Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

165

 

РЕБЕНОК В ЗАВТРАШНЕМ МИРЕ

 

Spyros Doxiadis (gen. ed.) The child in the world of tomorrow. A window into the future. Pergamon Press, 1979. 549 p.

 

В рецензируемом сборнике представлены материалы, разнородные не только по форме, но и по тематике научных направлений. Он составлен из выступлений ученых различных специальностей на симпозиуме, посвященном Международному году ребенка (1978, Греция). Поэтому мы выделили преимущественно работы, представляющие интерес для психологов и педагогов.

Много внимания в данном издании уделяется проблеме окружающей среды. В статьях П. Прозомопоулоса (Греция) анализируются исторические урбанистические тенденции в развитии поселений, обсуждаются возможности архитектуры в проектировании зданий, построенных специально с учетом потребностей ребенка.

В разделе «Ребенок и семья» П. Бурке (Великобритания) представил исторический обзор «Ребенок в мире прошлого». Автор показывает, что отношение к детям определяется всей совокупностью культурного развития общества, анализирует исторические факты, касающиеся социальной роли «ребенок» в доиндустриальной Западной Европе. П. Бурке говорит об исторической и социальной обусловленности более четкой современной дифференциации таких периодов жизни, как детство, юность, взрослость.

С этой работой перекликается работа Ш. Комлоши (Венгрия) «Изменение роли родителей в воспитании детей в Венгрии», в которой показано, как революционные преобразования в социально-экономическом плане отразились на развитии структуры и функций семьи. Это, в свою очередь, повлекло за собой существенные изменения в отношении родителей к детям, в представлениях о том, какие качества и каким образом нужно воспитывать в своих детях. За короткий период изменилось понятие детства, произошло сближение представлений о детстве городского и сельского населения.

В разделе «Диада родитель — ребенок» содержится выступление видного американского психолога Л. Липситта «Психобиологическое значение младенчества». Он суммирует результаты исследований двух последних десятилетий, которые значительно расширили наши знания о возможностях ребенка. Новорожденный может прослеживать глазами определенные объекты, различать и даже предпочитать некоторые. Он устанавливает визуальный контакт с матерью в первые дни жизни, узнает запах матери и предпочитает поворачиваться по направлению к ней.

Аналогичные данные приводит Б. Бразелтон. Он считает, что ознакомление родителей с возможностями новорожденного в значительной степени снижает тревожность молодых родителей, которая порождается чувством ответственности, с одной стороны, и высокими и не очень определенными требованиями современного общества к воспитанию, с другой. Рождение ребенка многие молодые родители воспринимают как кризисное событие, так как есть мнение, что взрослый как бы «вылепливает» ребенка, формирует его. На самом же деле поведенческий репертуар новорожденного достаточно богат, и он умеет выражать свои потребности и влиять на поведение взрослого, заставляя его удовлетворить эти потребности.

В разделе «Ребенок и государство» привлекают внимание две работы, посвященные проблеме социализации. К. Шифирнет (Румыния) анализирует опыт активного освоения социальных норм и навыков общественного самоуправления в рамках деятельности пионерской организации. И. Метаксас (Греция) выделяет такие факторы, как роль учителя, учебных программ, жизненного уклада школы (имеются в виду в основном внешние атрибуты школьной жизни).

В целом издание представляется весьма интересным и привлечет внимание педагогов и психологов, а также всех, кого интересует будущее детей.

 

Б. С. Котик

Ростов-на-Дону