Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

168

 

ЯЗЫКОЗНАНИЕ И  СИХОЛОГИЯ: НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМНОГО ОБОГАЩЕНИЯ

 

А. П. НАЗАРЕТЯН

Москва

 

Группа психолингвистики и теории коммуникации Института языкознания АН СССР выпустила в свет коллективную монографию1, которая может заинтересовать психологов различных специальностей.

Книга состоит из трех разделов. Первый раздел (Е. Ф. Тарасов) посвящен проблеме построения общей теории речевой коммуникации. Автором показана объективная неизбежность сближения языкознания с психологией, предыстория и история этого процесса, определено место теории речевой деятельности в системе наук о человеческой деятельности.

Центральная идея первого раздела, которая последовательно проводится и в остальных разделах монографии, состоит в том, что речь может быть адекватно исследована только в, общем контексте деятельности, субъекта. Автор ставит перед собой задачу модифицировать и развить понятийный аппарат теории речевой деятельности (которая, в свою очередь, подразделяется на психолингвистику и теорию речевой коммуникации) таким образом, чтобы приспособить его для последовательного описания тех многообразных социальных факторов, влиянию которых имманентно подвержено порождение и восприятие речи. Такое развитие понятийного аппарата осуществляется путем интерпретации речевой деятельности в контексте теории ролей. Эта весьма оригинальная интерпретация представлена здесь наряду с анализом знакового управления деятельностью адресата сообщения.

Интересно также исследование соотношения деятельности, общения и общественных отношений, в рамках которого автором впервые применяется философская категория превращенной формы.

В целом наиболее важным результатом первого раздела следует считать усиление социальной «вооруженности» теории речевой деятельности, преодоление своего рода социальной стерильности психолингвистики и теории речевой коммуникации, на которую неоднократно с огорчением указывали как отечественные, так и некоторые зарубежные исследователи.

Во втором разделе (А. М. Шахнарович) проводится психолингвистический анализ формирования общения в онтогенезе.

В предварительных замечаниях к разделу сформулирована гипотеза о том, что развитие речевой деятельности представляет собой движение от использования мотивированных знаков языка (этот этап соответствует образному уровню развития мышления ребенка) к использованию условных знаков (понятийный уровень). При этом автор концентрирует внимание на генетически ранних этапах и далее исследует промежуточные этапы перехода к конвенциональному, обозначению по, мере перехода от чисто образных представлений к понятийному мышлению.

Хотелось бы обратить внимание на попытку использовать схему языкового знака Г. Фреге для исследования речевой деятельности детей. Такое применение классической концепции логики и семиотики на психологической почве, без сомнения, плодотворно и перспективно. Большой интерес представляет психолингвистический анализ закономерностей овладения морфологией и синтаксисом языка, в особенности данные формирующего эксперимента, детально отражающего овладение формой слов, а также изучение теоретических и прикладных аспектов предикации.

Третий раздел (Ю. А. Сорокин) посвящен развитию психологии чтения (библиопсихологии). На основании очень подробного

 

169

 

критического анализа работ различных исследователей, занимающихся этой проблематикой, и прежде всего Н. А. Рубакина, автор приходит к выводу, что многие идеи библиопсихологии Рубакина не потеряли свою значимость по сей день и в целом могут служить основой для рассмотрения сложных взаимодействий в рамках триады автор — текст — читатель. Многоаспектность привлекаемого материала и широта обобщений позволяют говорить о том, что автор в известной мере выходит за рамки поставленной задачи в область попыток построения психолингвистической теории познания, которая может стать фрагментом общей теории познания и, в свою очередь, включать психологию чтения как частный случай.

В последней части раздела приведено экспериментальное исследование восприятия и оценки научного, научно-популярного и научно-художественного текстов, выявлены признаки, характерные для той или иной разновидности текстов.

Каждый раздел книги представляет собой самостоятельное исследование. В то же время следует отметить, что монография получилась цельная, проникнутая единой концепцией и стилем. При этом как общая концепция, так и отдельные рассуждения представляются во многом очень спорными, и можно не сомневаться, что многие положения книги послужат предметом дискуссий в научной литературе. Рецензируемая монография является, на наш взгляд, заметной вехой в истории становления теории речевой деятельности.



1 Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович А. М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. — М.: Наука, 1979. — 327 с.