Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

166

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ИЗУЧЕНИЕ ПУТЕЙ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА

 

А. А. НИКОЛЬСКАЯ

Москва

 

В числе вопросов, связанных с формированием и развитием нравственного облика человека, одно из самых важных мест занимают проблемы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. Этим вопросам посвящен сборник научных работ сотрудников МГПИ им. В. И. Ленина1. В состав сборника входят тринадцать работ, объединенных общей задачей исследования, но отражающих разные аспекты исследуемой проблемы. В качестве объекта исследования были взяты в основном дети дошкольного возраста (но в ряде случаев в целях получения сопоставительных данных исследованием были охвачены испытуемые всех возрастов, включая преклонный возраст). Это представляется весьма положительным фактом, так как основной нравственный фонд, мир ценностей, которым руководствуется человек, вступая в общественную жизнь, начинает активно формироваться уже на первых этапах возрастного развития и в этот период еще сравнительно легко поддается воспитательному влиянию. Для правильного и эффективного воспитания этой стороны личности необходимо понимание генезиса ценностных ориентации и факторов, определяющих развитие социальной активности. Изучение становления и первоначального развития этих психических явлений, поиск путей педагогического руководства их развитием составляет задачу большинства работ, представленных в сборнике. Для выполнения поставленных задач использовались экспериментальные ситуации, наблюдения, беседы, специально составленные анкеты, анализ продуктов деятельности. Разнообразие методик повышает достоверность полученных результатов.

Исходной установкой авторов сборника являлось принятое в советской психологии положение о том, что социальное развитие ребенка  происходит в процессе занятия значимой для него деятельностью и в процессе общения со взрослыми и сверстниками, под определяющим влиянием окружающей ребенка социальной среды.

При изучении процесса формирования ориентиров поведения в ходе возрастного и социального развития были получены данные, помогающие понять генезис ценностных ориентации и типа направленности личности в зависимости от возраста, вида деятельности, в которую включена личность, от места личности в системе общественных отношений (И. Ф. Клименко, М. П. Журавлева).

В ряде исследований (Бурке Бельтран, Г. Н. Ахвач, В. Я. Кисленко) рассматривались такие существенные для нравственного развития человека вопросы, как процесс усвоения норм, правил отношения с окружающей действительностью, условия формирования такого нравственного качества, как правдивость. Данные экспериментов, в которых ребенок ставился в проблемную ситуацию (ситуация, где моральные требования и импульсивные желания ребенка не совпадают), в ситуацию, провоцирующую ребенка на ложь, показали непрямой путь нравственного развития. В ситуациях, где взрослый провоцировал ребенка на нарушение правил, выявился интересный факт возрастного различия между детьми раннего и дошкольного возраста, свидетельствующий о всевозрастающей цене общения ребенка со взрослым: дети раннего возраста обычно отказывались нарушить правило, а дошкольники, чтобы получить одобрение взрослого, понравиться ему, проявляли большую склонность к нарушению правил. Были отмечены и другие условия, способствующие искажению фактов детьми, — бесконтрольность, боязнь порицания и осуждения, чрезмерная строгость воспитания и т. п. В исследованиях прослежена связь развития чувства правдивости или лживости с уровнем развития самообладания, общего умения контролировать свои действия и ставится важная в воспитательном отношении задача — научить ребенка справляться с ситуациями, провоцирующими на ложь, пробудить желание справляться с собой,

 

167

 

развить чувство удовлетворения от умения победить себя.

В сборнике представлены результаты изучения такого широко распространенного, но очень мало изученного с психологической точки зрения явления, как молодежный жаргон. Автор (И. А. Карпюк) стремится определить социальные функции молодежного жаргона, его значение как средства и стиля общения молодежи, наметить пути педагогического воздействия на его формы и содержание. Ценно то, что он рассматривает это явление не изолированно, а в связи с уровнем развития той среды, где принят жаргон, с характером внутригрупповых отношений. В ходе исследования обнаружилось, что в запущенных школьных классах молодежный жаргон отличается грубостью, примитивностью, агрессивностью, а в классах с высоким уровнем развития, характеризующихся гуманистическими отношениями внутри коллектива, лексический состав жаргона отличается, как правило, оттенком юмора, нежесткой насмешки. Таким образом, характер жаргона рассматривается как определенный показатель уровня воспитанности. Употребление жаргона связывается с некоторыми социально-психологическими особенностями ранней юности (стремление выделить себя из среды взрослых, самоутвердиться в среде сверстников и т. п.).

Оригинальной по задаче исследования и материалу является работа, в которой делается попытка проследить зависимость формирования ценностных ориентации от особенностей национальной культуры (Уранцэнэг Лувсандандар). Результаты исследования показали зависимость ценностных ориентации от общих особенностей национальной культуры, от традиционного характера внутрисемейных отношений. Вместе с тем выявилось, что вкусы и потребности современных детей отражают интернациональную культуру, в ходе образования ценностных ориентации подрастающих поколений происходит своеобразный сплав влияний национальной и интернациональной культуры.

Ряд работ, входящих в сборник, посвящен проблеме общения (ребенка со взрослыми и со сверстниками) как фактору, играющему огромную роль в выработке жизненной позиции ребенка, в развитии его социальной активности (Т. И. Комиссаренко, А. В. Бурова, Г. В. Иванова). Теоретической основой этих исследований было предположение о значительной зависимости социальной активности или пассивности детей от характера отношений ребенка и взрослого. Материалы исследований показали, что дети чрезвычайно чувствительны к содержанию воздействий взрослого, болезненно восприимчивы к отрицательно окрашенному, неприязненному отношению. Если взрослый постоянно порицает ребенка, это порождает у ребенка пассивность в поведении, неуверенность в действиях. Под влиянием доброжелательного отношения ребенок становится все более социально активным. Чем младше ребенок, тем беззащитнее он по отношению к характеру эмоционального и словесного воздействия со стороны взрослого.

Общение ребенка со взрослым является огромным регулирующим фактором взаимоотношений детей в группе сверстников. Как показали результаты исследований, эмоционально-словесные воздействия взрослого (положительные или отрицательные) оказывают значительное влияние на активность детей в общении со сверстниками: отрицательные воздействия ведут к снижению социальной активности (это проявляется в тенденции к агрессивности, в нежелании вступать в общение, в снижении интенсивности общения), а положительные значительно повышают ее. Основываясь на этом, авторы показывают большие возможности взрослого в преодолении отрицательных черт в поведении ребенка, в развитии коллективистических качеств. Характер взаимоотношений детей в группе, их симпатии и антипатии друг к другу в дошкольном детстве еще очень неустойчивы, легко изменчивы. Поэтому антипатию, возникающую ситуативно между детьми, можно успешно ликвидировать, вводя детей в ситуацию игровых отношений, требующих обязательного контакта, сотрудничества, коллективных  действий.

В сборнике нашли место также материалы исследования чрезвычайно сложной и мало исследованной проблемы — проблемы развития потребности в признании (И. С. Четверухина, Т. Н. Счастная). Факт существования этой потребности признается многими исследователями, но ее значение истолковывается по-разному. Авторы представленных в сборнике исследований исходят из того, что потребность в признании является одной из первых социогенных потребностей; она возникает в онтогенезе вслед за потребностью в общении и во многом определяет социальное развитие ребенка с раннего возраста. Особое внимание авторы уделяют анализу ситуации фрустрации (срыва удовлетворения потребности в признании). Такие ситуации могут оказать значительное влияние на успешность любой деятельности и отрицательно сказаться на развитии личности. Анализ причин и последствий фрустрации авторы исследований рассматривают как важную воспитательную задачу. Например, ребенок, не находящий удовлетворения потребности в признании в учебной деятельности, может компенсировать ее за счет признания в среде сверстников в общественно порицаемых формах. Это явление авторы квалифицируют как социальную форму защиты и подчеркивают необходимость изучения этого вопроса, выявления психологических условий правильной реализации потребности в признании. Особое внимание они считают необходимым обращать на непопулярных детей. С такими детьми надо проводить своего рода социальную терапию, чтобы предотвратить их неправильное развитие, способствовать формированию у них активной жизненной позиции. Для этого необходимо создать определенный

 

168

 

социальный микроклимат в детском коллективе, чтобы каждый мог реализовать свои притязания, а также вырабатывать у непопулярных детей определенные социальные, навыки общения с другими.

Конечно, сборник не лишен недостатков. Не все представленные в нем материалы равноценны, не все вопросы раскрыты с большой глубиной. Но уже сама постановка этих вопросов, актуальность проблематики определяют значение выхода сборника в свет. Ярко выраженная педагогическая направленность книги придает ей существенный практический интерес. В сочетании с большой жизненной значимостью поставленных в ней вопросов она делает книгу полезной как в теоретическом, так и в практическом отношении. Отрадно отметить, что в числе авторов сборника представлены не только советские исследователи, но и представители братских социалистических стран.



1 К проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности: Сб. науч. Трудов / Под ред. В. С. Мухиной. — М., 1979. — 100 с.