Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

179

 

XXII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС

 

А. А. НИКОЛЬСКАЯ, Э. А. ФАРАПОНОВА

Москва

 

XXII Международный психологический конгресс состоялся в Лейпциге (ГДР) с 6 по 12 июля 1980 г. В работе конгресса приняли участие свыше 4000 психологов более 50 стран мира. Научная программа конгресса состояла из; симпозиумов (57), тематических заседаний (69), отдельных докладов, дневных и вечерних лекций (39). Были организованы выставки книг по психологии, изданных в разных странах за период XXIXXII конгресса, и выставка экспериментальной аппаратуры. Проводился показ научных фильмов по психологии. К открытию конгресса изданы два тома тезисов, научная программа и другие материалы. Ежедневно издавалась газета «Новости конгресса» (всего вышло 5 выпусков). О работе конгресса информировали по радио и телевидению. В целом конгресс был организован очень четко. Не только основные аудитории великолепного высотного здания Лейпцигского университета им. К. Маркса, но и крупнейшие залы в центре города (Капитоль, залы Новой ратуши и т. д.) были предоставлены для рабочих заседаний конгресса.

Пленарное заседание, посвященное торжественному открытию конгресса, проходило в здании Оперного театра, в котором затем состоялся концерт. Официальными языками конгресса были английский, французский и немецкий, но на многих заседаниях, в том числе и на пленарном, посвященном открытию конгресса, также были синхронные переводы на испанский и русский языки.

Научная программа конгресса содержала более 2 тысяч сообщений. Укажем проблематику лекций, включенных в программу конгресса: Психофизиологический подход к проблеме сознания (Г. Адам, ВНР). Роль человеческого фактора в космическом полете (Г. Т. Береговой, СССР). Отчуждение: разрыв связей как биокультурное явление (Н. Бишоф, Швейцария). Новые подходы к изучению психологического старения (М. Цеса-Бианчи, Италия), Модель «культура — контркультура» и изучение развития человека и общества (Диаз-Гуэрреро, Мексика). Когнитивные процессы и организация действия (Д. Дорнер, ФРГ). Психология в будущем (П. Фресс, Франция). Изучение установок молодежи в Бразилии (А. Гинзберг, Бразилия). Роль структуры умственных представлений, зависящих от заданий, в процессе управления деятельностью (В. Хаккер, ГДР). Эксперимент в социальной психологии (X. Гибш, ГДР). Понятия: образование, представление, идентификация (И. Гоффманн, ГДР). Исследования культуры, и развития личности в Америке (В. Гольцман, США). Роль когнитивных коммуникативных факторов в процессе развертывания и организации диалога (Т. Иритани, Япония). Регуляция и становление действия (А. Коссаковский, ГДР). Возможности психологии в теории и практике (Д. Ковач, ЧССР). Современное состояние проблематики решения задач: поисковые и логические процессы в памяти, человека (В. Краузе, ГДР). Развитие арифметических понятий и операций у 3—12-летних детей в Китае (Лю Фан, Китай). Уровни антиципации в структурах деятельности человека (Б. Ф. Ломов, СССР). Мотивация у человека: от потребностей к сложным схемам поведения (И. Р. Нюттен, Бельгия). Эмпирические исследования интерпретации социальной идентификации (Ф. Патаки, ВНР). Исследования причин распада личности (Фам Мин Хак, Нгуен Хай Хоа, СРВ). Когнитивное пространство и управление социальным поведением (Я. Рейковский, ПНР). Интеллектуальное развитие детей с мозговыми нарушениями (X. Д. Рослер, ГДР). Мозговые механизмы научения и памяти (М. Р. Розенцвейг, США). Экологические примеры ограничений пластичности поведения (Р. Рассел, Австралия). Экспериментальные исследования формирования теоретических понятий в университетском обучении (И. Санчес-Соса, Мексика). Недостаток сна и работоспособность: некоторые новые результаты (А. Ф. Сандерс, Нидерланды). Предсказание визуальных иллюзий с помощью математических моделей (В. Саррис, ФРГ). Взаимоотношения между интеллектуальной эффективностью и общим-отношением к быту в молодом, среднем и пожилом возрасте (К. Шайе, И. Гонда, М. Кэйхэген, США). Технический прогресс и развитие психологической науки (А. Саммерфельд, Великобритания). Системная теория эмоций (М. Тода, Япония). Проблемы, познавательной активности: к разработке психологической теории сознания (X. Укерт, ФРГ). Модификация поведения посредством воздействия на процессы психологической регуляции (М. Форверг, ГДР). Модель социализации и воспитания ребенка как результата его взаимодействий (X. Вельцер, Е. Беллер, Дания). Почему мы должны изучать историю психологии (М. Вертхаймер, США). Информационный подход в психологии (X. А. Саймон, США).

Тексты лекций будут опубликованы в. итоговом томе материалов конгресса.

Программа симпозиумов включала 57 тем: 1. Методологические основы психологических теорий; 2. Классический и полевой эксперимент в основополагающих и прикладных исследованиях; 3. Влияние теории развития на психологию; 4. Методы измерения изменений; 5. Многомерное шкалирование

 

180

 

и межиндивидуальные различия; 6. Понятие информации в психологии; 7. Познавательные процессы и движения глаз; 8. Психофизиологические шкалы суждений и перцептивное классифицирование; 9. Многократное кодирование и стадии переработки информации; 10. Понимание языка — синтаксические структуры и семантическое содержание; 11. Память и познание — организация знания в человеческой памяти; 12. Межиндивидуальные различия в познавательных процессах; 13. Познание и общение; 14. Когнитивная психология и организация учения; 15. Психология творчества; 16. Искусственный интеллект и когнитивная психология; 17. Межкультурные исследования — теории и методы; 18. Развитие речи и доречевое общение; 19. Процессы мышления ребенка; 20. Роль когнитивных, факторов в развитии эмоций и мотивации; 21. Причины, диагностика и терапия умственной отсталости у детей; 22. Недостаточность питания и развитие; 23. Психофизиологический анализ измерений личности; 24. Анализ биологических ритмов на психологическом уровне; 25. Лимбическая система: активация и бодрствование — оценка и изучение; 26. Функциональная асимметрия полушарий, головного мозга; 27. Психофизиологический анализ умственных операций; 28. Врожденное поведение и наследственность —  этологические и генетические подходы; 29. Психофизиологические и биохимические основы памяти и научения; 30. Исследование функций мозга у животных; 31. Неречевое общение;  32. Модели развития личности; 33. Социальная регуляция человеческого поведения; 34. Структурные и диагностические аспекты исследования личности; 35. Раннее развитие и социализация; 36. Когнитивное и мотивационное развитие в учебно-воспитательном процессе; 37. Дифференциальные аспекты старения; 38. Образование и модификация установок; 39. Социальное взаимодействие и личность; 40. Процессы атрибутирования  в  социальном восприятии; 41. Принятие решения в труппах; 42. Межличностное восприятие и познание; 43. Модификация поведения терапевтическими методами; 44. Биологическая  обратная связь; 45. Нейропсихологическая терапия; 46. Фармакологические, биохимические и психологические подходы к исследованию шизофрении; 47. Психофармакология и личность; 48. Когнитивные и мотивационные аспекты целенаправленной деятельности; 49. Нейрофизиологические механизмы целенаправленной  деятельности; 50. Проектирование социотехнических систем; 51. Психическая нагрузка, в деятельности; 52. Стресс и овладение стрессом — психодинамический и психобиологический подходы; 53. Психосоциальные аспекты фертильности; 54. Симпозиум в честь В. Вундта; 55. Теории и методы в истории психологии; 56. Психология и ее история в различных странах; 57. Сравнительные и экспериментальные исследования психологических, факторов, связанных с изменением роли и статуса женщины.

Отдельные аспекты симпозиумов и актуальные проблемы, не вошедшие в их программу, рассматривались на специальных тематических заседаниях, которых было более шестидесяти: Переработка информации в сенсорных задачах. Проблемы интеграции информации. Развитие психофизиологического шкалирования. Этапы сенсорной обработки информации. Перцептивное отображение представления и узнавания паттернов. Движения глаз и восприятие. Структура и понимание текста. Понимание текста и обучение. Чтение и коммуникации. Воображение и перцептивные процессы. Кодирование и извлечение слов из памяти. Вспоминание и узнавание. Переработка и представление предложений. Представление и обработка информации в человеческой памяти. Методологические основы психологических теорий. Социализация в младенчестве и детстве. Процессы социализации в развитии человека. Межкультурные исследования развития ребенка. Способность к обучению. Психология взаимодействия ученика и учителя. Развитие личности у взрослых. Процессы обучения на университетском уровне. Образование когнитивных структур и стратегии. Личность: параметры, структура и развитие. Интеллект: диагноз, развитие, воспитание. Мотивационные аспекты в развитии личности. Диагностические методы при исследовании личности. Математические модели и методы. Становление понятийной организации опыта у ребенка. Развитие восприятия изображений и объектов. Процессы принятия решения. Познание и общение. Память на лица. Становление речи. Проблемы решения. Творчество. Взаимодействия и общение. Образование и изменения установки. Социальные аспекты восприятия и познания. Процессы атрибуции. Детерминанты просоциального и агрессивного поведения. Электрофизиологические и поведенческие подходы к функциям мозга и обучению. Межполушарные различия на психологическом и психофизиологическом уровне. Электрофизиологические и нейрохимические корреляты памяти. Психофизиологический анализ мышления. Потенциалы мозга, регистрируемые в познавательных ситуациях. Отношения между мозговыми ритмами на психологическом и физиологическом уровне. Психофизиологические исследования активации. Создание и применение тестов. Групповая психотерапия. Когнитивное развитие детей с нарушением слуха. Асоциальное поведение. Отставание в языковом развитии и его преодоление. психофизиологические подходы в психопатологии. Когнитивные аспекты трудовой деятельности. Сенсомоторные навыки. Умственные навыки в труде. Воздействие окружающей среды и труда на человека. Отношение В. Вундта к специфическим проблемам психологии. Выдающиеся вклады в историю психологической мысли. Групповые процессы.

Уже из перечисления тематики лекций, симпозиумов, тематических заседаний очевидно, что в процессе работы конгресса обсуждались основные проблемы по современным

 

181

 

аспектам методологии, теории и истории психологии, проблемы общей и социальной психологии, психологии личности, возрастной, детской и педагогической психологии, психофизиологии, патопсихологии, психофизики, психолингвистики и другие важнейшие проблемы современной психологической науки.

Во время работы XXII конгресса состоялись заседания Исполкома и Генеральной ассамблеи МСПН, на которых обсуждалось большое число вопросов, относящихся к деятельности Международного союза психологических наук: отчет исполкома, финансовый отчет, отчет о работе редакционно-издательского комитета, прием новых членов, обсуждение предварительной информации о проведении в 1984 г. XXIII конгресса в Мексике, решение о проведении в 1988 г. XXIV конгресса в Австралии и т. д. Избран новый состав Исполкома  МСПН: президент Ф. Клике (ГДР), вице-президенты: Т. Томашевский (ПНР) и М. Розенцвейг (США). В состав Исполкома избраны: X. Азьюма (Япония), Д. Беланжер (Канада, Р. Диаз-Гуэрреро (Мексика), Г. Д'Идевайл (Бельгия), М. Дурояйе (Нигерия), И. Крафт (Австралия), Б. Ф. Ломов (СССР). Ж. Монмоленн (Франция), К. Паулик (ФРГ), А. Саммерфилд (Англия), Д. Синха (Индия), М. Такала (Финляндия), У. Хольцман (США).

На XXII Международном психологическом конгрессе была организована специальная молодежная программа, целью которой было, во-первых, дать возможность молодым ученым встретиться и обсудить научные проблемы, обменяться информацией о достижениях молодых психологов, установить личные контакты и, во-вторых, предоставить молодым ученым возможность лучше  ознакомиться с ГДР, с молодыми психологами этой страны, с развитием в ней психологии.

Большой интерес молодых ученых вызвало обсуждение проблем психологического образования, в частности соотношения теоретической и практической подготовки психологов в разных странах. Отстаивая принцип единства теории, эксперимента и практики, советские психологи информировали о конкретном приложении этого принципа в системе психологического образования в нашей стране, в системе повышения квалификации молодых психологов. В молодежной программе принимали участие представители научной молодежи ГДР, ПНР, ЧССР, ВНР, НРБ, СССР и крупнейших капиталистических стран — Японии, США, Англии, Голландии, Финляндии, Западного Берлина, Канады и др.

По решению МСПН XXII Международный психологический конгресс проводился в Лейпциге — городе, в котором в 1879 г. Вильгельмом Вундтом была  организована первая в мире лаборатория экспериментальной психологии. Столетие этой даты отмечалось на конгрессе, в научную программу которого были включены специальные симпозиумы и тематические заседания. Отмечая большой вклад советских психологов в развитие мировой психологической науки и в подготовку XXII конгресса, руководство конгресса наградило Памятной медалью В. Вундта группу советских участников (Ю. М. Забродина, А. В. Петровского, Б. Ф. Ломова, Е. В. Шорохову, В. Д. Шадрикова и др.).

Пожалуй впервые в практике международных психологических конгрессов широкое внимание было уделено истории психологии. Этой проблематике посвятили три симпозиума и две тематические сессии (было представлено около 50 докладов).

Особое место в работе конгресса заняли заседания, организованные в честь памяти В. Вундта: симпозиум, состоявший из двух частей, и тематическая сессия. В докладах, представленных на этих заседаниях,  рассматривались в основном три круга вопросов. В первую очередь были рассмотрены теоретические, методологические и методические проблемы в трудах В. Вундта. Этим проблемам посвящены доклады К. Данцигера (Канада), Б. Фроста (Канада), Р. Топель (ГДР), К. Граумана (ФРГ). В тесной связи с этой проблематикой стоят доклады, показывающие научно-теоретическое  значение деятельности В. Вундта и ее влияние на развитие психологической науки в других странах, на развитие различных отраслей психологии и современной науки. Следует в первую очередь отметить доклады Г. Эккардта (ГДР) и Б. Майшнера (ГДР), дающие общую характеристику вклада В. Вундта в развитие психологической науки, и доклад А. Метге (ГДР), показывающий историко-психологическое значение экспериментально-психологических исследований института, основанного В. Вундтом. Современная интерпретация  теоретических идей В. Вундта рассматривалась в докладе И. Кирша (США). В докладах Пан Шуна (Китай) и Д. Синха (Индия) было показано влияние творчества В. Вундта на развитие китайской и индийской психологии. Рассматривалось также влияние вундтовской психологии народов на современное изучение человеческого поведения (Дж. Берри, Канада), влияние идей В. Вундта на развитие когнитивной психологии (М. Мороз, Канада), социальной психологии (Р. Фарр, Великобритания) и др. Третью группу докладов составляли сообщения, раскрывающие значение научно-организационной деятельности В. Вундта, его роль в подготовке научных кадров в области психологии, — доклады Р. Финстер (ГДР), П. Берета (США), В. Брингмана (США). В докладе О. М. Тутунджяна (СССР) было показано отражение деятельности В. Вундта в мировой психологической историографии. Был также показан историко-документальный фильм о жизни и творчестве В. Вундта.

Тематика других симпозиумов по истории психологии включала вопросы теории и методов в истории психологии и особенности развития психологии в различных странах. Освещению взглядов наиболее видных представителей  психологической мысли в отдельных

 

182

 

странах была посвящена тематическая сессия.

В ходе обсуждения проблем теории и метода в истории психологии (как в содержании докладов, так и в развернувшейся по ним дискуссии) наибольшее место занимал вопрос о применимости разработанного Т. Куном представления о структуре научных революций к анализу истории психологии. Наиболее активным защитником использования куновского метода выступал И. Кирш (США). К. Мадсен (Дания), сопоставляя метод Т. Куна с диалектическим методом, высказывал мнение о возможности их интеграции в будущем. В ходе обсуждения подчеркивалась необходимость (Л. Спрут, Б. М. Величковский) рассматривать кризисные явления в современной психологии с позиций диалектического материализма, исключающего иррациональные моменты куновской концепции. На симпозиуме обсуждались также вопросы развития теоретических основ психологических методов (Л. Спрунг, ГДР), методологические проблемы критического анализа теоретических концепций в психологии (X. Кюн, ГДР), причины кризиса в ассоциативной психологии в конце XIX — в начале XX в. (X. Фриче, ГДР). В докладе Ф. Эроса (Венгрия) был поставлен вопрос о разработке новой области психологических исследований — социальной истории психологии. М. Аш (США) рассмотрел развитие гештальтпсихологии в контексте развития социальной истории науки. Б. М. Величковский (СССР), анализируя некоторые методологические проблемы современной когнитивной психологии, показал возможности преодоления кризисных явлений в современной когнитивной психологии с помощью диалектико-материалистического метода.

На симпозиуме, посвященном истории развития психологии в различных странах, выступили представители 11 стран. Всевозрастающая роль современной психологии в жизни общества и государства многих стран настоятельно требует обобщения и анализа исторического опыта ее развития в целях определения перспектив дальнейшего развития. Под этим углом зрения была рассмотрена история развития психологии в странах Латинской Америки в докладе Р. Ардила (Колумбия), освещены основные моменты в истории психологии в Мексике (Р. Диаз-Гуэрреро, Мексика), исторические перспективы развития психологии в Израиле (И. Амир). Серьезное внимание привлекал вопрос об исторических тенденциях влияния одних стран на другие, в частности взаимодействие восточной и западной психологии в развитии психологии в Японии (X. Минами), в Индии (Д. Синха), динамика влияния различных стран на развитие психологических исследований в Финляндии (М. Такала), на изменение тематики исследований в Испании (X. Пьеро и X. Карпинтеро). Получили отражение и вопросы исторического развития отдельных отраслей психологии — социальной психологии (И. Любек, Канада), психологии труда (К. Замек-Глицинская, Польша), педагогической психологии (А. Л. Никольская, СССР).

Как показывает одно только перечисление тематики докладов, состоявшихся на конгрессе, проблематика его работы была очень разнообразной и охватывала все представленные в психологической науке направления исследований. Наибольший интерес с точки зрения исследований, проводящихся в институтах АПН СССР, представляют материалы по изучению актуальных проблем общей психологии, психофизиологии, детской и педагогической психологии, социальной психологии и психологии личности. Обсуждение этих вопросов на XXII Международном конгрессе по психологии будет представлено в последующих публикациях.