Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

141

 

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

 

РОЛЬ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

 

Н. П. ФРАНЦУЗОВА

 

Процесс соединения достижений научно-технического прогресса с преимуществами социализма, глубокие социальные преобразования, происходящие в нашей стране, появление новых возможностей для осуществления важнейшей цели коммунизма — формирования всесторонне развитой и гармоничной личности — с новой остротой ставят проблему теоретического понимания особенностей личности социалистического типа. Научно-техническая революция требует от современного работника гибкости мышления, глубоких теоретических знаний и умения творческого, оперативного их применения, дисциплинированности и высокого чувства гражданской ответственности за все результаты своей деятельности, непримиримой борьбы против всех негативных явлений, мешающих успешному осуществлению целей социализма. Для дальнейшего укрепления и развития материально-технической базы социализма, повышения эффективности и качества работы, создания новой техники и ее рационального использования необходим творческий подход к современным проблемам. Их успешному решению мешают «не только объективные обстоятельства, но и косная сила инерции. Инерции в планировании, в методах хозяйствования и, может быть, самое главное — в хозяйственном мышлении» [2; 619]. Важность решения проблем, связанных с улучшением механизма планирования и хозяйствования, методов управления и налаживания дисциплины, подчеркивалась и на октябрьском Пленуме ЦК КПСС 1980 г. и в «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981 — 1985 годы и на период до 1990 года» — документе программного значения, вынесенного на всенародное обсуждение. Всемерно развивать у кадров, говорится в этом документе, инициативу и социалистическую предприимчивость, умение видеть перспективу и мобилизовывать коллективы трудящихся на решение стоящих задач. В современных условиях от личности требуется не простое приспособление к изменяющимся социальным условиям, а именно творческое, инициативное отношение к своей деятельности, постоянное стремление к интеллектуальному развитию и нравственному совершенствованию.

Несомненно, что важнейшее значение для формирования личности социалистического типа имеет состояние общественных отношений, объективные условия деятельности людей. К ним относится установление общественной собственности на средства производства, ликвидация эксплуататорских классов, подъем материального благосостояния народа, увеличение свободного времени для развития способностей личности, развитие социалистической демократии, обеспечивающей доступ широких слоев населения к управлению страной. Значительное место в создании таких предпосылок занимает и сама организация хозяйственной деятельности. Ее различные аспекты всесторонне обсуждались на идеологическом совещании, проходившем в Москве в октябре 1979 г. В докладе М.А. Суслова подчеркивалось: «Надо всегда помнить о большой воспитательной силе научно организованного труда, о том, что в ходе решения четко поставленных и надежно обеспеченных в материально-организационном и морально-политическом отношении производственных задач формируются такие черты советского человека, как сознательное, творческое отношение к труду, общественная активность, высокая мораль. Ответственность за формирование этих качеств вместе с партийными и общественными организациями партия возлагает и на хозяйственные кадры» [7; 27]. Если же не налажен порядок в снабжении и отсутствует дисциплина, то все широковещательные лозунги и призывы останутся пустыми декларациями, не помогающими ни воспитанию ответственности, ни созданию морально-психологического климата в коллективе, способствующего успешному решению хозяйственных задач.

Если же говорить о духовных предпосылках формирования личности социалистического типа, то важнейшее место среди них занимает творческое овладение марксистско-ленинским мировоззрением. Под мировоззрением обычно понимается обобщенная система взглядов человека на мир и свое место в этом мире, понимание и

 

142

 

оценка смысла деятельности человека, совокупность убеждений и идеалов людей. Важно подчеркнуть, что мировоззрение отражает не только мир, но и социальную сущность человека, его классовые интересы. Это активное, избирательное отношение человека к действительности, представленное в системе его ценностных установок, которые служат основой воспитания и самовоспитания личности, стимулами преобразования действительности.

Важнейшая задача коммунистической партии — формирование у всех членов социалистического общества научного мировоззрения, основой которого служит марксизм-ленинизм как органическое единство философских, экономических и социально-политических взглядов. Это целостное учение, опирающееся на достижения науки, общественно-исторической практики, представленное как логически обоснованная и стройная система взглядов. Возникновение марксизма было революцией в мировоззрении, выражающейся в коренном качественном изменении отношения человека к миру, в появлении новой системы ценностей, возможностей для познания объективных законов общественного развития и разработки методов целенаправленного преобразования социальной действительности. Марксистскому мировоззрению свойственны научность, партийность, творческий характер и действенность, т. е. устремленность к разработке идеалов, целей социального развития и поискам наиболее эффективных способов их достижения.

Как отмечалось на XXV съезде КПСС, «марксизм-ленинизм — это единственная надежная основа для разработки правильной стратегии и тактики. Он дает нам понимание исторической перспективы, помогает определить направление социально-экономического и политического развития на долгие годы вперед, правильно ориентироваться в международных событиях» [3; 72]. Особое место в этой системе мировоззрения занимает марксистско-ленинская философия. Она исследует наиболее общие проблемы сущности бытия, основных принципов существования и развития объективного мира, отношения человека к этому миру, способов его познания и преобразования. Именно философии принадлежит интегрирующая функция, позволяющая ей, концентрировать в своих законах и категориях важнейшие достижения общественной практики и социальной культуры. Вместе с тем она выступает тем цементирующим ядром, которое органически объединяет все стороны мировоззрения, придает им целостность и несокрушимую прочность. Именно дальнейшее развитие марксистско-ленинского мировоззрения и творческое овладение им самыми широкими слоями советского народа, как это подчеркивалось в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» [4], служит необходимым условием повышения научного, теоретического уровня всей воспитательной работы.

В чем же выражаются те методологические предпосылки, которые создаются в рамках марксистско-ленинского мировоззрения и могут применяться для теоретического анализа личности социалистического типа и путей ее формирования?

Прежде всего, важное место в этом мировоззрении занимает вопрос о сущности человека, о взаимоотношении биологического и социального в человеке, дается понимание личности. В работах К. Маркса содержится очень важное положение о том, что сущность человека — это совокупность общественных отношений, которая может рассматриваться и как сущность личности. Содержание же понятия личности шире, чем понятия сущности личности, оно должно включать диалектическое единство социализации и индивидуализации, общего и единичного, особенности преломления общей сущности в отдельных индивидах как мыслящих и действующих личностях, способных к познанию и творческому преобразованию действительности. Можно определить личность как устойчивую систему социальных качеств человека, определяемых его природными задатками, социальным положением, степенью усвоения социальной культуры, мировоззрением, включающим убеждения, ценностные установки, мотивации. Иногда в литературе возникают споры о правомерности включения в понимание личности первой из названных сторон — природных задатков. Однако представляется, что они тоже имеют немаловажное значение для положения человека в обществе, выбора того или другого рода деятельности, исполнения социальных ролей.

В марксистской литературе (например, в таких книгах, как Г.Л. Смирнов «Советский человек» (М., 1973), «Активность личности при социализме» (М., 1976), Е.А. Ануфриев «Всестороннее развитие личности — цель коммунизма» (М., 1978) и др., см. [8], [9]) широко обсуждается вопрос о вычленении основных черт, присущих личности социалистического типа, формирование которой определяется единством трудового, идейно-политического и нравственного воспитания. К ним можно отнести творческое овладение марксистско-ленинским мировоззрением, формирование коммунистической идейности как сплава знаний и убеждений, стимулов для творческой деятельности. Необходимая черта такой личности — социалистическое отношение к труду как потребности, важнейшему способу самоутверждения, критерию оценки социальной значимости человека, бережное отношение к социалистической собственности как всенародному достоянию. Этой личности присуща и активная жизненная позиция социалистического типа, когда все формы ее жизнедеятельности пронизаны чувством гражданской ответственности за все события, совершающиеся в стране, активной борьбой за утверждение идеалов социализма. Личности социалистического типа свойственны и такие черты, как оптимизм, гуманизм, патриотизм и интернационализм, стремление к творческому овладению достижениями

 

143

 

социальной культуры, к реализации своих способностей, дарований в различных сферах деятельности. Остановимся на более подробной характеристике некоторых из этих черт, выясняя роль мировоззрения в их формировании.

Начнем с анализа понимания активной жизненной позиции личности при социализме. В рамках мировоззрения обсуждаются теоретические аспекты таких понятий, как социальная активность, активная жизненная позиция. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду говорилось: «Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения» [3; 77]. Необходимо подчеркнуть, что активная жизненная позиция представляет собой диалектическое единство объективных и субъективных аспектов. В ней выражается отношение человека к действительности, которое не ограничивается только его восприятием и оценкой окружающего мира, осознанием своего места в социальной действительности, но предполагает и практические действия человека. И в данном случае подразумеваются не любые вынужденные действия людей, но именно добровольное, осознанное, творческое преобразование мира и социальных отношений в соответствии с идеалами, убеждениями, интересами личности.

Для успешного развития социализма нужна не любая социальная активность, которая может выражаться и в различных формах антиобщественного, в сущности, антисоциалистического поведения. И чем «выше поднимается наше общество в своем развитии, тем более нетерпимыми становятся еще встречающиеся отклонения от социалистических норм нравственности. Стяжательство, частнособственнические тенденции, хулиганство, бюрократизм и равнодушие противоречат самой сути нашего строя» [3; 78]. Таким образом, активная жизненная позиция социалистического типа личности предполагает добровольное, творческое участие личности в трудовой деятельности и ответственность за результаты этой деятельности, дисциплинированность, бережное отношение к социалистической собственности, активное участие в общественно-политической деятельности и последовательную борьбу со всеми проявлениями чуждой социализму идеологии.

Такая жизненная позиция формируется в процессе всей сознательной деятельности человека. Важное место в этом процессе занимает и период обучения в средней школе, в институте. Необходимо постоянно помнить важное ленинское положение о том, что весь процесс образования, обучения молодежи должен быть и процессом коммунистического воспитания. Как говорил Л.И. Брежнев в своем выступлении на XVIII съезде ВЛКСМ, «утверждение норм и принципов коммунистической морали невозможно без постоянной и настойчивой борьбы с антиобщественными явлениями, духовной скудностью и ее неизбежными спутниками — пьянством, хулиганством, нарушениями трудовой дисциплины. Не меньшую опасность представляют и скрытые на первый взгляд, не всегда заметные проявления безнравственности. Равнодушие, иждивенчество, цинизм, претензии получать больше, чем даешь обществу, — подобные нравственные изъяны не должны быть вне поля зрения комсомола, да и всей нашей общественности» [2; 291—292]. Упрочение социалистических нравственных норм, поднятие уровня ответственности советских людей до уровня гражданской ответственности, понимаемой как целостное единство всех форм ответственности (экономической, правовой, политической, моральной и экологической),— необходимое условие построения коммунистического общества.

Одной из характерных черт советского человека как творческой личности социалистического типа назывался оптимизм. Это понятие, как и противоположное ему — пессимизм, употребляется в разных значениях. Во-первых, в нем отражается определенная сторона представлений о мире и отношения к существующей действительности и ее будущему изменению, их оценка через призму категорий добра и зла, справедливости и несправедливости. Это определенный жизненный настрой, духовная атмосфера или умонастроение общества, класса, личности по отношению к существующим социальным явлениям, осознание своих возможностей преобразования действительности в соответствии с идеалами, уверенность в благоприятных возможностях существования и развития в будущем. Нет необходимости доказывать связь того или другого настроя личности со степенью проявления ее социальной активности.

Во-вторых, оптимизм выступает и одной из граней философского мировоззрения. Марксистско-ленинская философия — философия исторического оптимизма. Этому способствует прежде всего материалистическое понимание истории. Оно раскрывает объективные основы того или другого понимания и оценки действительности, показывает пути их дальнейшего развития. Так, в современных условиях разоблачается иллюзорность и беспочвенность создаваемых буржуазными идеологами оптимистических конструкций, всякого рода «некоммунистических» и «капиталистических» манифестов, с помощью которых они пытаются преодолеть духовный кризис современного капитализма, создать барьер для проникновения коммунистических идей. В то же время марксистско-ленинская философия помогает понять содержание современной эпохи, соотношение ее основных сил и тенденции их развития. Она показывает, что объективные условия для преобладания оптимистического настроя людей создаются при социализме, когда исчезает эксплуатация, трудящиеся распоряжаются всеми богатствами страны, получают возможность целенаправленного, прогрессивного преобразования общественных отношений. Все это помогает личности найти свое место в социальных

 

144

 

процессах, дает уверенность в своих силах и плодотворности своей деятельности. Воспитанию оптимистического отношения к социальной действительности способствуют также разрабатываемые в рамках марксистско-ленинского мировоззрения положения о сущности общественного прогресса и его критериях. Каждая новая общественно-экономическая формация опирается на прогрессивные достижения в развитии техники и науки, характеризуется возрастанием роли народных масс в общественном развитии, более совершенными формами общественных отношений, степенью освобождения работника производства и т. д. Социализм как первая фаза коммунистической формации создает особенно благоприятные возможности для неуклонного подъема материального благосостояния всего народа, формирования всесторонне развитой личности и проявления ее творческих способностей.

Марксистско-ленинское мировоззрение требует конкретно-исторического подхода к действительности. Оно далеко от воспитания того «прекраснодушного оптимизма», который заставляет человека смотреть на мир через «розовые очки». Для каждого периода развития социальной действительности возникают свои трудности и противоречия, которые необходимо тщательно анализировать и находить пути их преодоления. На эту сторону марксистского мировоззрения обращается особое внимание и в документах КПСС, подчеркивается, что с «задачами, которые партия ставит перед идейно-воспитательной работой, несовместимы встречающаяся еще боязнь открыто ставить на обсуждение актуальные вопросы нашей общественной жизни, тенденция сглаживать, обходить нерешенные проблемы, острые вопросы, замалчивать недостатки и трудности, существующие в реальной жизни. Такой подход, склонность к парадности не помогают делу, а лишь затрудняют решение наших общих задач. Там, где не в чести критика и самокритика, где недостает гласности в общественных делах, наносится прямой ущерб активности масс. А ведь именно в активности масс — важный источник силы нашего строя» [4; 5]. Осознание перспектив исторического развития, огромная привлекательность гуманистических идеалов марксистско-ленинской идеологии, уверенность в завтрашнем дне и значительности собственного вклада в общее дело, в своих способностях разрешать возникающие противоречия — неиссякаемый источник творческой активности людей социалистического общества.

Другая характерная черта личности социалистического типа — коллективизм. Это важная сторона социалистических общественных отношений и в то же время один из принципов коммунистической морали, выражающий товарищество, солидарность, единство и общность интересов людей, их преданность общенародному делу. К. Маркс и Ф. Энгельс, раскрывая социальную сущность человека, подчеркивали, что только в коллективе индивид получает

средства, дающие ему возможность всестороннего развития задатков, и поэтому только в коллективе возможна личная свобода человека. И в то же время они отмечали, что в полной мере это единство интересов личности и общества получит свое осуществление при коммунизме. Примечательно, что коммунистический идеал «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» уже получил свое закрепление в новой Конституции СССР.

В условиях развитого социализма укрепляются объективные основы совпадения личных и общественных интересов. Идейность социалистической личности проявляется в ее умении ставить на первый план общественные интересы, в защите которых основа успехов каждого. Отсюда рождается и чувство хозяина своей страны и; всех ее богатств, сознание собственного достоинства. Советские люди знают, что только в социалистическом трудовом коллективе они имеют возможность в полной мере реализовать свои природные таланты, творческие потенциалы, знания, и лишь в том случае, если они направят их на решение задач, на дела своего коллектива и страны в целом.

Анализируя взаимосвязь коллектива и личности, следует учитывать, что общественные интересы имеют примат над личными, однако это не должно означать подавления индивидуальности отдельного человека, грубого вмешательства в его жизнь, навязывания ему усредненных стандартов и вкусов. Бережное отношение, уважение к достоинству личности — необходимая основа ее существования в рамках коллектива, активной защиты общих интересов.

Показывая органическую взаимосвязь общественных и личных интересов, марксистско-ленинская философия способствует формированию чувства ответственности личности за дела своего коллектива и страны в целом. Это особенно важно для социализма, где исчезают многие механизмы материального стимулирования ответственности за свою деятельность, выработанные в условиях капитализма и приводившие людей к разорению в конкурентной борьбе, к их гибели. Значительная доля этой ответственности переносится в моральную сферу, и поэтому необходимо особенно пристальное внимание к ее воспитанию. Здесь социальную активность можно определить и как меру ответственности личности перед обществом, уровень осознания его объективных потребностей, единства общественных и личных интересов, степень понимания оптимальных способов решения возникающих проблем, а также готовность и умение применять их в практической деятельности. Особенно опасны уклонения от личной ответственности за определенные действия, от принятия конкретных решений со стороны партийных и хозяйственных руководителей, что может служить источником волокиты и бюрократизма, приносить значительный вред развитию народного хозяйства, укреплению социалистических отношений. Преодолению этих недостатков,

 

145

 

а также формированию полнокровного чувства коллективизма и ответственности может способствовать не только овладение новейшими достижениями науки и техники, методами управления, но и творческое овладение диалектическим материализмом, навыками конкретно-исторического анализа действительности, выделения важнейших звеньев ее функционирования и развития, совершенствование гибкости теоретического мышления. Все это придает чувство уверенности, не оставляет сомнений в разумности принимаемых решений.

Существенной чертой активной социалистической личности выступает и гуманизм, который проявляется как забота о других людях, создание реальных условий для их счастливой жизни, для всестороннего развития их творческих способностей, внимательное и бережное отношение к их нуждам, запросам, идеалам. Развитию таких отношений в нашем обществе большое внимание уделяют Коммунистическая партия и Советское государство. Укреплению реального социалистического гуманизма способствует и марксистско-ленинское философское мировоззрение.

К. Маркс раскрыл пути для воплощения в реальной социальной действительности тех идей человечности, равенства людей, защиты человеческого достоинства, борьбы за счастье людей, которые волновали умы и сердца самых широких слоев человеческого общества с давних времен. На основе глубокого научного анализа действительности и ее противоречий он доказал, что для торжества этих светлых идеалов необходимо преобразование общественных отношений, порабощающих и угнетающих человека. «... На место абстрактной мечты о счастье человека, на место мещанской филантропии, пустого и часто лицемерного сострадания и жалости к человеку вообще марксисты поставили революционно-действенную борьбу за уничтожение социальных условий, обрекающих большинство человечества на эксплуатацию. В этом состоит сущность марксистского понимания гуманизма, его коренное отличие от всех буржуазных и мелкобуржуазных толкований» [5; 17].

Формированию социалистической личности, вдохновляемой борьбой за счастье людей, за создание условий для наиболее полного и всестороннего раскрытия их творческих способностей, помогает осознание важнейших особенностей социалистического гуманизма как теоретической концепции марксистско-ленинского мировоззрения. Это, прежде всего, научность этой концепции, которая основана на знании объективных законов общественного развития и его тенденций. Такое знание позволяет правильно оценить движущие силы общественного развития, обеспечивающие его прогрессивное изменение. Поэтому в противоположность абстрактным рассуждениям о любви к ближнему социалистический гуманизм носит ярко выраженный партийный характер, раскрывает историческую роль пролетариата, способного встать во главе трудящихся и повести их на борьбу за создание объективных условий для реализации гуманистических идеалов.

Марксистско-ленинский гуманизм проникнут идеями коллективизма, мыслью о том, что только в коллективе создаются условия и стимулы для развития чувства личного достоинства и удовлетворенности своей деятельностью, без чего не может быть достигнуто счастье социального человека. Эти идеи неразрывно связаны также с чувствами патриотизма и интернационализма. И наконец, социалистическому гуманизму присущ конкретно-исторический подход к анализу социальной действительности и практически-действенный характер. Он вырабатывает критерии для определения степени гуманности тех или других общественных отношений, предоставляемых ими объективных возможностей для обеспечения участия самых широких слоев населения в трудовой и' общественно-политической деятельности, развитии духовной культуры. Кроме того, он разрабатывает методы совершенствования этих отношений, способы развития и проявления творческих способностей личности, удовлетворения ее важнейших материальных и духовных потребностей.

Далее, марксистско-ленинское мировоззрение служит основой для формирования такой важной черты личности социалистического типа, как атеизм. Он помогает преодолевать духовное закрепощение человека путами религиозного мировоззрения, этого искаженного, фантастического, иллюзорного отражения действительности в ее определенных социально-исторических системах. В религиозных взглядах бог выступает как распорядитель и устроитель человеческих судеб на земле и лицо, ответственное за вознаграждения и санкции верующим в него. Переход к материализму в данном случае означает ориентацию на объективное познание социальной действительности, анализ внутренней взаимосвязи и закономерностей, служащих основой для осознания реальных потребностей и понимания «естественных» способов их осуществления.

Для преодоления религиозных верований при социализме необходима активная атеистическая пропаганда.

Но поскольку важным принципом марксистско-ленинского мировоззрения выступает и материалистическое понимание социальных явлений, то оно заставляет развивать атеистическую пропаганду для преодоления религиозных предрассудков, а также раскрывать их социальные основы. У нас ликвидированы классовые корни религиозных взглядов, но не преодолены еще некоторые социальные причины, способствующие их сохранению среди отдельных слоев населения. К ним можно отнести сохраняющиеся элементы равнодушия, формализма в межличностных отношениях, порождающие ощущения заброшенности, отчужденности, беспомощности, желание спрятаться за высшими силами от противоречий и невзгод окружающей действительности. Поэтому преодоление религиозных

 

146

 

заблуждений требует и огромной организаторской, трудовой деятельности, направленной на дальнейшее совершенствование социалистических отношений во всех их многообразных аспектах.

Важная черта личности социалистического типа — постоянное стремление к овладению достижениями социальной культуры, творческое отношение к наследству, оставленному предшествующими поколениями. Марксистско-ленинское мировоззрение дает теоретическое обоснование необходимости этого процесса, расширяющегося и обогащающегося с развитием общества, углублением научно-технической революции, увеличением сложности решаемых людьми социальных задач. Это вытекает уже из самого понимания личности как устойчивой совокупности социальных качеств, которые не могут создаваться вне сферы социальных отношений, человеческого общения. Духовное богатство личности, ее значимость, интересность для других людей в значительной мере зависят от глубины, уровня, степени творческого овладения достижениями культуры.

Марксистско-ленинское мировоззрение помогает творчески воспринимать достижения культуры, анализировать особенности искусства как формы отражения и освоения действительности. Искусство выполняет важную познавательную функцию, помогая почувствовать неповторимую красоту природы и осознать сущность социальных отношений. Произведения искусства могут служить и средством самопознания людей, понимания их самобытности и места в социальной действительности. Одна из сторон воспитательной функции искусства проявляется в том, что оно может служить действенным средством превращения знаний в убеждения, в стимулы для практической деятельности, способствовать воспитанию патриотизма и интернационализма. Это обусловлено тем, что творческое отношение к произведениям искусства как бы расширяет границы индивидуального опыта. Выполняя эстетическую функцию, искусство вторгается в мир человеческих переживаний, способствует преодолению эмоциональной скудности, поддерживает жизненный тонус. И наконец, теоретический анализ раскрывает важнейшую роль искусства как средства самоактуализации личности, раскрытия ее творческих дарований. Именно этот способ раскрепощения и применения интеллектуальной и эмоциональной энергии человека — один из наиболее плодотворных, значительных, привлекательных не только для данной конкретной личности, но и для общества в целом.

Марксистско-ленинская теория показывает, что творческое отношение к произведениям искусства обогащает отношения личности и общества, выступает как мера освобождения личности из-под пресса узких материальных потребностей и утилитаризма, служит средством избавления от конформизма. В то же время необходима в современных условиях и активная борьба против оживления разновидностей «просвещенного мещанства» с характерной для него обывательской психологией, меркантильным отношением к знаниям и страстью к приобретению «престижных вещей» и среди объектов духовной культуры. Но это сопровождается заимствованием лишь внешних сторон культуры без глубокого проникновения в сущность произведений искусства, становящихся модными в тех или иных условиях. Как отмечают советские ученые, в коммунистическом обществе будет уничтожена «противоестественная функция» вещей, когда они используются для утверждения человеком «своей престижности». В сущности же, «личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ» [6; 226]. Воспитывать человека-творца, закладывать с ранних лет основы эстетической потребности, стремления преобразовывать мир по законам красоты, в котором К. Маркс видел одно из важнейших свойств социального человека, — серьезная, трудная и благородная задача преподавателей.

Таковы некоторые аспекты, помогающие понять роль марксистско-ленинского мировоззрения в формировании социалистической личности.

Значительное внимание уделяет Коммунистическая партия и способам активного, творческого овладения марксистско-ленинским учением самыми широкими слоями населения. Здесь можно выделить несколько наиболее важных моментов. Так, в докладе М.А. Суслова «Дело всей партии» подчеркивалось, что особое значение имеет постоянное обращение всех изучающих марксистско-ленинскую теорию к первоисточникам, произведениям основоположников этой теории, в которых заложены первоосновы нашей революционной науки. Речь идет именно о глубоком, целостном изучении и пропаганде, а не о беглом и поверхностном ознакомлении с отдельными положениями классиков марксизма-ленинизма. Именно целостное изучение произведений позволяет не только понять смысл отдельных положений теории, но и овладеть самой логикой рассуждения и обоснования этих положений. Кроме того, это позволяет понять особенности конкретно-исторических условий, характер практических задач и целей идеологической борьбы определенного периода, обусловливающих необходимость создания тех или других произведений, что поможет преодолению тенденций к догматизму, творческому применению марксистско-ленинской теории в новых исторических условиях. Такое изучение марксистско-ленинской теории ведет к повышению политической культуры трудящихся, обеспечивает единство познавательной и практической деятельности.

Важное место в совершенствовании системы политического образования занимает исследование методики проблемного метода обучения, который опирается на активное взаимодействие преподавателя и слушателя. Его цель в преодолении пассивного

 

147

 

созерцательного характера самого процесса обучения, когда знания преподносятся лишь в форме определенной системы законченных истин, требующих только запоминания со стороны обучающихся. Преподаватель должен не столько давать готовые знания, сколько помогать самостоятельно находить истину. И в том случае, если удается создавать в процессе обучения своеобразные проблемные ситуации, вызывать у слушателей состояние «интеллектуального беспокойства», стремление найти ответ на заинтересовавшие их вопросы, их сознание в полной мере пробуждается. В свою очередь, эти «выстраданные знания», добытые с помощью самостоятельных усилий, остаются прочным фундаментом мировоззрения, убеждений людей, стимулом их практической деятельности.

Проблемному характеру обучения будет способствовать и акцентирование внимания на мировоззренческом и методологическом значении основных философских принципов, категорий и законов. Одним из способов проблемного обучения может быть и анализ логики рассуждения наших идейных противников, и помощь слушателям в самостоятельных поисках аргументов для опровержения этих рассуждений. Творческому овладению основными положениями марксистско-ленинской теории в значительной мере поможет и исторический анализ, выявление качественного отличия этих положений от сформулированных в предшествовавших философских системах, их преимуществ в познании и преобразовании мира. Разумеется, использование проблемных методов предъявляет повышенные требования и к самим руководителям семинаров и других форм идейно-политического воспитания, их компетентности, интеллектуальной гибкости, мастерству, умению хорошо чувствовать уровень подготовки и настроение аудитории.

И наконец, нельзя забывать и о внешней форме, стиле пропаганды теоретических идей. В современных условиях при постоянно растущем уровне теоретической зрелости людей, обилии самой разнообразной информации особенно нетерпим серый, казенный стиль пропаганды, применение различного рода штампов и наукообразных терминов, за которыми иногда скрывается пустота содержания. Не снижая глубины теоретического уровня идей, их можно сообщать с помощью доступного яркого языка, который позволяет доносить не только их смысл, но и эмоциональную убежденность в их истинности и обоснованности, в их значимости для деятельности людей.

В этом заключаются некоторые моменты единства объективных и субъективных предпосылок активного овладения марксистско-ленинской теорией, которая служит необходимой основой формирования личности социалистического, типа. От степени духовной зрелости и убежденности, устремленности к коммунистическим идеалам и активной жизненной позиции этой личности во многом зависят и успехи в создании материально-технической базы коммунизма.

 

1. Брежнев Л. И. Ленинским курсом, т. 6. — М., 1978.

2. Брежнев Л. И. Ленинским курсом, т. 7. — М., 1979.

3. Материалы XXV съезда КПСС. — М., 1976.

4. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. — М., 1979.

5. Ковалев С. М. Реальный гуманизм и его противники. — М., 1975.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.

7. Суслов М. А. Дело всей партии. — М., 1979.

8. Формирование коммунистического мировоззрения школьников / Под ред. Э.И. Моносзона. — М., 1978.

9. Пути формирования коммунистических взглядов и убеждений старшеклассников. — М., 1980.