Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

168

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

 

А. С. ПРАНГИШВИЛИ

Тбилиси

 

Книга К.А. Абульхановой-Славской1 представляет собой философско-методологическое исследование ключевых для современной психологии проблем—личности и деятельности. Обобщая данные многочисленных, подчас разрозненных исследований деятельности в разных отраслях психологии, сравнивая и анализируя существующие в психологии разные понимания этой проблемы, автор выявляет новые методологические перспективы ее исследования.

Опираясь на общефилософский и методологический принцип субъекта деятельности, выдвинутый в трудах Д.Н. Узнадзе и С.Л. Рубинштейна, автор осуществляет синтез проблем личности и деятельности. Этот синтез устраняет опасность поглощения личности деятельностью, с одной стороны, и психологизации деятельности, с другой. Плодотворность этого синтеза в том, что он позволяет преодолеть известную обособленность изучения деятельности в инженерной, социальной и общей психологии, а главное — обособленность изучения личности от исследований деятельности.

Постановка вопроса о качестве личности как субъекта деятельности ведет к выявлению целого комплекса психологических проблем: отношения личности к деятельности, места последней в числе других жизненных отношений личности, того, как личность сама обеспечивает соответствие своей деятельности решаемым задачам, какой психологической ценой достигается это решение, как преодолеваются трудности деятельности, как личность выходит за пределы поставленных перед ней задач. Автор предполагает, что мера соответствия личности и деятельности может быть различна так же, как мера реализации в деятельности возможностей и способностей личности и мера развития последней. Поэтому принцип субъекта деятельности дает новое качество — синтез личности и деятельности, открывает перспективу совершенствования качества деятельности и развития личности одновременно.

Наполнить проблему субъекта деятельности новым психологическим содержанием автору удается потому, что она рассматривает ее в плоскости объективных взаимосвязей личности и ее жизнедеятельности. В ряде работ К.А. Абульхановой-Славской («О субъекте психической деятельности», «Диалектика человеческой жизни» и рецензируемая монография) последовательно раскрывается значение категории жизнедеятельности для психологии. Принятый в психологии способ определения личности идет прямо от всеобщих родовых характеристик общественной сущности человека к индивидуальным. В названных работах К.А. Абульхановой показано, что между уровнем родовых определений человека и уровнем психического, субъективного (в том числе и уровнем психологии личности) находится еще один промежуточный уровень — индивидуальной жизнедеятельности, общественного бытия индивида. Она выдвигает гипотезу, что движущие силы развития личности, его основные противоречия лежат в отношениях жизнедеятельности, а психология личности представляет собой типичный способ решения этих противоречий, типичный синтез основных жизненных отношений. В рецензируемой монографии предпринята интересная попытка определить психологию личности через типологию разных способов жизни и разных способов разрешения ее противоречий (гл. 1).

Деятельность объективно занимает определенное место в системе основных отношений жизнедеятельности, отсюда и выводится отношение личности к деятельности, о котором шла речь выше. Автор предпринимает интересную попытку рассмотрения деятельности как совокупности задач, имеющих различные условия и требования, комплекс характеристик технического, жизненного, общественного плана. Такая попытка методологически плодотворна, поскольку дает возможность раскрыть сложные связи между психологическим и объективным общественным характером деятельности (гл. 4). Психологические, личностные характеристики деятельность получает через раскрытие комплекса проблем: насколько личность принимает объективную меру трудности задач, на каком уровне сложности она в высшей мере активна, как она связывает объективно различные задачи, как она выдвигает новые и т. д. Поэтому не всякая деятельность развивает личность. Психологию, по мнению К.А. Абульхановой-Славской, интересуют переходы от осуществления деятельности к ее совершенствованию, что возможно благодаря не только наличию определенных способностей, но и наличию определенной установки, настроя, отношения личности, что и ведет к ее развитию.

Проблему личности можно назвать наиболее актуальной, но нельзя считать наиболее разработанной проблемой: единой общепринятой точки зрения на личность еще не сложилось. Работа К.А. Абульхановой-Славской является методологической концепцией личности, которая дает возможность новых ее исследований, а не еще одной точкой зрения на личность. Методологическая проблема, которая ставится и грузинскими

 

169

 

психологами, состоит в том, чтобы представить личность как некоторую целостность, а не простой конгломерат разных психических модальностей — сознания, воли, мотивов, характера. Ученица С. Л. Рубинштейна ищет свой путь к определению этой целостности — она исследует способность личности к интеграции и организации своей жизнедеятельности, способность проводить единую линию жизни через разрозненные события и обстоятельства, системный характер основных жизненных отношений личности (гл. 3).

К.А. Абульханова-Славская, выделяя основные для всех и каждого индивида параметры их общественного бытия, рассматривает, как их индивидуальный синтез образует психологию личности. Эта точка зрения методологически наиболее близка тому направлению работы грузинских психологов, которое определяет личность как психологическую индивидуальность. Психология личности представляет собой типичный для данной личности способ связи основных отношений жизнедеятельности.

Это в свою очередь позволило К.А. Абульхановой-Славской поставить чрезвычайно важную методологическую проблему — дифференцировать процесс изменения личности и ее развития (гл. 3), дифференцировать совершенствование психических процессов и свойств от целостного развития личности (гл. 5), выявить разные направления развития личности через участие ее в разных системах — коллективного субъекта, труда и т. д., а также проследить диалектическое соотношение изменения и развития. Согласно мнению автора, развитие личности носит индивидуализированный характер. «Внутренними условиями развития оказываются те, которые изменяются и развиваются целостным, т. е. системным, образом», — пишет она (с. 130); «...развитие приводит к определению границ пределов и внутренних условий изменчивости (или неизменности)» (с. 129). Таким образом, целостность личности обнаруживается в характере ее развития. Развитие личности определяется автором и по ряду других оснований — по перспективе жизни, темпу и логике ее движения, характеру самоопределения личности, по способу опосредования личностью прошлого, настоящего и будущего своей жизни. Наконец, мера развития личности определяется в мере закономерности (или случайности) ее участия в цепи общественных процессов, в ее способности общественного объективирования (с. 134). Развитие личности исследуется в диалектической взаимосвязи воздействия общества на личность и участия самой личности в общественных процессах: «Личности не удается изменять события и обстоятельства, если она не улавливает их исторической логики развития, даже если она проявляет значительную активность» (с. 139).

Развитие личности не только прослеживается в динамике жизнедеятельности, но и связывается с характеристикой психологической структуры личности, с характером и мерой ее активности. Понятие активности является чрезвычайно важным и для теории установки, и для школы С.Л. Рубинштейна. Проблема активности методологически требует конкретизации своего содержания применительно к общебиологическому, общепсихологическому и, наконец, собственно личностному уровню. Определение активности личности автором рецензируемой монографии связывается с диалектической зависимостью личности от обстоятельств ее жизнедеятельности и ее способностью самой изменять эти обстоятельства. Становление субъектом жизнедеятельности не отменяет объективной  детерминации этого процесса, а, напротив, позволяет понять особое качество активности субъекта по отношению к этой детерминации (гл. 2, с. ПО и далее). Автор предлагает различать разные уровни и качества активности личности: активность как способность к интеграции жизни, активность жизненной и общественной позиции, ее последовательное проведение и отстаивание личностью, активность как способность саморегуляции: своих свойств и состояний в связи с решаемыми задачами и т. д. (с. 111). «Уровень активности личности находится в определенном соотношении с ее развитием, качеством, характером, с изменением личности на протяжении жизни, с воспитанием и самовоспитанием, ее совершенствованием» (там же). Одной из важнейших характеристик активности является то, носит ли она непрерывный или дискретный, связанный с взаимодействием с данными обстоятельствами характер (с. 137), обеспечивает ли она внутреннюю устойчивость личности при взаимодействии с обстоятельствами. Важнейшие характеристики активности даются личности как участнице коллективного субъекта: «общественная активность, делающая ее творческим участником коллектива», «возрастание активности личности (и мера ее развития) проявляется в создании условий для коллективного творчества» (с. 126—127).

Активность личности не является лишь ее субъективным проявлением, она заключается в способности проводить и отстаивать определенную ценностную линию жизни, избирательно относиться к предлагаемым ей задачам, связывать эти задачи и события в особые комплексы. Автор раскрывает определенную диалектику в соотношении активности и развития личности: подъем личности на более высокий уровень развития открывает объективно более широкий простор для ее активности, которая в свою очередь приводит к новому уровню развития.

Динамический подход к личности через ее жизнедеятельность позволил К.А. Абульхановой выявить новые для психологии ценностно-временные характеристики личности. Личность обладает способностью организации своей жизни в ценностно-временном отношении. Она тем или иным образом опосредствует и регулирует ход и характер событий своей жизнедеятельности, хотя последние происходят в общественном времени

 

170

 

и пространстве. Личность определенным образом включается в объективную закономерную связь причин и следствий данного процесса, ускоряя осуществление одних, предотвращая наступление других и нивелируя силу воздействия третьих событий. Для каждой личности оказывается характерной особая координация событий, дел, занятий и поступков в своей жизни, особенное распределение их последовательности. Отсюда ключевое методологическое значение в авторском анализе приобретает понятие своевременности, раскрываемое во множестве аспектов.

Динамический подход к личности через жизнедеятельность органически сливается с динамическим пониманием деятельности через ее субъекта. Основной философской категорией и единицей обоих подходов является время. Временно-пространственные характеристики деятельности, которые исследуются К.А. Абульхановой в ряде аспектов, связаны с динамикой позиции субъекта. Здесь вскрываются собственно психологические режимы деятельности в зависимости от его стратегии и тактики, его способностей, возможностей, состояний, с одной стороны, и динамики деятельности, с другой. Принципиальное значение имеет различение активности и деятельности, которое в свою очередь позволяет выйти к типологии их связи с субъектом. Центральное психологическое понятие, которое конкретизирует категорию субъекта деятельности, — саморегуляция. Здесь выявляется иная плоскость анализа личности — личностный уровень психической организации: личность выступает не только в качестве субъекта, строящего свои отношения с миром, но и субъекта, регулирующего, направляющего, активизирующего свои психические возможности в соответствии с событиями деятельности, ее задачами (гл. 6). Принцип саморегуляции уже с иной стороны еще раз доказывает правомерность подхода к личности как психологической индивидуальности: автор делает акцент на индивидуализированном механизме саморегуляции, на его относительности субъекту деятельности. Посредством саморегуляции субъект устанавливает соразмерность, своевременность своей активности событиям деятельности, выявляет новые психологические возможности, купирует индивидуальные недостатки и т. д. Такое понимание саморегуляции показывает, что личность является координационным центром своей психической организации, а не механическим конгломератом разных (пусть очень важных) психических свойств и черт. Принцип саморегуляции автор формулирует на основе обобщения различных исследований, проведенных психологами (с. 269 и далее). Важнейшим выводом является положение о возрастающей способности субъекта к организации собственной деятельности и управлению ею (с. 278).

Высший уровень саморегуляции в отличие от регуляции психических процессов и состояний — способность личности направленно использовать свои способности, регулировать свои потребности, повышать ценностный уровень своей мотивации. Через этот ценностный аспект К.А. Абульханова-Славская снова возвращает нас к характеристике личности в жизнедеятельности, но уже к характеристике деятельной личности. Развивая линию, намеченную Д.Н. Узнадзе и С.Л. Рубинштейном, автор рассматривает деятельную личность, потребность личности в деятельности как ее способность удовлетворять потребности других людей; строить свои потребности и мотивы согласно общим общественным жизненным ценностям (с. 328). Индивидуализированный способ регуляции деятельности диалектически сочетается с общественной направленностью личности.

В работе исследовано много других интересных проблем, к числу которых относится проблема связи коллективного и индивидуального субъектов деятельности, ее коллективных, совместных и индивидуальных форм, поставленная на теоретическом уровне. Оригинальным является подход к проблеме сознания и определение его позиционных, связанных с субъектом характеристик. Однако главные линии анализа, на которых мы могли остановиться, приводят автора к простому и вместе с тем фундаментальному для понимания психологической проблематики выводу, что связь сознания и деятельности опосредуется личностью. Этот вывод — одновременно итог и перспектива, точка роста психологической науки и основание методологического обобщения ее многочисленных, все более расширяющихся конкретных исследований.



1 Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 335 с.