Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

166

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Р. С. НЕМОВ

Москва

 

Вышел из печати новый учебник по социальной психологии1. Эта книга ожидалась научной общественностью давно и с нетерпением. С ней связывались определенные надежды на появление такого руководства по социальной психологии, которое, отражая современный уровень мировой науки, вместе с тем представляло бы ее основные проблемы в систематизированном, логически последовательном и методологически едином изложении. Эти надежды — теперь мы можем сказать об этом с полной уверенностью — оправдались. Перед нами монографический труд, написанный на высоком научном уровне, итог многолетней творческой работы автора при подготовке и чтении курса по социальной психологии для студентов дневного отделения факультета психологии МГУ.

Рецензируемую книгу отличает прежде всего широта охвата современной социально-психологической проблематики. В ней пропорционально представлены практически все основные области социально-психологической науки, начиная с общих теоретических и методологических вопросов построения системы научного знания и кончая конкретными направлениями прикладных исследований.

Весь материал книги разбит на пять разделов, в рамках которых последовательно рассматриваются история и место социальной психологии среди других наук, ее методологические проблемы, закономерности общения и взаимодействия людей, вопросы социальной психологии групп и коллективов, социально-психологические проблемы изучения личности и прикладные исследования. С первой и до последней страницы книги выдержана единая логика представления материала. В ее рамках авторская мысль движется по единственно верному пути: от методологии к эксперименту, от теории к практике конкретных исследований. На всем протяжении учебника успешно реализуются основные принципы марксистского анализа общественных явлений в процессе переосмысления огромного материала, накопленного в рамках течений, развивавшихся как внутри, так и вне нашей страны.

Современную социальную психологию автор стремится представить как итог всего того, что накоплено десятилетиями творческой работы ученых многих стран. Работам зарубежных авторов в книге уделено большое внимание. Однако они изложены под углом зрения принципиальной и достаточно острой содержательной методологической критики, которая, не отбрасывая с порога всего того, что сделано на Западе, вместе с тем не упускает возможности глубоко и всерьез пересмотреть сделанное с позиций марксистской научной традиции.

На первых страницах книги обстоятельно проанализированы подходы к определению предмета социальной психологии в период дискуссий 20-х гг., выделено позитивное и ошибочное в предложенных решениях. Показана реальная связь соответствующих решений с распространенными в то время философскими концепциями позитивистского и механистического толка. Выявлена зависимость между решением вопроса о предмете социальной психологии, ее судьбе и статусе и задачей перестройки всей психологической науки на марксистской основе. Особое значение в этой связи приобретает специально подчеркиваемое автором значение трудов Л.С. Выготского.

Выделив две фактически сложившиеся в мировой науке традиции в разработке социально-психологической проблематики: марксистскую и немарксистскую, Г.М. Андреева последовательно раскрывает сложные перипетии борьбы между ними, показывая, как постепенно передовое марксистское мировоззрение шаг за шагом отвоевывало позиции сначала в философском и социологическом, а затем и в социально-психологическом мышлении.

В разделе, посвященном методологии и логике конкретного социально-психологического исследования, автор отмечает, что в последние годы с ростом интереса к проблемам социальной психологии заметно увеличилось и продолжает неуклонно возрастать количество экспериментальных исследований. Задача ускоренной методологической рефлексии науки в этих условиях становится весьма актуальной. Выделив три класса методологических проблем социальной психологии, Г.М. Андреева предлагает

 

167

 

четкое определение критериев научного исследования, подробно раскрывая каждый из них применительно к специфике социальной психологии. Здесь же довольно подробно рассматриваются специальные методологические вопросы, связанные с оценкой адекватности социально-психологических измерительных инструментов, применением различных способов сбора и обработки первичных данных. Подчеркнута недопустимость в социальной психологии так называемого сциентистского подхода, отбрасывающего проблему ценностей как ненаучную.

Анализ механизмов общения и взаимодействия людей сопровождается аргументированной критикой взглядов основателей первых социально-психологических теорий (Г. Тарда, С. Сигеле, Г. Лебона), которые абсолютизировали заражение, подражание и внушение и пытались рассматривать их как наиболее существенный, а порой и единственный объяснительный принцип процессов, происходящих в обществе. В книге верно обозначены роль и место межличностных отношений в системе общественных отношений, производность и вторичность первых по отношению к последним.

Удачно и логически четко разведены между собой зачастую смешиваемые понятия общения и межличностных отношений, общения и коммуникации, общения и взаимодействия. Структурный анализ собственно процесса общения сопровождается детальным обсуждением его аспектов: коммуникативного, интерактивного и перцептивного. Дана глубокая методологическая критика концепции символического интеракционизма.

Весьма определенно автором зафиксирована собственная позиция по проблеме общения и деятельности. Показано, что на самом деле никакой реальной теоретической или методологической проблемы в данном вопросе не существует.

Мысль о деятельностном, опосредованном характере общения, о невозможности изолированного изучения и объяснения связанных с ним процессов и явлений вне содержательного контекста деятельности проходит через весь второй раздел книги. Особо в этой связи хочется отметить ценность детального анализа процессов и механизмов межличностного восприятия, проведенного под руководством автора сотрудниками возглавляемой ею кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ. В книге предложена новая по существу и весьма перспективная программа исследования явлений и механизмов социальной перцепции в рамках общей теории деятельностного опосредования межличностных отношений.

Ряд новых и весьма интересных решений предлагается в связи со многими другими традиционными для социальной психологии проблемами: о верхнем количественном пределе малой группы, о соотношении объема и содержания понятий «психология личности», «психология малой социальной группы», «психология большой социальной группы». Дано новое определение предмета социальной психологии личности, включающее эту область исследований в единое методологическое русло общей и социальной психологии, в котором личность представлена как система деятельностей (А.Н. Леонтьев), реализуемая в отношениях, опосредствованных содержанием деятельности (А.В. Петровский).

Разумеется, при анализе данной, как, впрочем, и всякой другой работы, можно по ряду частных вопросов высказать точки зрения, отличные от позиции автора (например, по вопросу о том, следует ли рассматривать потребности и интересы как элементы эмоциональной, а не мотивационной сферы общественной психологии; нужно ли началом исследований малой группы в США считать 20-е гг., а не эксперимент Н. Трипплета, осуществленный в 1897 г.; следует или не следует специально подчеркивать заслуги В.М. Бехтерева, который одним из первых в мировой практике провел эксперименты с интерактивными группами), однако несомненные и многие достоинства книги столь очевидны, что по сравнению с ними частные замечания будут выглядеть явно несущественными.

Разносторонняя и глубокая профессиональная подготовленность, эрудированность автора не только в области психологии, но в философии и социологии позволила избежать традиционно сложившегося размежевания социальной психологии на две научные дисциплины: «социологическую социальную психологию» и «психологическую социальную психологию». Стремление привлечь, с одной стороны, общепсихологическую теорию для более детального анализа специальных социально-психологических проблем, а с другой — социологическую теорию для их концептуальной репрезентации и методологического решения просматривается на протяжении всей книги. Весьма удачно реализуется и монистический взгляд на историю социальной психологии.

Хочется особо отметить достоинства стиля изложения, сочетающего в себе высокую научность с доступностью и легкостью для чтения, что делает учебник полезным для самого широкого круга читателей с разным уровнем специальной подготовки.

Завершая рецензию, нам хочется включить в нее слова самого автора, сказанные вначале и адресованные тем, кто берет на себя сложную задачу систематического изложения современной социальной психологии. Успешно решив эту задачу, Г.М. Андреева действительно представила в своей книге своеобразное резюме современного состояния социальной психологии, бережно донеся до читателя всю глубину, сложность и противоречивость тех поисков, которыми полна наука сегодняшнего дня. Но это не просто резюме, не только великолепный учебник по социальной психологии, это еще и огромный научный труд, появление которого бесспорно является крупным событием.



1 Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — 415 с.