Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

115

 

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ, ЛАБИЛЬНОСТИ И РЕАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ

 

К. О. САНТРОСЯН, С. А. САЛАТИНЯН

 

Проблема человеческих возможностей и, в частности, способностей является одной из основных в психологической науке и в определенной степени сводится к вопросу их формирования и выявления соотношения в них природного и приобретенного. Необходимость диагностики способностей человека делает эти вопросы особенно острыми.

Согласно позиции советской психологии, способности формируются и развиваются в процессе жизни индивида в конкретных социальных условиях и природно обусловленными считаются лишь задатки (Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев). Однако, как писал Б.Ф. Ломов, «эта сформулированная в общем виде концепция не получила еще своей достаточно основательной разработки в конкретных психологических исследованиях» [10]. Остается открытым вопрос формирования и развития самих задатков. К числу задатков в советской психофизиологии принято относить свойства нервной системы, определяющие процессуальную сторону деятельности человека. Выявление закономерностей развития свойств н. с. в онтогенезе, изучение зависимости этого процесса от разных условий и характера активности самого ребенка является одним из аспектов широкой проблемы формирования способностей.

Детский и подростковый возраст характеризуются развитием и созреванием различных функциональных систем головного мозга. Многими советскими психологами и физиологами исследованы возрастные особенности их развития. Однако работ, освещающих онтогенетическое развитие свойств нервной системы, сравнительно немного. Согласно некоторым данным, нервная система ребенка, в отличие от взрослого, характеризуется высокой чувствительностью, она имеет сходство со «слабым» типом взрослого [13], [16], [25], отличается легкой разрушаемостью временных связей, их неустойчивостью и тормозимостью, малой работоспособностью [8]. Подвижность нервных процессов, согласно данным одних авторов, с возрастом повышается [9], [17], [24], а других — понижается [22]. Динамичность нервных процессов с возрастом повышается [18].

Но в исследованиях онтогенетического развития свойства нервной системы еще недостаточно учитывается характер и уровень активности самого ребенка, хотя ясно, что этому фактору здесь принадлежит очень большая роль. В нашей работе для изучения этого фактора использовались занятия разными видами спорта.

 

116

 

В исследованиях по физиологии и психологии спорта отмечаются существенные изменения корковой нейродинамики в процессе становления спортивной формы и указывается, что эти изменения различны у спортсменов, занимающихся разными видами спорта [5] и др. Изменения корковой нейродинамики отмечаются и у детей, занимающихся спортом [3], [6], [12], [17], [21], [23] и др.

В нашей работе мы провели сравнительное изучение развития свойств нервной системы у детей, не занимающихся спортом и занимающихся разными видами спорта. Были выбраны разные по характеру виды спорта: циклические и ациклические, игровые и единоборство, которые предъявляют разные требования к психике и физическим качествам спортсменов.

Изучение онтогенетического развития свойств нервной системы обычно проводится методом возрастных срезов, что может быть, по нашему мнению, одной из причин несовпадения результатов, полученных разными авторами, так как этот метод не позволяет учитывать индивидуальных различий возрастного развития детей. Поэтому в нашей работе метод возрастных срезов был дополнен методом пролонгированного исследования. Методом возрастных срезов обследовались дети 11 возрастных групп от 8 до 18 лет (не занимающиеся спортом). Пролонгированные исследования проводились на протяжении двух лет с одними и теми же детьми четырех возрастных групп от 8 до 11 лет; кроме того, с детьми 11 лет были проведены дополнительные исследования с интервалом в 3 года.

С целью определения влияния занятия спортом на развитие изучаемых нами свойств нервной системы мы применили метод квалификационного среза — исследовались взрослые спортсмены, мастера и кандидаты в мастера спорта, в основном члены сборных команд Армении. Развитие свойств нервной системы детей, занимающихся спортом, изучалось пролонгированным исследованием — исследовались дети, занимающиеся в спортшколах в течение первых двух лет занятий спортом (эксперименты были проведены в 1969—1973 гг.). Исследованием было охвачено в общей сложности более 600 человек, эксперименты проводились в равных для всех испытуемых условиях, и все показатели свойств нервной системы брались у каждого ребенка в один и тот же день, в течение одного эксперимента.

Из свойств нервной системы мы исследовали абсолютную чувствительность, реактивность и лабильность1 слухового анализатора. Чувствительность определялась той минимальной интенсивностью звукового раздражителя, которая вызывает ощущение; реактивность — по кривой силы — длительности измерением «полезного времени» возникновения ощущения при раздражителях трех разных интенсивностей: пороговом; 1, 3 порога и в 2 порога (адеквата). Лабильность определялась «критическим интервалом дискретности» между парой раздражителей, при котором впервые исчезает эффект маскировки первого звука и возникает его адекватное восприятие (методика П. О. Макарова — [11]).

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

 

Возрастная динамика абсолютной слуховой чувствительности

 

Согласно данным, полученным методом возрастных срезов, самая низкая чувствительность имеет место у детей 8 лет. Она достоверно (на 1 %-ном уровне значимости) отличается от чувствительности всех остальных возрастных групп. В последующих возрастных группах какой-либо четкой закономерности не наблюдается, имеются небольшие чередующиеся повышения и понижения чувствительности (табл. 1).

Считая, что такая неопределенность может быть результатом большого индивидуального разброса в группах, мы провели анализ результатов с помощью разбивки дат (в каждой возрастной группе все данные разделили на классы и учли встречаемость каждого из них). Такой анализ выявил, что у 8-летних чувствительность варьирует в более широких пределах, чем в остальных возрастных группах: здесь можно встретить детей как с высокой (24 % случаев), так и с низкой (8 % случаев) и даже с очень низкой (12 % случаев) чувствительностью. Значительная часть испытуемых попадает в класс с чувствительностью ниже среднего (36 % случаев). После 8 лет лица с очень низкой чувствительностью не встречаются. В группе 9-летних значительная часть испытуемых имеет высокую чувствительность (40 % случаев), однако определенное количество лиц все еще имеет чувствительность среднюю и ниже среднего уровня (по 28 % случаев). В группе 10—11-летних уменьшается число лиц с чувствительностью ниже среднего уровня и увеличивается число лиц со средней чувствительностью. В группах после 11 лет подавляющее большинство лиц имеет высокую чувствительность (52— 68 % случаев), и между группами от 12 до 18 лет уже закономерных различий не выявляется.

По результатам пролонгированного исследования особых изменений чувствительности не обнаруживается.

 

117

 

Таблица 1

 

ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ АБСОЛЮТНОЙ СЛУХОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ (ПОРОГ В ДБ), РЕАКТИВНОСТИ (АДЕКВАТА В МС) И ЛАБИЛЬНОСТИ (КРИТИЧЕСКИЙ ИНТЕРВАЛ ДИСКРЕТНОСТИ В МС)

 

 

Возраст

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Чувстви-тельность

X

σ

25,96

±6,07

23,08

±4,58

22,31

±4,3

22.28

±4,79

20,56

±2,38

21,0

±2,41

21 ,92

±2,68

21,45

±2,65

20,88

±3,95

22,36

±3,84

20,37

±1,95

Реактив-ность

X

σ

1,87

±2,49

2,52

±2,24

2,15

±1,55

2,45

±2,35

1,11

±0,78

0,94

±0,75

0,76

±0,77

0,75

±0,78

1,14

±0,86

1,24

±1.25

0,8

±0,78

Лабиль-ность

X

σ

62,87

±33,7

42,39

+27,4

35,79

±20,8

39,28

+25,1

28,59

±11,0

19,22

±6,4

16,16

±6,65

19,9

±5,97

21,08

+9,01

22,4

±11,4

22,97

±6,4

 

Сопоставление всех полученных результатов позволяет заключить, что чувствительность развивается у детей до 11 лет, после чего стабилизируется. У основной массы детей развитие чувствительности, по всей вероятности, имеет место до 9-летнего возраста. В дальнейшем оно продолжается у небольшого количества лиц; у которых к 9 годам это развитие еще не завершилось. У этих детей развитие чувствительности продолжается до 11 лет.

 

Возрастная динамика реактивности

 

Использованные нами три параметра реактивности нервной системы имели почти одинаковый характер развития, поэтому мы остановимся на динамике лишь одного из них — «адекваты». По средним данным, полученным методом возрастных срезов, весь изученный возрастной период — 8—18 лет — распределяется на две группы: младшая возрастная группа — 8—11 лет, отличающаяся наиболее низкими показателями, и старшая возрастная группа 12—18 лет, отличающаяся высокими показателями (различие между этими двумя группами в основном достоверное). О существовании двух возрастных групп говорит и выраженность сигмальных отклонений.

Согласно средним данным и выраженности сигмальных отклонений, в старших возрастных группах (12—18 лет) развитие реактивности не имеет места. Исходя из средних данных, нельзя говорить о развитии реактивности и в младших возрастных группах. Однако такая картина, на наш взгляд, объясняется большими различиями в индивидуальных характеристиках (см. сигмальные отклонения), которые мешают увидеть возрастное развитие этого свойства в средних величинах его показателей. Согласно пролонгированным исследованиям, реактивность в этих возрастных группах повышается: у 8—9-летних она повышается у всех испытуемых, в группе 10-летних — в 60% случаев, а у 11-летних — в 50% случаев. Итак, с возрастом количество случаев повышения реактивности уменьшается, следовательно, можно заключить, что реактивность развивается в основном до 12-летнего возраста, но у определенного количества детей это развитие завершается раньше (см. табл. 1).

 

Возрастная динамика лабильности

 

По средним данным возрастных групп (см. табл. 1), лабильность с 8 до 14 лет постепенно повышается с некоторой задержкой в 11 лет и с незначительным спадом с 15 по 18 лет. Дополнительные исследования на большой выборке лиц 17—18 лет не подтвердили факт понижения лабильности. (Это еще раз указывает на то, что к данным поперечных срезов следует относиться с определенной осторожностью.) Как по средним данным, так и по достоверности различий темп развития лабильности сильнее выражен в младших возрастных группах: 8-летние достоверно отличаются от 9-летних, а 9- и 10-летние — лишь от 12- и 13-летних. По средним значениям лабильность у 14-летних выше, чем у 13-летних, однако с 13 лет достоверных различий между возрастными группами не наблюдается.

Пролонгированные исследования (8—12 лет) подтверждают выводы о развитии лабильности с возрастом и о более интенсивном его темпе в младших возрастных группах: в группе 8-летних в течение года наблюдается повышение лабильности у всех испытуемых, у 9 и 10-летних — в 90 % случаев, у 11-летних — в 80 % случаев. Следовательно, на основании наших данных можно говорить о развитии лабильности до 13-летнего возраста.

 

118

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ СПОРТСМЕНОВ

 

С помощью метода квалификационных срезов было выявлено, что среди представителей рассмотренных нами видов спорта самой высокой чувствительностью отличаются гимнасты, остальные имеют относительно низкую чувствительность, ниже всего она у футболистов ( табл. 2). Различие в чувствительности между гимнастами и футболистами, гимнастами и фехтовальщиками достоверно.

 

Таблица 2

 

ПОКАЗАТЕЛИ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ, РЕАКТИВНОСТИ И ЛАБИЛЬНОСТИ У СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

 

Вид спорта

Футбол

Фехтование

Плавание

Гимнастика

Незанимаю-щиеся спортом *

Незанимаю-

щиеся спортом **

Абсолютная слуховая чувствительность

X 29,7

σ ±8,3

25,8

±2,8

24,8

±4,5

20,2

±6,3

20,8

±3,7

22,3

±4,8

Реактивность

X 0,23

σ ±0,25

0,39

±0,24

0,66

±0,59

2,03

±1,1

2,28

±3,9

1,89

±2,7

Лабильность

X 18,5

σ ±8,1

20,33

±15,6

23,8

±22,3

27,8

±20,8

28,4

±20,2

28,7

±23,5

Примечание.

* Контрольная группа одного возраста с гимнастами и пловцами.

** Контрольная группа одного возраста с футболистами и фехтовальщиками.

 

О высокой чувствительности у гимнастов по сравнению с представителями других видов спорта говорят также В. В. Васильева [2], Б. И. Якубчик [26], Л. Ф. Егупов [7] и др. Однако, по нашим данным, гимнасты по своей чувствительности почти не отличаются от незанимающихся спортом, а чувствительность у пловцов, футболистов и фехтовальщиков достоверно ниже, чем у незанимающихся спортом. Это дает основание думать, что высокая абсолютная чувствительность у гимнастов, по сравнению с представителями остальных видов спорта, не является результатом занятий данным видом спорта. Что же касается низкой чувствительности у футболистов и фехтовальщиков, то это, по всей вероятности, есть результат влияния данных видов спорта.

Наиболее высокой реактивностью, по нашим данным, обладают футболисты и фехтовальщики (разница достоверная). Самая низкая реактивность обнаруживается у гимнастов. Сравнение данных реактивности нервной системы спортсменов и испытуемых контрольных групп, т. е. не занимающихся спортом, показывает, что хотя спортсмены отличаются более высокой реактивностью, но степени достоверности эти различия не достигают.

Согласно методике «кривой силы — длительности», при определении реактивности исходным моментом является чувствительность нервной системы, и при сопоставлении чувствительности и реактивности мы часто встречались с фактом сочетания высокой реактивности с низкой чувствительностью и наоборот [20]. Поэтому, чтобы исключить вывод о том, что высокая реактивность у футболистов и фехтовальщиков есть результат влияния низкой чувствительности, нами было проведено сопоставление реактивности у лиц, имеющих одинаковую чувствительность. Такой анализ позволил выявить следующее: низкая реактивность у гимнастов действительно была обусловлена их высокой чувствительностью, а футболисты и фехтовальщики при той же чувствительности отличались более высокой реактивностью.

Сравнение данных спортсменов и испытуемых контрольных групп, не занимающихся спортом, выявило, что гимнасты не отличаются высокой реактивностью, а футболисты и фехтовальщики имеют более высокие показатели, чем незанимающиеся. Следовательно, лица, занимающиеся футболом и фехтованием, имеют высокую реактивность. Последнее обстоятельство может быть поставлено в один ряд с данными Ф.А. Гребауса [4], согласно которым быстрый темп движения имеют спортсмены в тех видах спорта, где требуется развитие высоких скоростей.

Рассмотрение лабильности у мастеров спорта показывает, что наиболее высокие показатели имеют место у футболистов, близки к ним данные фехтовальщиков, на третьем месте пловцы, на последнем — гимнасты. Но достоверных различий между

 

119

 

показателями у представителей разных видов спорта, а также между ними и незанимающимися не было обнаружено. Причиной этого является большой индивидуальный разброс данных в группах пловцов, гимнастов и не занимающихся спортом. Меньшим индивидуальным разбросом отличаются группы фехтовальщиков и футболистов, что связано, по нашим данным, с отсутствием среди них лиц с низкой лабильностью.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЛОНГИРОВАННЫХ ИССЛЕДОВАНИИ С ДЕТЬМИ, ЗАНИМАЮЩИМИСЯ СПОРТОМ

 

Достоин внимания тот факт (причины которого было бы интересно специально выяснить в дальнейшем), что дети, отобранные в спортивные школы, имели более низкую исходную абсолютную чувствительность, чем не занимающиеся спортом. Самая низкая чувствительность оказалась у детей, отобранных в школу футбола (34 дБ), далее у пловцов (33 дБ) и гимнастов (28 дБ); самая высокая чувствительность имела место у не занимающихся спортом (24 дБ). За 6 месяцев занятий спортом чувствительность развивается у детей, занимающихся футболом, на уровне "значимости Р = 0,012, плаванием и гимнастикой — на уровне значимости Р = 0,05. За вторые 6 месяцев достоверное повышение чувствительности обнаружилось лишь у юных футболистов (Р = 0,05). При занятии остальными видами спорта повышение чувствительности также обнаруживается, но не достигает уровня достоверности. В течение второго года занятий спортом отмечено лишь незначительное количество случаев повышения чувствительности. Сопоставление результатов детей одних и тех же возрастных групп, не занимающихся и занимающихся спортом, показывает, что чувствительность у первых повышается в среднем за год на 1 дБ, а у вторых — на 7 дБ.

Как было сказано, юные гимнасты имели сравнительно более высокую чувствительность, и в течение первых шести месяцев занятия спортом чувствительность у них достигла высокого уровня. Этим объясняется отсутствие развития ее во втором полугодии. Случаи повышения чувствительности были отмечены у юных пловцов и футболистов и во второй год занятий, однако повышение чувствительности происходило лишь у тех детей, у которых не было ее развития в первый год занятий спортом.

Изменения реактивности в первый год занятий спортом неопределенные, имеют место случаи и повышения, и понижения ее. Во второй год занятий спортом реактивность повышается. Неопределенность картины изменения реактивности в первый год занятий спортом мы объясняем сильным повышением чувствительности, что и могло маскировать факт повышения реактивности. Для подтверждения этого нами был проведен дополнительный анализ результатов с учетом характера сдвигов чувствительности: определялись изменения в реактивности как при наличии, так и отсутствии сдвигов в чувствительности. Этот анализ выявил повышение реактивности у значительного количества детей и в первый год занятий спортом.

 

Таблица 3

 

ЛАБИЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РАЗНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА И НЕЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ (критический интервал дискретности в мс)

 

Возраст

9

10

11

12

13

Время занятий

1 год

2 года

1 год

2 года

1 год

2 года

1 год

2 года

за 2 года

Футбол

 

 

28,5

 

24,5

 

29,1

12,3

15,8

Плавание

41,9

31,5

 

40,8

19,9

 

26,7

 

Гимнастика

37,9

21,3

51,0

21,3

49,5

 

 

21,1

 

Незанимающиеся спортом

42,4

35,8

39,3

28,6

19,2

 

Сдвиги в лабильности у детей, занимающихся разными видами спорта, говорят о значительном ее развитии во всех спортивных группах в течение двух лет. Разница между разными видами спорта обнаруживается лишь в динамике развития. Однако, как было установлено, значительное развитие лабильности имело место и у детей, не занимающихся спортом. Поэтому с целью выявления роли занятий спортом в этом процессе мы провели сопоставление средних величин исходных характеристик и годового прироста лабильности у детей одного и того же возраста, занимающихся и не занимающихся спортом. Сравнение исходных характеристик выявило, что часто имеют место более высокие показатели лабильности у детей, занимающихся только в общеобразовательной школе. Однако сравнение характеристик лабильности у детей одного

 

120

 

и того же возраста, занимающихся в течение года спортом и не занимавшихся им, показывает, что первые за это время догоняют и перегоняют детей своего возраста (табл. 3).

Такое изменение соотношения характеристик могло быть, надо думать, результатом интенсивного развития лабильности в процессе занятия спортом.

О развитии лабильности в процессе занятия спортом свидетельствует и сравнение годового прироста ее у детей, не занимающихся и занимающихся спортом. У детей, не занимающихся спортом, лабильность в течение года повышается на 68 %, у занимающихся — в среднем на 113%. Заслуживает специального внимания тот факт, что за два года занятия спортом лабильность у юных футболистов, по нашим данным, достигает уровня лабильности мастеров спорта.

Обобщение результатов, полученных разными методами, позволяет заключить, что свойства нервной системы — чувствительность, лабильность и реактивность с возрастом развиваются. Развитие интенсивно в сравнительно раннем онтогенезе, в дальнейшем темп развития замедляется, и в определенный возрастной период наступает стабилизация показателей.

Развитие свойств нервной системы гетерохронно, одни из них имеют более короткий период онтогенетического развития, другие — более длительный (чувствительность в основном — до 9 лет, реактивность — до 12 лет, лабильность — до 13 лет).

Полученные результаты говорят также о недостаточности для полного развития свойств нервной системы одного лишь возрастного фактора. Занятия по всем рассмотренным видам спорта способствуют развитию изученных свойств нервной системы, однако интенсивность влияния зависит от того, с каким периодом онтогенетического развития оно совпало: развитие чувствительности по сравнению с остальными свойствами нервной системы более ограничено, имеет место лишь в первый период занятия спортом. Развитие реактивности и особенно лабильности более длительно и интенсивно, так как период их онтогенетического развития более длителен.

Влияние занятия спортом на свойства нервной системы не одинаково: в отношении чувствительности оно не дифференцированно, а развитие реактивности и лабильности зависит от специфики формы активности. И если чувствительность в основном развивается без специальной организации активности, так как любая форма активности здесь приемлема, то реактивность и особенно лабильность нуждаются в специфических формах активности. По нашим данным, реактивность развивается у всех детей, занимающихся футболом, и лишь у некоторых юных пловцов и гимнастов. Лабильность развивается под влиянием занятий всеми изученными нами видами спорта, одна: ко влияние характера активности весьма велико: независимо от исходного уровня лабильности все юные футболисты в результате двухлетней тренировки попадают в группу лиц с высокой лабильностью, чего нельзя сказать о детях, занимающихся гимнастикой и плаванием. Следовательно, и высокая реактивность, и лабильность у мастеров по футболу и фехтованию, по-видимому, объясняются спецификой данных видов спорта: футбола, который характеризуется мгновенной сменой игровых ситуаций, требованием быстрой и правильной ориентировки в ответных действиях, и фехтования, требующего высокой скорости действия.

Полученные данные свидетельствуют, как мы думаем, о том, что свойства нервной системы у человека могут оказаться не развившимися до своего дефинитивного уровня, потенциальные возможности человека не могут превратиться в реальные при отсутствии соответствующих форм активности. А если это так, то возникает необходимость специальной организации их развития.

Развитие свойств нервной системы имеет, по нашим данным, индивидуальный характер — у одних детей оно протекает плавно, у других — скачкообразно, и дети достигают стабильного уровня развития в разные возрастные периоды. Это обстоятельство и особенно случаи замедления темпа развития свойств нервной системы, как и при развитии способностей, ставят вопрос о необходимости целенаправленной организации развития свойств нервной системы. Необходимо подчеркнуть также, что в результате скачкообразности развития свойств нервной системы и влияния занятия спортом дети со временем могут менять свое место в совокупности, оставляя позади тех, у кого до этого показатели были лучше. Важно подчеркнуть и то, что занятия спортом отнюдь не сглаживают и не нивелируют индивидуальные различия в свойствах нервной системы. Занятия спортом способствуют лишь более полному проявлению действительных возможностей человека.

Если рассматривать все вышеизложенное с позиции диагностики возможностей человека, то можно заключить, что судить о предельных возможностях нервной системы человека можно лишь после периода стабилизации свойств нервной системы и при наличии соответствующей организации их развития.

 

1. Айрапетян М. А. Возрастные изменения двигательной и словесной реакции на звуко-словесные раздражители у школьников и их особенности при спортивной тренировке: Автореф. канд. дис. — Ереван, 1970.

2. Васильева В. В. Исследование высшей нервной деятельности легкоатлетов. — Ученые записки ГД ОИФК им. Лесгафта, вып. 6, 1958.

 

121

 

3. Генов Ф. Интенсивность и устойчивость внимания спортсмена перед разминкой как показатель мобилизационной готовности: Тезисы докладов VI Всесоюзного совещания по психологии физического воспитания и спорта. — Тбилиси, 1967.

4. Гребаус Ф. А. К вопросу о влиянии привычного темпа движений на качество заучивания движений в заданном темпе. — В сб.: Проблемы психологии спорта, вып. I. М., 1960.

5. Грошенков С. С. О системности тестов в связи с разработкой проблемы спортивной ориентации: Научные труды ВНИИФКа за 1970 г. — М., 1972.

6. Данилина Л. Н. Возрастные особенности развития некоторых психических функций у школьников в связи с занятием спортом: Автореф. канд. дис. — М., 1968.

7. Егупов Л. Ф. Индивидуально-типологические особенности силы нервной системы в максимальной физической работе спортсменов. — В сб.: Психологические вопросы спортивной тренировки. М., 1967.

8. Иванов-Смоленский А. Г. Опыт систематического экспериментального исследования онтогенеза корковой динамики человека. — В сб.: Опыт систематического экспериментального исследования онтогенеза корковой динамики человека. М., 1940.

9. Кольченко Н. В. Развитие подвижности основных нервных процессов и работоспособности коры головного мозга у человека в возрастном аспекте: Труды VII научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии.— М., 1967.

10. Ломов Б. Ф. Соотношение социального и биологического как методологическая проблема психологии. — Вопросы философии, 1976, № 4.

11. Макаров П. О. Нейродинамика зрительной системы человека. — М., 1952.

12. Макарова Т. Н. Функциональное состояние нервной системы детей и подростков в процессе адаптации к мышечной деятельности: X научная конференция по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. Т. II, ч. II.—М., 1971.

13. Маркосян А. А. Вопросы возрастной физиологии. — М., 1974.

14. Оя С. М., Пээбо Э. Ю. Влияние физических упражнений на внимание, подвижность и динамичность нервных процессов у лиц разного возраста и спортивной квалификации: X научная конференция по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. Т. II, ч. II. — М., 1971.

15. Плохинский Н. А. Биометрия. — М., 1970.

16. Пэн Р. М., Невская М. А. Возрастные особенности торможения у детей и подростков от 5 до 17 лет. — В сб.: Опыт системного экспериментального исследования онтогенетического развития корковой динамики человека. М., 1940.

17. Рабинович Р. Л. О неравномерности повышения подвижности основных нервных процессов в различные возрастные периоды школьников: Труды VII научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. — М., 1967.

18. Равич-Щербо И. В., Шибаровская Г. А. Структура динамичности нервных процессов у детей школьного возраста. — Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т. VII. — М., 1972.

19. Рокицкий П. Ф. Биологическая статистика. — Минск, 1967.

20. Сантросян К. О. Личное «время» и его психофизиологические основы: Сборник научных трудов. Отдел психологических наук / Под ред. М. А. Мазманяна. — Ереван, 1974.

21. Сафарян С. Н. К вопросу о возрастных особенностях сенсомоторного развития: Автореф. канд. дис. — Л., 1964.

22. Трошихин В. А., Козлова Л. Н. О становлении и развитии подвижности и инертности нервных процессов в онтогенезе. — Журнал ВНД, т. XI, вып. 5, 1961.

23. Филин В. П. Проблема совершенствования двигательных (физических) качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: Автореф. канд. дис. — М., 1970.

24. Хильченко А. Е., Куркчи Л. П., Куркчи Н. Ф. Возрастная динамика подвижности основных нервных процессов у человека. — Вопросы психологии, 1966, № 6.

25. Чудновский В. Э. О соотношении возрастных особенностей и свойств типа нервной системы у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. — М., 1963.

26. Якубчик Б. И. Некоторые индивидуальные различия в деятельности спортсменов-акробатов и учет их в процессе учебно-тренировочных занятий. — Вопросы психологии, 1964, № 5.



1 О разграничении понятий реактивности и лабильности см. в статье К.О. Сантросян [22].

2 Обработка проведена с помощью попарного сравнения методом критерия знаков [19].