Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

163

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

ВИЛЬГЕЛЬМ ВУНДТ — ФИЛОСОФ И ПСИХОЛОГ

 

Alfred Arnold. Wilhelm Wundt — Sein philosophisches System. Berlin: Akademie-Verlag, 1980. 293 S.

 

Совсем недавно психологи ГДР и всего мира торжественно отметили столетие создания В. Вундтом первой в мире психологической лаборатории в г. Лейпциге. К этому юбилею приурочен и выход настоящей книги. Ее автор, Альфред Арнольд, на историческом примере творчества В. Вундта хочет показать неразрывную связь философии и психологии и одновременно внести определенный вклад в современные дискуссии по философским вопросам психологии.

Нельзя отказать автору в оригинальности общего замысла книги как с точки зрения ее содержания, так и структуры. Книга открывается кратким биографическим очерком В. Вундта. В следующей главе «Исторические условия развития философских взглядов Вундта» прослеживаются экономическая и политическая ситуации в Германии в годы жизни В. Вундта, а также развитие в эти годы мировой науки, в частности физики, биологии, физиологии. При этом оба ряда событий показываются не изолированно от жизни Вундта, а именно с точки зрения его участия и его отношения к тем или иным историческим событиям или научным открытиям. В этой же главе прослеживается развитие психологии во второй половине XIX в., в том числе рассматривается развитие материалистической физиологии и психологии в России.

Следующая глава посвящена анализу источников философии Вундта. Автор убедительно показывает, что философский идеализм Вундта основывался прежде всего на идеализме Лейбница, Канта и других представителей немецкой классической философии. Так, у Лейбница Вундт заимствует идею «духовного единства и гармонии универсума», использует некоторые положения философии Лейбница и Канта для собственного решения психофизической проблемы и т. д. Из других философов, по мнению автора, влияние на Вундта оказали Гербарт (в частности, своими психологическими работами), в меньшей степени Гегель, неокантианцы и А. Шопенгауэр.

Большая часть книги посвящена изложению собственных философских взглядов В. Вундта. Перечислим основные обсуждаемые здесь вопросы: предмет и задачи философии по Вундту, понятия материи и сознания, решение Вундтом основного вопроса -философии, субъективно идеалистическая концепция познания у Вундта, волюнтаризм, гипотеза психофизического параллелизма, представления о развитии, эволюции, диалектике и причинности, теория общества, этика и т. д. у Вундта. Остановимся на некоторых из них более подробно.

Основной вопрос философии формулировался Вундтом как «вопрос об отношении бытия и сознания» и решался им в целом с позиций субъективного идеализма. Понятие материи рассматривалось как вспомогательное понятие естественных наук. Материя не противопоставлялась сознанию, духовное и материальное рассматривались как различные точки зрения в «процессе познания единого содержания опыта. Эти идеалистические положения эклектически сосуществовали с признанием того факта, что предметы внешнего мира воздействуют на наши органы чувств, вызывают ощущения, определяют содержание наших представлений и т. п. Вместе с тем Вундт стремился обосновать самостоятельность и «высшую ценность» духовного по отношению к материальному.

Противоречивость взглядов Вундта проявилась и в сформулированном им принципе психофизического параллелизма как основополагающем для философии и психологии Вундта: психическое и физическое рассматривались им как неразрывные параллельно протекающие процессы, которые только в абстракции могут быть разделены и изучены как отдельные.

В своих эволюционных взглядах Вундт основывался на философских представлениях о развитии Лейбница и Гегеля и на эволюционной теории Дарвина. Концепция развития Вундта была откровенно идеалистической: в конечном счете движущими силами как психического, так и общественного развития выступали чисто духовные силы. Таким образом, предметом его рассмотрения были не объективные материальные процессы развития природы, только отражающиеся в сознании человека, а некое духовное, почти мистически понимаемое развитие психики.

Неоднократно подчеркивая на протяжении всей книги мысль о непоследовательности, двойственности взглядов Вундта и о необходимости дифференцированной их оценки, автор и в данном случае замечает, что с определенной точки зрения взгляды Вундта на развитие были плодотворны для психологии. Их идеалистическая направленность подлежит критике. Но введение эволюционных идей в психологию было заслугой Вундта. Например, он считал, что для исследования развития психических явлений общая психология использует данные двух других дисциплин — «истории развития души» и сравнительной психологии. Многие свои взгляды на развитие он высказывает в «Психологии народов», своем главном психологическом труде.

Последняя, шестая глава посвящена обсуждению психологической системы Вундта. Автор отмечает, что если как философ Вундт не внес сколь-нибудь заметного вклада в историю развития человеческой мысли, то творчество Вундта в области психологии оказало существенное влияние на ее последующее развитие. Уже его труд «Основы физиологической психологии» (1874) явился

 

164

 

значительнейшим документом экспериментальной психологии. К заслугам Вундта относятся: введение эксперимента в психологию и создание первого института экспериментальной психологии, введение в психологию эволюционных идей и принципа процессуального характера психического и т. д. В философии же Вундта характеризует волюнтаризм и психологизм. Автор показывает, что в основе ограниченности взглядов Вундта лежали специфические экономические и политико-идеологические отношения, характерные для Германии в годы его жизни. Всегда и везде Вундт был прежде всего буржуазным ученым.

Подводя итоги обсуждения психологической системы Вундта, автор указывает на противоречивость ее методологических оснований: с одной стороны, «обновленная метафизика», основанная на немецком философском идеализме, и с другой стороны, ориентация на естественные науки.

Заканчивается книга перечнем всех опубликованных работ и докладов Вундта от середины XIX в. и до наших дней.

Книгу в целом характеризует последовательное проведение диалектико-материалистической позиции в оценке философской системы Вундта. Особенно интересной для психологов делает книгу тот ракурс, под которым автор рассматривает философию Вундта, а именно: роль и значение философских взглядов Вундта для его профессиональной деятельности как психолога и физиолога. Как пишется в аннотации к книге, «автор показывает, почему и как Вундт был вынужден систематически заниматься философскими вопросами, когда его профессиональная работа в физиологии и психологии поставила проблемы, которые не могли быть разрешены собственными средствами и методами этих наук».

 

А. Г. Лидерс

Москва