Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

XXVI СЪЕЗД КПСС И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

А. А. БОДАЛЕВ

 

В документах, которые утверждены на XXVI съезде Коммунистической партии Советского Союза, подведены итоги труда советского народа в десятой пятилетке и разработаны планы движения его вперед на ближайшее и более отдаленное будущее. Съезд рассмотрел и оценил успехи в построении материально-технической базы коммунизма, в дальнейшем развитии социалистических общественных отношений, в формировании нового человека, и вместе с тем он определил и утвердил программу экономического и социального развития СССР на одиннадцатую пятилетку и в целом на 80-е гг., которая предусматривает неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства, увеличения производительности труда, роста социальной и трудовой активности советских людей.

В документах съезда получили свою глубокую и разностороннюю оценку и результаты работы советских ученых в минувшей пятилетке, а также нашли яркое отражение задачи, решению которых в одиннадцатой пятилетке должна подчинить свою деятельность советская наука.

Съезд, отметив значение теоретических и прикладных разработок, осуществленных советскими учеными для более эффективного использования природных ресурсов в народном хозяйстве и одновременно для сохранения природной среды, для совершенствования техники и роста промышленного и сельскохозяйственного производства, для улучшения организации и управления всеми сферами жизни советского общества, для дальнейшего подъема всей системы народного образования и культуры, для организации всего образа жизни советских людей и укрепления их здоровья, определил пути дальнейшего возрастания роли науки в создании материально-технической базы коммунизма и решении актуальных для нашего государства социальных проблем.

Ученые, представляющие отечественную психологию, в прошлой пятилетке активно и полезно участвовали в разработке многих важных для нашей страны проблем. Научное освещение этих проблем требовало привлечения с учетом их профиля и представителей других областей знания, исследующих закономерности и механизмы, которые определяют бытие и деяния человека и прямо влияют на все его социальные характеристики. Полученные при этом результаты помимо их общенаучного значения явились шагом вперед в понимании с позиций психологии существа проблем формирования важнейших особенностей человека, характеризующих его как индивида, всестороннего развития его как личности, проблем совершенствования процесса его обучения

 

6

 

и воспитания, подготовки его к творческому труду и повышения результативности самого этого труда в различных областях народного хозяйства, обеспечения здоровья советского человека.

И еще более широкий круг тесно связанных друг, с другом задач, решение которых актуально для успешного осуществления поставленных партией перед народом целей, сформулирован в документах съезда для всех общественных наук и, в частности, для психологии на грядущее пятилетие.

Страной сейчас взят курс на рациональное и экономное использование природных, материальных и трудовых ресурсов, на дальнейшее повышение производительности труда. В этих условиях психологи обязаны увеличить объем и улучшить качество проводимых ими научных разработок, направленных на выявление психофизиологических и психологических факторов, сказывающихся на эффективности трудовых процессов. С позиций своей науки они должны намного активнее, чем раньше, участвовать в определении путей совершенствования организации производства, в проектировании и создании техники, максимально соответствующей возможностям человека, облегчающей его труд и сохраняющей его здоровье. Столь же широко они должны продолжить начатые в предыдущей пятилетке исследования, связанные с необходимостью развития роботехники: углубленно изучать деятельность сенсорно-перцептивных систем животных и их поведение в связи с конструированием роботов г элементами искусственного интеллекта, форсировать исследования функциональных систем «глаз — рука», «ухо — рука» и других с последующим использованием их результатов при созданий нужных в народном хозяйстве различных типов манипуляторов. "Необходимо также активизировать поиск оптимальных режимов взаимодействия человека с многостепенными органами управления типа роботов.

Не менее нужными в наступающем пятилетии будут работы психологов', формулирующие требования к характеристикам человека, привлекаемого к тому или иному виду труда, дающие точные критерии и эффективные методики профессионального отбора, предлагающие хорошо Отлаженный психологический и психофизиологический инструментарий, позволяющий точно диагностировать состояние занятого трудом человека.

В документах XXVI съезда КПСС раскрываются условия, способствующие повышению производительности труда, укреплению творчески активного отношения к труду, подчеркивается необходимость повышения действенности системы материального и морального поощрения, усиления стимулирующей роли оплаты по труду.

В решении этой конкретной задачи, которая была обсуждена на съезде нашей партии, тоже должны участвовать психологи. Не теряя времени, сейчас важно хорошо спланировать и намного шире, чем в прошлой пятилетке, развернуть изучение мотивационно-потребностной сферы людей, занятых в разных видах труда, выявлять изменения в их ценностных ориентациях в связи с их возрастом, полом, семейным положением, особенностями трудовых коллективов, членами которых они выступают. При этом должен определяться характер социальных воздействий, вызывающих у них наибольший подъем трудовой активности, влияющих на их творческий настрой, формирующих их общую жизненную позицию.

Говоря о мерах, направленных на улучшение условий труда советских людей, в документах съезда отмечена важность создания в каждом производственном коллективе — заводе, фабрике, колхозе, совхозе — такого морально-психологического климата, который способствовал

 

7

 

бы развитию у человека коммунистического отношения к труду, пробуждал бы стремление к творчеству, желание укреплять трудовую дисциплину в коллективе, бороться за его честь и дорожить им.

Таким образом, и в области проблем коллектива перед психологической наукой открывается широкое поле деятельности: последовательно освещая закономерности формирования социалистического коллектива, энергично и широко исследовать и объективировать для практиков механизмы воздействия коллектива на личность, на ее мотивацию, настроение, поступки, на все ее поведение в целом.

Решения съезда нацеливают все коллективы предприятий и учреждений, их партийные, комсомольские и профсоюзные организации на формирование у каждого их члена высокой социальной и трудовой активности, на превращение социалистического соревнования в действенный инструмент пробуждения и укрепления этой активности.

Для психологов при подключении их к участию в решении и этой задачи открываются большие возможности как для исследования, так и, для формулирования рекомендаций практикам, которые позволят организовывать и развертывать соревнование в коллективах и между коллективами с учетом их социально-психологических характеристик.

Большое место в документах XXVI съезда Коммунистической партии Советского Союза отведено вопросам дальнейшего совершенствования управления народным хозяйством, повышения роли планирования как центрального звена в управлении, обеспечения оправданного интересами дела сочетания централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, вопросам повышения значения трудовых коллективов в управлении, улучшению стиля и методов руководства хозяйством на основе ленинских принципов управления.

Психологи в прошлой пятилетке интересно и полезно участвовали во всесторонней разработке с позиций своей науки условий, оптимизирующих функционирование механизма управления в различных звеньях нашего общества, предупреждающих снижение его эффективности.

В новой пятилетке следует и вширь и вглубь продолжать развитие этой важной области психологической науки. Помимо развития ее методологии и теории нужно активно и целеустремленно работать над созданием методов, которые необходимы для выявления и оценки, относящихся к компетенции психологии управления феноменов и закономерностей, анализировать психологические факторы, способствующие повышению эффективности управленческого труда, принятию управленческих решений и их успешному осуществлению; в содружестве с социологами, экономистами, педагогами определять критерий отбора и расстановки управленческих кадров, создавать психологически обоснованные методические руководства, рассчитанные на повышение квалификации работников, занятых в сфере управления.

Определяя основные направления экономического и социального развития страны на 1981—1985 гг. и на период до 1990 г., XXVI съезд уделил большое внимание освещению путей всестороннего и гармоничного развития личности советского человека, дальнейшему укреплению и обогащению социалистического образа жизни.

Советские психологи в минувшей пятилетке активизировали свои усилия, направленные на раскрытие закономерностей формирования коммунистической личности. Они прослеживали роль системы деятельностей, в которую оказывается включенной личность, в развитии ее познавательной, эмоциональной и волевой сфер. Следуя принципу комплексности при изучении личности, они выясняли взаимозависимости, которые существуют между идейно-политическим, умственным,

 

8

 

нравственным, трудовым, эстетическим и физическим развитием человека, и вместе с педагогами определяли условия и обстоятельства, которые обеспечивают формирование у каждого советского человека активной жизненной позиции, нетерпимости к недостаткам, способности их исправлять. Немало труда в предыдущем пятилетии советские психологи вложили в разработку критериев воспитанности личности, в создание средств диагностики, а также прогнозирования ее развития.

В наступившем пятилетии начатое должно быть достойно продолжено и умножено. Предстоит разработать возрастные нормативы развития личности, четче определить основные механизмы этого развития, последовательно применяя системный подход, проследить во взаимодействии все факторы, которые вызывают неотвратимые изменения в содержательных и формальных характеристиках личности и обусловливают тип ее развития, а также достигаемый ею в этом развитии уровень.

В одиннадцатой пятилетке надо обратить специальное внимание на развертывание в достаточном объеме исследований закономерностей формирования потребностной сферы человека, его способностей и склонностей, его характера, потому что в прошлой пятилетке, несмотря на их очевидную прикладную значимость, эти исследования были неоправданно свернуты. Отмечая в принятых документах громадные успехи, которые достигнуты нашей страной в подготовке к жизни и труду подрастающих поколений, партия призывает в наступившем пятилетии совершенствовать и дальше систему народного образования, повышать эффективность действующей в нашей стране системы обучения и воспитания. Партия указывает на важность создания предпосылок для постепенного перехода к обучению детей с 6 лет в подготовительных классах общеобразовательных школ. Указывается также на необходимость улучшения трудового воспитания в школе и усиление работы по профессиональной ориентации юношества.

Столь же четко партия призвала к совершенствованию всех звеньев подготовки кадров: в ПТУ, в средних специальных учебных заведениях, в вузах.

Психологи в десятой пятилетке энергично и целенаправленно вели разработку многих проблем педагогической психологии, актуальность которых все возрастает по мере усложнения задач коммунистического строительства. Изыскивались резервы развития учащихся за счет психологически оптимальной организации учебной деятельности, новаторски использовался формирующий эксперимент в целях устранения перегрузки учащихся, усиливалось внимание к системе работы с учащимися передовых учителей, чтобы и таким путем выйти на более глубокое постижение законов формирования умственной и нравственной сферы ребенка, подростка, юноши.

Заметное место в трудах психологов заняли исследования формирования мировоззрения учащихся через систему всех преподаваемых в школе учебных дисциплин. На более высокий уровень было поднято изучение конкретных изменений личности, которые вносит в ее формирование организуемое школой трудовое обучение. Был выполнен значительный ряд интересных психологических разработок, посвященных изучению особенностей введения детей — воспитанников детских садов в школьную учебную деятельность, а также раскрывающих логику становления в личности учащегося отдельных характеристик под влиянием Игры, общественно полезной деятельности, по-разному организуемого общения и др.

Были начаты перспективные, по заложенным в них задачам, исследования проблем психологии профессионально-технической подготовки

 

9

 

молодежи, обучения ее рабочим специальностям, психологии высшего образования и др.

Очевидно, что все упомянутые направления исследований в одиннадцатой пятилетке должны быть продолжены. Но вместе с тем, учитывая решения XXVI съезда, в наступившей пятилетке должен быть осуществлен решительный поворот к разработке всех главных проблем психологии воспитания. Психологи должны показать во всей сложности психологические механизмы формирования коммунистической убежденности, творческого отношения к делу, инициативности, самостоятельности как в процессе учения, так и во всех других видах деятельности школьника, учащегося ПТУ, студента техникума и вуза. Не должна остаться вне поля зрения психологов и проблема оптимального сочетания производственного обучения и получения среднего образования молодежью, занимающейся в ПТУ. Наконец, требуемый интересами дела размах в этом цикле исследований должны получить работы, направленные на создание теоретических и методических основ профконсультационной и профориентационной службы для юношества, и реальные попытки создания с участием психологов такой службы в различных регионах нашей страны.

Существенное значение в документах прошедшего съезда придается укреплению института советской семьи как важнейшей ячейки советского общества. Советские психологи в десятой пятилетке разрабатывали ряд психологических проблем семьи, но масштаб этих разработок явно не соответствовал требованиям времени.

В наступившем пятилетии этот недостаток необходимо активно устранить и комплексным изучением охватить все основные проблемы современной советской семьи — подготовку к семейной жизни, возникновение и сохранение молодой семьи, воспитание в семье детей, снятие внутрисемейных конфликтов, установление социально оптимальных связей семьи с другими институтами общества и др.

Прошедший XXVI съезд в своих решениях уделил специальное внимание мерам, направленным на увеличение продолжительности жизни и трудовой активности людей.

Очевидные достижения в строительстве материально-технической базы коммунизма, утвердившийся в нашем обществе социалистический образ жизни, завоевания советской системы здравоохранения положительно сказываются на укреплении здоровья советских людей, ведут к увеличению продолжительности их жизни, благоприятствуют удлинению сроков сохранения трудовой активности.

Сейчас важно хорошо спланированным соединением усилий практики и науки закрепить эти тенденции и активно способствовать дальнейшему сохранению и укреплению здоровья советских людей и активизации на более длительный срок их трудоспособности. Психологи и в решение этой общественно значимой задачи должны внести свой посильный вклад. Здесь стоят проблемы, в разработке которых должны участвовать не только медицинские психологи, но и специалисты по психологии труда, возрастной и педагогической психологии, специалисты по социальной психологии, психофизиологии, а также представители других областей психологии.

Таким образом, решения XXVI съезда Коммунистической партии Советского Союза ставят не только перед общественными и естественными науками, рассматриваемыми в целом, но и конкретно перед психологической наукой большой круг новых социально значимых задач.

Чтобы успешно справиться с этим ответственным социальным заказом, психологи должны еще сделать очень и очень многое. Развертывание исследований по проблемам, сформулированным в документах

 

10

 

съезда,— это только одно из направлений предстоящей огромной работы.

Нацеливая ученых на решение практических задач, наша партия неустанно учит, что наибольший результат при решении этих задач можно получить лишь на основе разработки фундаментальных теоретических проблем науки. Поэтому вторым важнейшим направлением в работе психологов в начавшейся пятилетке, являющимся предпосылкой достижения успеха в прикладных исследованиях, выступает продвижение методологии и теории психологической науки на новый, более высокий уровень.

Для достижения требуемого результата нужно хорошо спланировать развертываемые исследования — как теоретические, так и прикладные, продуманно распределить научные силы, определить головные научные коллективы и организации-соисполнители, привлекаемые к разработке конкретных научных проблем.

Поскольку в настоящее время успех во многих исследованиях человека как индивида, личности, субъекта и объекта деятельности в значительной степени зависит от того, насколько удается их сделать комплексными, важно своевременно выделить проблемы, которые психологи могут решить только на путях интеграции усилий ученых смежных дисциплин, и позаботиться о координации их работы при решении этих проблем.

Разумеется, также должны быть заблаговременно определены формы, в которых предполагается «материализовать» результаты проводимых исследований, и столь же четко проработать пути внедрения полученных результатов в практику.

Очевидно, Президиум Общества психологов СССР, Институт психологии АН СССР, Институт общей и педагогической психологии АПН СССР, располагающие значительными научными кадрами, факультеты психологии МГУ и ЛГУ, объединив свои усилия, должны взять на себя роль координаторов всей работы, которую предполагается осуществить в советской психологии в одиннадцатой пятилетке.

XXVI съезд КПСС всесторонне проанализировал и обобщил итоги развития советского общества, партии и государства за прошедшие пять лет, определил генеральную линию развития всех областей жизни советского народа на последующие годы. Он сформулировал задачи, которые должна решить советская наука на новом этапе движения нашего общества к коммунизму. Советские психологи приложат все усилия, чтобы внести достойный вклад в решение этих важных для нашего общества задач.