Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

НАВСТРЕЧУ XXVI СЪЕЗДУ КПСС

 

Советский народ вступил в 1981 год в обстановке широко развернувшейся подготовки к XXVI съезду КПСС. Страна Советов уверенно движется вперед по всем направлениям коммунистического строительства. В годы десятой пятилетки был сделан новый крупный шаг в развитии всего народного хозяйства. В центр практической работы в области экономики партия поставила рост уровня жизни народа. За пять лет из национального дохода па повышение уровня жизни народа было выделено средств на 329 млрд. рублей больше, чем в девятой пятилетке. Выплаты и льготы из общественных фондов увеличились на 134 млрд. рублей, что расширило экономическую основу осуществления конституционных прав советских людей на бесплатное образование, медицинскую помощь, отдых, материальное обеспечение в старости.

Советские люди завершают обсуждение Основных направлений экономического и социального развития СССР на 1981 —1983 годы и на период до 1990 года, которые утвердит XXVI съезд партии. В восьмидесятые годы, говорится в этом документе, Коммунистическая партия будет последовательно продолжать осуществление своей экономической стратегии, высшая цель которой — неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства, увеличения производительности труда, роста социальной и трудовой активности советских людей.

Главная задача одиннадцатой пятилетки состоит в обеспечении дальнейшего роста благосостояния советских людей на основе устойчивого, поступательного развития народного хозяйства, ускорения научно-технического прогресса и перевода экономики на интенсивный путь развития, более рационального использования производственного потенциала страны, всемерной экономии всех видов ресурсов и улучшения качества работы.

Экономическая стратегия партии претворяется в жизнь с помощью соответствующего хозяйственного механизма и организации управлении народным хозяйством. В 80-е гг. предстоит завершить перевод экономики на рельсы интенсивного развития. В полной мере должна осуществляться система мер, направленных на улучшение планирования и совершенствование организационной структуры управления, на усиление роли экономических рычагов и стимулов в интересах ускорения научно-технического прогресса, достижения высоких конечных результатов производства.

Новых успехов добился советский народ в развитии социалистической демократии. Теперь на деле доказано, что реальный социализм это и есть общество подлинной, полной демократии. Полнота социалистической демократии — в реальности прав и действительных свобод, закрепленных Конституцией СССР. Активное участие в общественно-политической и духовной сферах принимают Советы народных депутатов, профсоюзы, комсомол, творческие объединения интеллигенции и другие организации трудящихся.

Поистине делом всей партии стала идеологическая, политико-воспитательная работа. Богатый арсенал идеологических средств призван формировать лучшие идейные и моральные качества человека. При этом партия активно ведет борьбу против происков буржуазной пропаганды,

 

6

 

не ослабляя ни на минуту усилий в преодолении пережитков прошлого, антиобщественных явлений.

Развитие науки и техники в одиннадцатой пятилетке в еще большей мере должно быть подчинено решению важнейших проблем дальнейшего прогресса советскою общества. Исходя из этого, будет обеспечена разработка и реализация целевых комплексных программ по решению важнейших научно-технических проблем. В области общественных наук усилия будут сосредоточены, в частности, па таких направлениях, как разработка проблем диалектического и исторического материализма, совершенствование производственных отношений и управления народным хозяйством, повышение эффективности общественного производства, разработка проблем коммунистического воспитания, всестороннего и гармоничного развития человека, социалистического образа жизни.

 

***

 

Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981 —1985 годы и на период до 1990 года являются базой для составления государственного плана на одиннадцатую пятилетку. Для выполнения поставленных задач необходимо умело использовать неисчерпаемые силы советского строя. Резко повысить эффективность производства, поставить все резервы на службу народному хозяйству — долг всех трудовых коллективов, каждого советского человека.

Это является и долгом всех трудовых коллективов, работающих в сфере психологической науки, долгом каждого советского психолога. В настоящее время, когда заканчивается составление основ целевых комплексных планов научно-исследовательской и научно-практической работы на новую пятилетку, всем психологам нужно глубоко осознать смысл основных направлений, на которых будут сосредоточены усилия представителей общественных наук. В их разработке, естественно, важное место займет решение психологических задач, относящихся ко всем областям пашей науки. Но, определяя задачи новых исследований в свете указанных направлений, продумывая новые пятилетние планы, пути и формы их реализации, в преддверии XXVI съезда КПСС необходимо еще раз единым взором охватить то, что уже было сделано психологами в прошедшей пятилетке во исполнение решений XXV съезда партии, выяснить еще нерешенные вопросы, выявить новые тенденции, соответствующие задачам эффективного развития психологической науки в предстоящем десятилетии.

В кратком обзоре нельзя охватить все исследовательские результаты. Поэтому ниже будут освещены основные итоги общей и социальной психологии, педагогической, детской и возрастной психологии, психофизиологии, полученные главным образом в Академии педагогических наук СССР, которой принадлежит наш журнал, и в учреждениях, активно и плодотворно с нею сотрудничающих.

В прошедшей пятилетке существенно изменилось соотношение и методологическая роль фундаментальных и прикладных исследований. Внимание к прикладным работам стало одним из существенных условий развития нашей психологии. Это не случайно, так как именно внутри конкретно-прикладных исследований возникли и оформляются важные характеристики деятельности, сознания и личности человека. Эти характеристики становятся основой новых теоретических идей и понятий, освобождающих выводы прикладного характера от их частной формы, придающих им общее психологическое звучание. Интенсивное

 

7

 

развитие прикладных исследовании позволило упрочить и развить основные, системообразующие для всей психологической науки принципы деятельности и развития, обеспечивающие ее органическую связь с диалектическим и историческим материализмом.

Нацеливая ученых на решение прикладных и практических задач, наша партия подчеркивает, что наибольший эффект можно получить здесь лишь на базе творческой разработки фундаментальных теоретических проблем науки. Неисчерпаемым источником их постановки и решения в психологии являются труды классиков марксизма-ленинизма, основы диалектико-материалистической философии. В истекшем пятилетии существенно углубились и расширились исследования в области философских и социологических основ нашей науки. Этому способствовали постановления партии в связи с празднованием 60-летия Великого Октября, о дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы (1979), в связи с 110-летием со дня рождения В.И. Ленина и др. Большое значение для психологии имели материалы всенародного обсуждения новой Конституции, совещание идеологических работников (1979).

В последние годы особое внимание наших ученых было обращено на изучение значения ленинских идей для раскрытия естественнонаучных основ психологии, роли ленинской теории отражения для исследования познавательных процессов. Более углубленно стали изучаться проблемы взаимосвязи диалектики и психологии, формирования личности в свете ленинского учения, были показаны пути использования ленинского наследия для разработки вопросов психологии политики. Более содержательно стало рассматриваться значение для решения отдельных проблем психологии творческого наследия видных советских партийных и государственных деятелей (Н.К. Крупской, М.И. Калинина и др.).

XXV съезд нашей партии указал основной путь повышения эффективности идеологической работы — комплексный подход к постановке всего дела воспитания, обеспечение тесного единства политического, трудового и нравственного воспитания с учетом различных групп населения. В приветствии Л. И. Брежнева участникам Всесоюзной научно-практической конференции по комплексному подходу к воспитанию (1977) отмечалось, что центральная задача партии, Советского государства, всех общественных организаций — воспитание у каждого советского человека высокой идейности, коммунистического отношения к труду, формирование активной жизненной позиции.

Следует отметить, что в прошедшей пятилетке многие наши ученые, работающие в области общей, социальной, возрастной и педагогической психологии, психологии труда и некоторых других дисциплин, активно включились в изучение психологических аспектов этой задачи. Ими накоплен большой материал. Необходимо обеспечить его своевременное обобщение с целью определения наиболее эффективной стратегии дальнейшего психологического исследования этой важнейшей социально-политической задачи.

В прошедшей пятилетке продолжались исследования, направленные на критику буржуазной психологии с позиций ленинской философии и психологии. При этом особое внимание уделялось критике основных буржуазных концепций личности, теорий социального бихевиоризма и психоанализа, их объективной роли в поддержке идеологии и политики современного капитализма. Результаты всей этой работы очень важно свести в фундаментальный труд, в котором могли бы принять участие наши крупные специалисты. Именно в этой работе нужно четко продемонстрировать преимущества марксистской психологии как в определении

 

8

 

принципов дальнейшего развития мировой психологии, так и при конкретном решении ее коренных проблем.

Конечно, чтобы наша общая психология оказывала более действенное обратное влияние на свои прикладные области и через них на различные сферы общественной практики, необходимо углубить разработку общей теории психологии, ее философских и методологических основ. И для этого у нас есть сейчас серьезные заделы.

Так, большое значение для психологической науки имеет обобщение ее достижений в многотомном издании «Основы психологии» (редактор первых томов — А.А. Смирнов). Важную роль в развитии методологических основ нашей науки сыграла книга Э.Г. Юдина «Системный подход и принцип деятельности». Существенный вклад в разработку теоретического фундамента психологии внесла монография А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность». Трудно переоценить значение теоретико-методологических работ в области психологии, которые публиковались в последние годы на страницах журналов «Коммунист», «Вопросы философии», «Системные исследования» и др.

Вместе с тем необходимо отметить, что при дальнейшем развитии теоретико-методологических основ советской психологии необходимо преодолеть имеющиеся трудности и расхождения в трактовке фундаментального понятия нашей науки «человеческая деятельность», в выборе оснований для классификации ее видов, в создании единиц, предназначенных для ее анализа, в выборе адекватных методов ее исследования. Психические процессы не только порождение, но и органы деятельности, именно поэтому их изучение в отрыве от нее нередко оказывается малоэффективным.

В частности, деятельностная трактовка, распространенная к настоящему времени на все познавательные процессы, существенно способствовала преодолению традиций их пофункционального исследования.

Под влиянием прикладных областей психологии и смежных дисциплин значительно усовершенствована экспериментальная база общей психологии. Все большее распространение в изучении познавательных процессов получает использование ЭВМ на линии эксперимента, что создает принципиально новые возможности исследования восприятия, опознания, памяти, мышления, а также движений и исполнительных действий. Использование ЭВМ в составе экспериментальных стендов открывает богатые перспективы для комплексного психологического и психофизиологического исследования познавательных процессов и их физиологических механизмов.

В общей психологии достаточно широко используются различные концептуальные схемы, сформировавшиеся в рамках системного подхода. Получили дальнейшее развитие методы функционально-структурного и микроструктурного анализа познавательной и исполнительной деятельности.

По проблемам ощущения и восприятия новые результаты были получены Ч.А. Измайловым и Е.Н. Соколовым в области цветового зрения, К.В. Бардиным и Ю.М. Забродиным в области психофизики, В.А. Ганзеном, М.С. Шехтером и другими в области опознания.

Большое внимание уделялось проблемам памяти. Продолжались исследования генетических аспектов памяти, выполнявшиеся под руководством А.А. Смирнова. Изданы книги, посвященные проблемам теории и развития памяти (В.Я. Ляудис, М.С. Роговин), функциональной структуре зрительной памяти (В.П. Зинченко, Б.М. Величковский, Г.А. Вучетич).

 

9

 

Интенсивно проводились исследования мыслительной, в том числе творческой, деятельности (А.В. Брушлинский, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, О.К. Тихомиров и др.). Специальное внимание уделялось анализу и классификации проблемных ситуаций (А.М. Матюшкин, А.Ф. Эсаулов и др.), изучению технического мышления (Т.В. Кудрявцев), историческому развитию мышления (А.Р. Лурия, М.М. Муканов, П. Тульвисте и др.).

В последние годы были продолжены исследования процессов построения и развития движений и действия, начатые в свое время Н.А. Бернштейном и А.В. Запорожцем. Так, получены новые результаты, характеризующие особенности их психической регуляции (О.А. Конопкин и др.), сложность функциональной структуры действия (Н.Д. Гордеева и др.).

В десятой пятилетке интенсивно проводились исследования в области психологического цикла наук о трудовой деятельности и особенно в сфере психологических аспектов эргономики (В.П. Зинченко, А.А. Крылов, Б.Ф. Ломов, В.М. Мунипов и др.). В научно-исследовательских и прикладных работах были подвергнуты функционально-структурному и микроструктурному анализу такие виды операторской деятельности, как деятельность оператора-наблюдателя, оператора-манипулятора, оператора-исследователя. Большое внимание уделялось методологическому анализу различных концептуальных схем деятельности, развитых в психологии, и трансформации этих схем применительно к прикладным задачам психологии труда и эргономики. Это позволило по-новому поставить целый ряд таких важнейших проблем, как качество труда, определить психологические и социально-психологические критерии оценки эффективности трудовой деятельности, шире развернуть работы по созданию методов ее проектирования. Указанные циклы исследований были использованы в работах по эргономическому обеспечению проектирования автоматизированных систем управления и других видов техники. Создан серьезный научный задел, который может быть использован в решении важной народнохозяйственной задачи — создания роботов.

Важнейшей задачей психологического цикла наук о трудовой деятельности в одиннадцатой пятилетке является углубленная проработка теоретических и методологических проблем анализа трудовой деятельности, дальнейшее совершенствование методов исследования, накопление массива достоверных данных о человеческих факторах и создание на его основе банка данных. Все это позволяет на качественно новом уровне решать задачи, связанные с участием соответствующих специалистов в проектировании и создании новой техники, в том числе важнейших видов изделий машиностроения и сельхозтехники, в работах по научной организации и улучшению условий труда.

В материалах XXV съезда партии совершенствование управления было определено как решающее звено в достижении задач, стоящих перед партией и государством. Советская наука, в том числе и психология, включилась в исследование Проблем, связанных с совершенствованием управления производством, с разработкой рекомендаций, повышающих его эффективность. В связи с этим возникла новая отрасль нашей науки — психология управления. В последние годы активно обсуждались перспективы и современное состояние этой отрасли, задачи психологии по повышению эффективности управления народным хозяйством, психологические аспекты специального математического обеспечения управления, вопросы психологии планирования как важного направления в исследованиях управления и др. Нужно сказать, что за короткий срок в этой области получены ощутимые результаты. Но крайне

 

10

 

важно продолжать активную совместную работу по созданию программы исследований по психологии управления, по разработке методов системного подхода к изучению ее проблем, по подготовке практических рекомендаций, направленных на сравнительно быстрое получение эффективной отдачи в деле принятия управленческих решений.

Поставленный XXV съездом КПСС вопрос о формировании активной жизненной позиции советского человека стимулировал интенсивное развитие области психологических знаний, которую принято называть психологией личности. Продолжается активная разработка ставших традиционными направлений в изучении личности: философско-методологического (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова, Л.П. Буева и др.), психолого-педагогического (Л.И. Божович, Н.И. Непомнящая и др.), дифференционально-психологического (В.С. Мерлин, И.М. Палей и др.), рассмотрение личностной проблематики в связи с теорией установки (Ш.А. Надирашвили и др.). Возникают и развиваются новые направления и подходы (работы И.С. Кона, Ф.Т. Михайлова, В.А. Ядова и др.) Коллектив, работающий под руководством А.В. Петровского, наметил контуры подхода к проблемам личности с позиций теории деятельностного опосредствования межличностных отношений.

Все это свидетельствует о том, что в настоящее время происходит активная интеграция, взаимовлияние и взаимопроникновение общей и социальной психологии в изучении проблем личности. Перспективы развития «личностной» проблематики в ближайшее время должны будут поставить вопрос о необходимости пополнения методического арсенала соответствующих исследований такими приемами и методами изучения личности, которые, с одной стороны, соответствовали бы теоретическим и методологическим принципам советской психологической науки, с другой стороны, отвечали бы требованиям, предъявляемым задачами современной психодиагностики.

В этом плане примечательным событием было проведение в Тбилиси Всемирного симпозиума по проблемам бессознательного (1979). На нем советские ученые (философы, психологи, медики), во-первых, в противовес различным формам фрейдизма и неофрейдизма продемонстрировали диалектико-материалистическое понимание явлений бессознательной психики как важной характеристики личности человека, во-вторых, показали реальные конкретные результаты своего исследования соответствующих проблем, имеющие как теоретическое, так и практическое значение. Нужно и впредь разворачивать исследования в этой области на основе принципов советской психологии, а главное — находить пути и средства практического применения получаемых исследовательских данных. Конечно, важно и дальше, опираясь прежде всего на эти данные, критически рассматривать различные реакционные течения в западной науке, связанные с истолкованием природы бессознательного.

Последние годы отмечены повышенной активностью в области социально-психологических исследований. Появились новые книги, монографии и сборники, в которых рассматриваются вопросы методологии и методики социально-психологических исследований (Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Е.В. Шорохова и др.), проблемы психологической теории коллектива (А.И. Донцов, А.В. Петровский и др.), проблемы общения и восприятия человека человеком (А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев и др.). В ряде работ критически анализируются современные тенденции в социальной психологии на Западе (Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская, Б.Б. Парыгин, С.К. Рощин, П.Н. Шихирев и др.). Более широко изучаются психологические аспекты социалистического соревнования, а также вопросы социально-психологического

 

11

 

климата, психологические механизмы регуляции социального поведения (М.И. Бобнева, Л.И. Уманский и др.). Предметом особого внимания стало изучение социально-психологических аспектов управленческой деятельности (А.И. Китов, В.С. Клягин, А.М. Столяренко и др.), организации пропагандистской и партийной работы (Н.П. Ерастов, А.К. Уледов, Ю.В. Шерковин и др.). Вышли из печати новые руководства по социальной психологии. Особо следует отметить появление в 1980 году нового учебника, написанного Г.М. Андреевой. В нем изложены история и современное состояние социальной психологии, подведены итоги ее развития в нашей стране и намечены ее перспективы.

В разработке социально-психологической проблематики можно отметить несколько существенно важных тенденций. Во-первых, усиливается внимание к разработке методологии и методики социально-психологических исследований. Во-вторых, углубляется содержательная теоретическая критика зарубежных социально-психологических концепций. В-третьих, расширяется количество и повышается качество прикладных социально-психологических исследований, имеющих значение для различных практических областей. В последующем необходимо закрепить и развивать эти тенденции, благодаря которым социальная психология твердо встанет на путь решения фундаментальных теоретических и современных практических задач.

Партия и Советское государство всегда проявляли пристальное внимание к проблемам народного образования. В материалах съезда, в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977) была намечена широкая программа улучшения системы общеобразовательного обучения, в первую очередь работы средней школы. Главным направлением дальнейшего развития и совершенствования системы образования было определено повышение эффективности и качества обучения и воспитания учащихся, подготовка их к жизни и труду. Была подчеркнута необходимость научить учащихся не просто усваивать определенную сумму знаний, но и научить их приобретать знания самостоятельно, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации.

Важным общественным событием явился Всесоюзный съезд учителей (1978). Его материалы имели существенное значение для всех психологов, изучающих вопросы воспитания и обучения подрастающих поколений. В этих материалах на основе большого практического опыта сформулированы те реальные вопросы и направления их разработки, которые в ближайшие годы призвана решать и проводить наша система народного образования.

В прошедшей пятилетке наши педагогические и возрастные психологи участвовали в научном обосновании дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса. Так, были продолжены важные исследования по проблемам формирования учебной деятельности младших школьников (Ф.Г. Боданский, В.В. Давыдов, В.В. Репкин и др.). Они продемонстрировали возможность построения новой системы начального обучения на основе принципа содержательного обобщения. Осуществлялось исследование обучаемости школьников, в том числе школьников с задержками развития, в результате разработаны рекомендации по предупреждению и преодолению неуспеваемости (З.И. Калмыкова и др.). Существенно продвинуто изучение мотивации учения и познавательных интересов школьников, выявлена возможность управления мотивацией в процессе формирования учебной деятельности (А.К. Маркова и др.). Разработан психологический подход к формированию личности подростка в общественно полезной деятельности, к

 

12

 

организации семейного воспитания (И.В. Дубровина, Д.И. Фельдштейн и др.). Продолжались исследования психологических условий формирования коммунистического мировоззрения у школьников (Н.А. Менчинская и др.). Изучались условия оптимизации трудового воспитания и обучения школьников, формирования у них основ технического мышления (Э.А. Фарапонова и др.).

Намечены новые психологические подходы к актуальным проблемам комплексного воспитания, современных методов обучения, преодоления перегрузки учащихся, к проблемам определения психологических критериев эффективности учебного процесса, к психологическим проблемам подготовки молодежи к труду в сфере материального производства.

В области психолого-педагогических вопросов профессионально-технического обучения начали развертываться исследования, нацеленные на органическое соединение в ПТУ профессиональной подготовки и общего среднего образования. Имеются известные достижения в разработке психологических проблем профессиональной ориентации, профадаптации, диагностики профессиональной пригодности, формирования профессионального мастерства.

Вместе с тем важнейшая задача нашей педагогической психологии состоит в подготовке такого фундаментального труда, в котором, с одной стороны, были бы обобщены основные достижения в области I психологии обучения, с другой — сформулирована современная целостная концепция учения — такого учения, которое способствует всестороннему и гармоничному развитию человека. Далее, очень важно подытожить основные результаты многолетних исследований, основным методом которых является формирующий эксперимент (П.Я. Гальперин, А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина и др.). Нужно выявить и описать своеобразные итоги этого метода, направленного на активное конструирование новых форм и видов деятельности человека. Необходимо более активно осуществлять программу исследований по психологии воспитания нравственных качеств у ребенка, подростка, молодого человека (в частности, воспитания у них коллективистических качеств).

Успешно развиваются исследования в области детской психологии. Так, продолжается теоретическая и экспериментальная работа на основе концепции периодизации психического развития ребенка, согласно которой ведущим ее принципом является смена ведущих типов деятельности (Д.Б. Эльконин и др.).

Заметный сдвиг произошел в последние годы в изучении психического развития детей самого раннего возраста (А.В. Запорожец, М.И. Лисина и др.). Плодотворно изучаются психолого-педагогические проблемы развивающего обучения детей дошкольного возраста и подготовки их к школе (Л.А. Венгер, Л.Ф. Обухова, Н.Н. Поддъяков, Ф.А. Сохин и др.). Большая работа проводится по изучению психологии детей младшего школьного возраста (Л.И. Айдарова, А.В. Захарова, А.И. Липкина и др.), а также детей подросткового и юношеского возраста (И.В. Дубровина, В.Э. Чудновский, Е.А. Шумилин и др.).

В советской детской психологии в настоящее время накоплен такой огромный материал, который уже сейчас позволяет приступить к созданию единой и развернутой теории психического развития ребенка,— эта теория вполне может быть на уровне других теорий, хорошо известных в мировой психологии. Подготовка труда, содержащего такую теорию, должна стать одной из первостепенных задач наших возрастных психологов.

За прошедшее пятилетие продолжалась успешная разработка проблем психофизиологии индивидуальных различий, опирающаяся на

 

13

 

концепцию Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Ведутся исследования на стыке психофизиологии и генетики (И.В. Равич-Щербо и др.), создающие возможность новой трактовки традиционных проблем дифференциальной психологии. Объектом исследований в тепловской школе традиционно являются свойства нервной системы человека и их проявления. Расширение круга используемых методик позволяет выдвигать и проверять новые гипотезы об их природе и психологических проявлениях (Э.А. Голубева и др.).

Одним из существенных вопросов в проблеме индивидуальных различий является возможность перехода от диагноза к прогнозу (К.М. Гуревич и др.).

Советская психология в соответствии со своими теоретическими принципами располагает возможностями для перестройки всего учения об индивидуальных различиях как основы психодиагностики.

В настоящее время у нас формируются две сферы изучения индивидуально-психологических различий. Одна сфера связана с изучением различий, которые могут быть соотносимы с индивидуальными генотипами, их фенотипическими проявлениями. Это в первую очередь изучение свойств нервной системы, генотипическая детерминированность которых нашла научное подтверждение на основе близнецового метода. Методики, раскрывающие эти индивидуальные особенности, направлены на диагностику тех параметров деятельности, которые представлены в свойствах нервной системы (скорость протекания отдельных актов, их стереотипизация, длительность и т. п.). Перспективным является исследование выделенных В.Д. Небылициным так называемых общих свойств нервной системы, параметры которых призваны охарактеризовать некоторые общие черты человека (Н.С. Лейтес, А.Е. Ольшанникова, В.М. Русалов и др.).

Вторая сфера связана с диагностикой самого содержания психики, с раскрытием того, что накоплено в жизненном опыте, в деятельности человека (Л.А. Венгер, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.). На основе определенных достижений возникают новые задачи перед диагностикой задержек психического развития и аномалий (В.И. Лубовский и др.). Хотя до сих пор еще недостаточно развернута работа по тестированию в школе, уже и здесь накоплен положительный опыт (В.И. Войтко, З.И. Гильбух, X. Лийметс, Ю. Сыэрд и др.). Психологическое и психофизиологическое изучение индивидуальных различий является неотъемлемой частью работ, ведущихся на производстве, в частности, при изучении становления профессионала. В этих работах успешно применяются как варианты психофизиологических методик В.Т. Козлова и др.), так и модифицированные психологические тесты и тесты достижений (Е.М. Борисова и др.).

Изучение индивидуальных различий и психологическая диагностика будут приобретать все большее практическое значение по мере того, как будет развиваться психологическая служба, о судьбе которой так много велось дискуссий в последние годы. В этом вопросе сейчас от слов нужно переходить к делу, отыскивая реальные пути и средства организации различных пунктов такой службы, стремиться к их объединению в целостную систему (соответствующий положительный опыт уже накоплен во многих наших исследовательских и практических учреждениях).

Многие проблемы, успешно изучаемые советскими психологами, разрабатываются ими совместно с психологами социалистических стран. Результаты нашего сотрудничества (особенно с психологами ГДР, Чехословакии, Кубы и др.) весьма плодотворно отражаются на организации исследований, на методических разработках, на создании единой общепсихологической теории. Это обстоятельство особенно отчетливо

 

14

 

выявилось на прошедшем XXII Всемирном психологическом конгрессе (Лейпциг, 1980 г.), на многих международных встречах. Нужно отметить, что в последние годы результаты наших совместных психологических исследований находят выражение в общих публикациях (сборниках, статьях). Эту тенденцию необходимо всесторонне поддерживать и развивать.

Важна роль психологических журналов в развитии нашей науки. Несколько лет назад успешно стартовала психологическая серия «Вестника Московского университета». В прошлом году начал выходить «Психологический журнал» АН СССР, в котором уже опубликованы важные научные материалы. Год назад отмечал свое 25-летие журнал «Вопросы психологии», успешно выполняющий свои научные функции. В новой пятилетке нужно пожелать им большой и плодотворной работы на базе постоянной координации усилий, на основе расширения обсуждаемой в них проблематики, за счет расширения авторского коллектива.

XXVI съезд КПСС всесторонне обобщит итоги развития советского общества, партии и государства за прошедшие пять лет и наметит генеральную линию развития всех областей жизни советского народа на последующие годы, поставит перед советской наукой новые задачи, направленные на достижение новых ступеней прогресса в экономике и культуре Советской страны. Советские психологи приложат все усилия, чтобы внести достойный вклад в решение новых задач, которые поставит XXVI съезд ленинской партии.