Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

184

 

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

 

К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. В. ЗАПОРОЖЦА

 

Исполнилось 75 лет со дня рождения Александра Владимировича Запорожца — одного из ведущих советских психологов, академика и члена Президиума АПН СССР, создателя и бессменного директора Института дошкольного воспитания АПН СССР. В этом году юбилей руководителя совпал с первым юбилеем возглавляемого им научного коллектива — Институту исполнилось 20 лет. Прошли они в плодотворном труде, который принес институту заслуженное признание: по итогам социалистического соревнования за 1979 г. он награжден переходящим Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС. Это — одно из проявлений успехов Александра Владимировича как ученого, чьи идеи определили кон­цепцию института, и как организатора науки.

Его труд в психологии начался 55 лет назад, с учебы на педагогическом факультете 2-го МРУ. По окончании факультета А. В. Запорожец — лаборант и затем ас­систент кафедры психологии Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской.

С 1931 г. начинается харьковский период деятельности А. В. Запорожца. Он является последовательно старшим ассистентом, заведующим лабораторией сектора психологии Психоневрологической академии, доцентом, заведующим кафедрой психологии Харьковского госпединститута им. М. Горького. В первые годы Великой Отечественной войны Александр Владимирович работает в госпиталях, а с 1943 г. начинает свою многолетнюю преподавательскую работу на отделении (потом факультете) психологии МГУ.

В 1944 г. А. В. Запорожец становится заведующим лабораторией психологии детей дошкольного возраста Института психологии АПН РСФСР, а в 1960. г. — директором Института дошкольного воспитания АПН СССР.

Уже в студенческие годы А. В. Запорожец вошел в группу молодых исследователей, которой руководил Л. С. Выготский. С именами Л. С. Выготского, его ближайших соратников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия связан весь творческий путь Александра Владимировича. В 30-е гг. он — соавтор А. Н. Леонтьева по разработке известной гипотезы о возникновении ощущения в филогенезе, в 40-е гг. — снова соавтор А. Н. Леонтьева, на этот раз по изучению восстановления движений послевоенных травм.

Однако основные научные интересы А. В. Запорожца неизменно лежат в области исследований психического развития ребенка. Начиная с 30-х гг. он систематически разрабатывает онтогенетический аспект общепсихологической теории деятельности. В предвоенные годы это работы по изучению восприятия и мышления дошкольника, показавшие, что в исходном пункте развития познавательных процессов лежит практическое действие. В 1945—1960 гг. он с группой сотрудников ведет систематическое изучение развития произвольных движений ребенка, которое приводит к выдвижению фундаментальных положений о роли ориентировочной деятельности в формировании и регуляции поведения и о формировании внутренних, идеальных, форм ориентировки из ее внешних развернутых форм.

60-е гг. А. В. Запорожец посвящает построению теории развития детского восприятия, в которой это развитие выступает как процесс формирования перцептивных действий, основанных на применении специфических общественно выработанных средств — сенсорных эталонов.

Последнее десятилетие открывает новую страницу в научной деятельности А. В. Запорожца. Он начинает исследование развития самой интимной и тонкой стороны психики ребенка — его эмоциональной сферы. Эти исследования, ведущиеся в настоящее время, направлены на то, чтобы понять эмоции как особый вид ориентировки в действительности, при помощи которого осуществляется коррекция поведения в соответствии со смыслом, приобретаемым ситуацией для субъекта.

 

185

 

Наряду с детальным экспериментальным изучением отдельных сторон психического развития ребенка А. В. Запорожец постоянно проводит большую научную работу по анализу и обобщению достижений детской психологии, разработке и уточнению общей теории психического развития в онтогенезе.

Исследования А. В. Запорожца в области детской психологии и дошкольной педагогики широко известны в мировой науке, прогрессивные психологи и педагоги высоко ценят их. А. В. Запорожец выступал с докладами на многих международных психологических и педагогических конгрессах, конференциях и симпозиумах.

Руководя научным учреждением, объединяющим специалистов разных профилей — педагогов, психологов, физиологов, врачей, работающих в области дошкольного детства, А. В. Запорожец находит пути комплексного изучения развития ребенка, которые служат основой систематического совершенствования содержания и методов дошкольного воспитания в нашей стране. Его глубоко уважают и ценят организаторы дошкольного Дела и практические работники детских учреждений нашей страны и стран социалистического содружества.

За большие заслуги в развитии советской науки, в подготовке научных и педагогических кадров, в совершенствовании системы дошкольного воспитания в нашей стране А. В. Запорожец награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалью К. Д. Ушинского, другими медалями.

Коллеги Александра Владимировича Запорожца, его многочисленные ученики сердечно поздравляют его со славным юбилеем и желают ему еще много лет продолжать работу на благо нашей науки.

Редакция  присоединяется к этим поздравлениям и добрым пожеланиям.