Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

175

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИИ1

 

Е. В. ЩЕДРИНА

Москва

 

20—22 мая 1980 г. в Курске проходила всесоюзная конференция «Личность в системе общественных отношений». Целью конференции было выявить состояние разработок основных проблем личности в современной психологии, подвести итоги изучения главных аспектов формирования личности в системе общественных отношений в десятой пятилетке, наметить и обсудить основные задачи исследования личности, отвечающие требованиям практики. В работе конференции приняло участие более 240 человек из многих республик нашей страны.

О том, насколько всесторонне обсуждались проблемы психологии личности, говорит программа конференции, включавшая помимо пленарных заседаний работу семи различных секций, которые были посвящены отдельным аспектам изучения проблем личности: методологическим, возрастным, дифференциально-психологическим, медицинским, общепсихологическим, социально-психологическим и педагогическим.

С приветствием к участникам конференции обратился зав. отделом науки и высших учебных заведений Курского обкома КПСС Л. И. Акатов. Работу конференции вступительным словом открыл А. А. Бодалев (Москва). На пленарных заседаниях было заслушано 9 докладов.

Б. Ф. Ломов (Москва) в докладе «Общественные отношения и проблемы психологии личности» указал на необходимость построения целостной теории личности и выявления действительных оснований свойств личности, которые содержатся в объективных законах исторического развития общества.

В докладе В. П. Зинченко и В. М. Мунипова (Москва) «Труд и личность» обсуждалось значение труда для формирования личности; подчеркивалось, что именно в труде реализуются и развиваются специфические человеческие качества.

Е. В. Шорохова (Москва) охарактеризовала целый круг вопросов, которые непосредственно влияют на формирование личности (проблема непрерывного образования, стабилизации брака, рождаемости, алкоголизма и т. д.) и которые необходимо учитывать при всестороннем рассмотрении проблем личности. Большое внимание было уделено образу жизни как интегративной форме всех социальных проявлений личности.

Доклад В. В. Давыдова (Москва) был посвящен обсуждению понятия личности. Прослеживалась связь между типом ведущей деятельности и возрастными проблемами личности. Подчеркивалось, что закономерности развития личности носят общественно-исторический характер.

Б. В. Зейгарник и Ю. Ф. Поляков (Москва) в докладе «Медицинские проблемы личности» затронули как собственно методические вопросы исследования личности, так и отдельные проблемы, имеющие значение для медицинской практики; в частности, был поднят важный вопрос о необходимости вырабатывать правильное отношение больного к своей болезни.

В. С. Мерлин (Пермь) в докладе «Дифференциально-психологические проблемы личности» рассмотрел источники индивидуальности человека, а также пути согласования разноуровневых индивидуальных свойств с требованиями коллектива.

С докладом «Общепсихологические проблемы личности» выступил А. В. Петровский (Москва). Он особо остановился на проблемах личности, имеющих место в рамках конкретных групп и коллективов. Развивая принцип деятельностного опосредствования, докладчик, в частности, показал основополагающее значение общественно заданной деятельности для  формирования личности.

Г. М. Андреева (Москва) в докладе «Социально-психологические проблемы личности» обозначила круг проблем, которые могут быть отнесены к социальной психологии личности, и место проблем личности в системе социально-психологического знания, а также раскрыла некоторые специфические проблемы собственно социально-психологического аспекта исследования личности.

 

176

 

X. Й. Лийметс (Таллин) и Л. И. Новикова (Москва) представили доклад, в котором обсуждались некоторые исследования в области педагогики личности. Была намечена проблематика исследования собственно педагогических проблем личности, рассмотрены вопросы о необходимости создания модели личности.

Работа конференции была построена таким образом, чтобы участники имели возможность обсудить пленарные доклады на отдельных секционных заседаниях. В целом в дискуссиях приняло участие около 100 человек.

Особое внимание на конференции было уделено таким ключевым проблемам, как разработка методологических основ исследования личности, создание теории личности в общей психологии, закономерности формирования личности, развитие личности в труде, педагогические целенаправленные воздействия на личность и др. Отдельно обсуждалось состояние исследований проблем личности в социальной, медицинской, юридической и дифференциальной психологии.

В выступлениях на секционном заседаний «Методологические проблемы личности» (председатель К. А. Абульханова-Славская, Москва) были предприняты попытки выявить и уточнить понятия, относящиеся к категории личности. Обсуждалось соотношение философского и общепсихологического изучения личности. Подчеркивалась необходимость создания общего концептуального языка и категориального аппарата психологии личности. Предлагалось анализировать все аспекты личности не по отдельным областям психологической науки, а по конкретным проблемам.

Становление личности ребенка в системе детских коллективов обсуждалось на секции «Возрастные проблемы личности» (председатель Л. И. Уманский, Кострома). На секции «Дифференциально-психологические проблемы личности» (председатель Э. А. Голубева, Москва) обсуждались вопросы, связанные с индивидуальным своеобразием каждой, личности.

На секции «Медицинские проблемы личности» (председатель И. Ф. Мягков, Воронеж) дискуссия развивалась по двум основным вопросам, поставленным в пленарном докладе Б. В.  Зейгарник и Ю. Ф. Полякова: 1) значение исследований по медицинской психологии для развития общей теории личности и 2) прикладные аспекты современной медицинской психологии. Участники дискуссии обратили особое внимание на необходимость применения системного подхода к исследованию «психологических» заболеваний личности.

На заседании секции «Общепсихологические проблемы личности» (председатель А. В. Петровский) ставился вопрос о необходимости поиска интегративных психологических образований личности для построения общепсихологической теории личности. Говоря о социальной детерминации личности, выступавшие обращали внимание на опосредствование развития личности деятельностью; предпринимали попытки уточнить роль смысловых компонентов деятельности. Высказывалось мнение, что в области психологии личности доминирует социально-психологический аспект. Выделялись проблемы психологии личности, в первую очередь нуждающиеся в разработке. Обращалось внимание на индивидуальные предпосылки развития личности.

Проблемы личности, функционирующей в рамках конкретной группы, проблемы общения и взаимодействия людей в ходе выполнения совместной деятельности обсуждались на секции «Социально-психологические проблемы личности» (председатель Г. М. Андреева).

В выступлениях на секции «Педагогические проблемы личности» (председатели Л. И. Новикова и X. И. Лийметс) делались попытки определения личностного подхода к решению педагогических проблем личности; при этом личность рассматривалась как цель воспитания, а группе отводилась инструментальная роль. Обсуждался вопрос о специфике собственно педагогического подхода к исследованию проблем личности (в отличие от общепсихологического), рассматривалось понятие «модель личности».

На последнем пленарном заседании были подведены итоги работы конференции (А. С. Чернышев, Курск) и приняты рекомендации всесоюзной конференции, в которых были отмечены как достижения в области теоретических и практических разработок проблем личности, так и отдельные недостатки в разработке этих проблем. В рекомендациях, в частности, говорилось о необходимости:

создать координационный центр по проблемам личности в системе общественных отношений при Институте психологии АН СССР;

создать в Москве, Ленинграде, Тбилиси, Курске, Костроме, Перми и других городах региональные центры по проблемам личности и определить ведущую тематику для каждого центра;

в ближайшие годы сосредоточить усилия исследователей на разработке следующих фундаментальных направлений психологии личности: методологические и общепсихологические теоретические проблемы личности; комплексное изучение формирования личности с привлечением представителей смежных наук; психологические особенности взаимодействия и взаимовлияния людей в разного уровня общностях; унификация и стандартизация методик для изучения личности; прикладные вопросы формирования личности в различных коллективах;

особое внимание уделять прикладным темам;

раз в 5 лет созывать конференции по проблеме «Личность в системе общественных отношений»;

совместно с психологами социалистических стран проводить исследования по теме «Формирование и воспитание личности в коллективе».



1 Материалы конференции опубликованы в сборнике тезисов «Личность в системе коллективных отношений» (М., 1980.— 288 с).