Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

164

 

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ ЗАВЕДЕНИИ

 

Jan Szałański. Resocjalizacja w zakładzie poprawczym. Warszawa, 1978. 199 s.

 

Автор данной книги много лет работал в исправительном учреждении. В данный момент Ян Заланьский работает доцентом в Институте повышения квалификации учителей в Лодзи. Его книга состоит из краткого вступления, пяти разделов, заключения и библиографии. Адресована она психологам и педагогам, занимающимся правонарушениями несовершеннолетних, а также студентам и психиатрам, интересующимся проблематикой ресоциализации и психопрофилактики правонарушений.

В разделе I «Правонарушения молодежи и ее ресоциализация» дается анализ основных понятий (неприспособленность, правонарушение, ревалидация, ресоциализация), важнейших личностных детерминант поведения правонарушителей, описываются теоретические основы ресоциализационного воспитания и системы воспитания правонарушителей. Автор считает, что среди установок, обусловливающих преступное поведение, особенно важную роль играют установки относительно самого себя, поэтому в мероприятиях, направленных на устранение деструктивных установок и выработку конструктивных, особенный упор должен делаться на переориентацию установок нарушителей относительно самих себя.

Раздел II включает характеристики воспитательных и исправительных средств в Польше, применяемых к несовершеннолетним, обзор развития учреждений для осужденной молодежи в Польше начиная с 1932 г., описание организационной структуры кадров, организации жизни воспитанников исправительных и воспитательных учреждений; критерии, используемые педагогическим советом при условном освобождении воспитанников из исправительного учреждения, а также количественные данные, показывающие профессиональную подготовку воспитанников, и данные, касающиеся возвращения к преступности условно освобожденных из исправительных учреждений.

В разделе III автор описал создание нового исправительного учреждения и его функционирование. Это описание базируется на систематических наблюдениях, проведенных автором в исправительном учреждении, где он работал в качестве психолога.

В разделе IV «Психологическая оценка эффективности воспитательного исправительного учреждения при традиционном влиянии на его воспитанников» автор анализирует результаты психологических исследований традиционных воспитательных воздействий, показывает, что традиционные воздействия не приводят к существенным преобразованиям установок воспитанников в отношении самих себя. Исследование проведено при помощи инструментария MMPI, а также двух методов, созданных самим автором.

В разделе V дается описание эксперимента по преобразованию установок воспитанников исправительного учреждения в отношении самих себя.

В результате эксперимента наступило смещение (уменьшение) уровня расстройства глобальных установок воспитанников в отношении самих себя, самооценки стали более объективными, улучшилось психическое самочувствие, усилилась интернализация ценностных ориентации, моральных норм и общественных ролей, уменьшились гипохондрические, истерические и депрессивные склонности.

Результаты показали, что воспитанники, прошедшие воспитание в экспериментальной

 

165

 

группе, не повторили преступных действий по истечении 5 лет (в отличие от контрольной группы).

В заключении автор утверждает: «Методы, применяемые в эксперименте, могут и должны входить в систему методов воспитательного учреждения, так как благодаря соответствующим психотерапевтическим приемам воспитанники начинают ощущать потребность в самовоспитании и начинают проявлять активность, направленную на положительное переформирование своих черт характера. В результате они становятся сознательными сопартнерами воспитателей.

Интенсивные психотерапевтические мероприятия, направленные на положительное преобразование образа собственной личности и установок воспитанников в отношении самих себя, могут быть наиболее результативными, а значит, и наиболее необходимыми в процессе нескольких первых недель пребывания несовершеннолетних в исправительном учреждении» (с. 194).

Книга Я. Заланьского является не только интересной, но и полезной для воспитателей. Построенная на конкретном материале, она может быть использована как практиками, так и теоретиками, работающими над проблемой ресоциализации.

 

Т. С. Яценко

Черкассы