии. Особую ценность представляют разделы, дающие представление о возможности применения различных модификаций матрицы в изучении проблем социальной перцепции и психического стресса в связи с различными микросредовыми и межличностными влияниями. Именно прикладная направленность первого тома книги компенсирует не всегда обстоятельное обсуждение теории применения матричного тестирования. Основательная работа в этом направлении чрезвычайно перспективна, и поэтому знакомство с этой методикой будет очень полезно психологам-практикам и исследователям.

 

Ю. Л. Ханин

Ленинград