Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

32

 

СЕАНС ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

И НЕКОТОРЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

ЗАИКАЮЩИХСЯ

 

Ю. Б. НЕКРАСОВА

НИИ общей и педагогической психологии, АПН СССР, Москва

 

В настоящее время в работе со взрослыми заикающимися в общем комплексе мероприятий применяется групповой сеанс психотерапевтического воздействия в состоянии бодрствования (внушение наяву) [11], [8].

Несмотря на большой интерес к методам социореадаптации взрослых заикающихся, роль сеанса в комплексном воздействии, приемы логопсихотерапии и их последовательность в сеансе полностью не определены и мало отражены в литературе. Нам неизвестны также работы, в которых у заикающихся исследовались бы психические состояния во время сеанса.

В настоящей работе делается попытка рассмотреть сеанс как основополагающий этап в общем комплексе психотерапевтических воздействий и выявить его роль в формировании психических состояний, способствующих адаптации взрослых заикающихся.

Как известно, лечебный эффект во многом зависит от умения использовать активность самого больного, его внутреннюю готовность, «установку» на выздоровление», направленные на преодоление своего недуга. Однако в большинстве имеющихся методик психолого-педагогические условия активного включения взрослого заикающегося в процесс лечения с самого начала курса социореадаптации используются, на наш взгляд, недостаточно.

Наш опыт работы с заикающимися показывает необходимость создания особых психологических условий воздействия на больного, которые учитывали бы коммуникативные особенности и трудности речевого общения заикающихся, дали бы им возможность преодолеть эти трудности уже в самом начале курса лечения.

При этом мы обращаем особое внимание на создание у заикающегося особой «установки на выздоровление», или иначе «лечебной перспективы», воли к здоровью, по С. И. Консторуму [6].

Специальное внимание следует обратить на формирование особой «готовности к речи» в условиях речевого коммуникативного процесса.

Согласно Д. Н. Узнадзе, установка есть состояние, предшествующее возникновению сознательных психических процессов, отражающее «готовность к определенной активности, возникновение которой зависит от наличия следующих условий: от потребности, актуально действующей в данном организме, и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности» [10].

Требованиям создания «установки на выздоровление», особых психологических условий воздействия на больного, отвечал групповой сеанс психотерапии (внушение наяву), разработанный впервые К. М. Дубровским [3] и модифицированный нами [8].

 

33

 

В отличие от К. М. Дубровского мы рассматриваем сеанс не как одномоментное воздействие, могущее освободить заикающегося от его недуга, а как мобилизующий этап в комплексе мероприятий, создающий правильную настроенность больного, установку на дальнейшую работу.

Вместе с тем наш подход к сеансу отличается от взглядов некоторых других специалистов, рассматривающих его как суммирование частных приемов в середине или на этапе завершения курса.

Сеанс в нашей модификации представляет собой основополагающий этап, с которого начинается процесс реабилитации. Это есть комплексное групповое воздействие психотерапевтического и педагогического содержания, синтез приемов и методик, варьируемых в процессе его проведения. Сеанс является сочетанием разъясняющей психотерапии, мотивированного убеждения, элементов императивного внушения, обращенного на эмоциональную сферу группы больных в бодрствующем состоянии, и элементов педагогического воздействия, т. е. началом функциональной тренировки («вводом в речь»).

 

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ СЕАНСА

 

Проведению сеанса предшествует предварительное обследование заикающихся, установление диагноза, оценка степени их психологической готовности к преодолению своего недуга, а также оценка воздействия на них ранее проведенного сеанса, в котором они участвовали в качестве зрителей.

На основании результатов этого предварительного обследования составлялся подробный начальный план проведения сеанса, своего рода, сценарий, учитывающий речевые и личностные особенности заикающихся.

Всего в сеансе участвовали четыре группы испытуемых. Кроме группы заикающихся (8—12 человек), которые непосредственно участвуют в сеансе и, таким образом, прямо приступают к своему лечению, на сеанс приглашалась группа «больных-зрителей» (не менее 10 человек), т. е. заикающихся, которые в будущем сами станут участниками сеанса.

Третью группу составляли бывшие заикавшиеся (от 10 до 15 человек), которые лечились по нашей методике, причем с момента их выздоровления прошло не менее года.

Четвертую группу участников сеанса составили собственно зрители, но не индифферентные и любопытные, а глубоко заинтересованные в успехе лечения: родители, родственники больных, учителя, товарищи по классу иди институту и т. п.

Сеанс проводился в аудитории, так что для больных — главных участников сеанса — с полной очевидностью выступает факт публичного общения со зрителями. Эти больные выстраиваются на сцене по росту, лицом к залу.

До начала собственно сеанса (т. е. до момента непосредственного воздействия на больных) на сцену по очереди выходят бывшие заикавшиеся и рассказывают о своих успехах, общении с людьми, отвечают на вопросы из зала.

Рассказы о себе бывших заикавшихся укрепляют, у больных, непосредственно идущих лечиться, и у больных-зрителей «установку на выздоровление», поддерживая веру в эффективность лечения.

После выступления этой группы участников психотерапевт обращается с вопросами к пациентам, идущим на лечение, демонстрируя таким образом их речевые трудности. Демонстрация заикания больного всему залу имеет особый психотерапевтический смысл: она готовит

 

34

 

своего рода столкновение его дефектной речи с «установкой на выздоровление», уже имеющейся у больного.

На этом подготовительная часть сеанса кончается, и начинается сам сеанс психотерапевтического воздействия, который состоит из трех частей1.

В первой части сеанса психотерапевт указывает на отличительные особенности сеанса: участие в процедуре сеанса группы больных, которая в будущем должна стать коллективом людей, стремящихся к единой цели; публичность сеанса, т. е. присутствие в зале зрителей, глубоко заинтересованных в успехе лечения, указывает, что у всех больных, находящихся на сцене, есть внутреннее законченное решение бороться за речь. Это решение должно проявиться с первой встречи больного с врачом, т. е. уже сейчас, на этом сеансе.

Психотерапевт особо подчеркивает, что метод лечения направлен не только на устранение расстройства речи, но и на формирование новых личностных установок больного.

В этой части сеанса раскрываются возможные причины возникновения заикания. Тактично, завуалированно анализируется постепенное изменение личности и межличностных отношений у заикающихся. При этом используется психотерапевтический прием нахождения общего в патогенезе заболевания у всех членов лечебной группы.

Применяя прием коллективной психотерапии с учетом индивидуальных особенностей — «психотерапевтическое зеркало» [7], мы добиваемся «опрокидывания» памяти пациента в прошлое, прослеживаем цепь речевых отступлений и связанных с ними эмоциональных состояний, следя при этом, чтобы конкретный пациент не был узнан товарищами по группе.

Вторая, кульминационная часть сеанса представляет собой интенсивное воздействие на эмоциональную сферу группы больных.

В основу этой части сеанса положена идея В. М. Бехтерева о самоутверждении [1]. Отрицательные эмоции больных, связанные с отсутствием готовности к речи, самовнушенные представления «не могу», «не получится» противопоставляются стеническим эмоциям новых оптимистических установок, стремлению к победе, борьбе за свою речь, гордым и радостным «я могу», «человек все может» (К. М. Дубровский), преодолению возможных препятствий и чувству торжества победителя. При этом широко используется психотерапевтический прием обсуждения речевых побед заикающихся.

Мы убеждаем заикающихся в наличии у них воли, в умении бороться и побеждать, вызываем желание и радость борьбы. И чем смелее будет поставлена задача, чем значительнее разрыв между достигнутым и первоначально имевшимся, тем ярче будет аффективное состояние, больного, способствующее максимальной концентрации внимания при речевом воздействии на него.

В этот момент вся манера поведения больного насыщена «эмоциями ожидания». Если на сеанс больной шел в состоянии готовности получить помощь, но с некоторым чувством страха, то в кульминационной части сеанса надежда переходит в глубокое внутреннее стремление победить страх речи и наладить контакт с окружающими.

Уже в этой части сеанса начинается обратная динамика заболевания, или, по выражению Н. В. Иванова [5; 80], «переключение больных со свойственного им сосредоточения на болезни на констатацию у себя начальных признаков наступающего выздоровления».

Третья часть сеанса представляет собой «ввод в речь», начало

 

35

 

функциональной тренировки. Больной начинает говорить по-новому, без заикания.

С помощью предшествующих двух частей сеанса психотерапевт сформировал у больного коммуникативную готовность. Больной, получив стимул к новой, «здоровой» речи, которую должна слышать аудитория, осознает этот факт и внутренне готов к тому, чтобы его слушали. «Ввод в речь» начинается отраженной формой короткого экспрессивного лозунга, имеющего для больного психотерапевтическое значение: больной громко и радостно повторяет вслед за психотерапевтом: «Мы можем!» «Человек все может!» (К. М. Дубровский), «Хотеть — значит мочь! А мочь — значит бороться!»

Речь больного, звучащая в трудных условиях коммуникации (аудитория, заполненная зрителями), приводит, по выражению Н. И. Жинкина, «к угашению патологического речевого рефлекса на основе положительного подкрепления при слуховом приеме» [4]. Зазвучавшая по-новому речь усиливает положительный эмоциональный фон, который, з свою очередь, стимулирует больного на борьбу за правильную речь, формирует новые условные связи. Именно эта мысль подчеркнута М. Зееманом: «С первой удачно произнесенной фразой растет вера в выздоровление. Больной радуется, и эта радость является элементом, который недостаточно используется психотерапией. Кроме веры в выздоровление, я считаю радость одним из самых сильных факторов психотерапии» [12; 248].

Речь, рожденная в результате вызванной готовности к ней, имеет особую экспрессию. Для нее характерны такие качества, как уверенность, отсутствие страха, сила, способность убеждать с намеренным воздействием на аудиторию, громкость, радость. Фиксируя на ней внимание больных, мы дали ей название «форма речи № I»2.

Важно подчеркнуть, что в этой заключительной части сеанса имеется своя цель — ни один человек не должен уйти с плохой речью. Успешный «ввод в речь» на сеансе во многом зависит от специально подобранного, посильного для каждого больного речевого материала и способов его применения.

Заметим при этом, что и сам «ввод в речь», осуществляемый последовательно с каждым испытуемым, организуется таким образом, чтобы, начиная с наиболее готового к речи участника, в ходе его «ввода в течь» усилить состояние готовности остальных. После завершения «ввода в речь» ведущий, учитывая силу эмоционального возбуждения испытуемых, чтобы предотвратить возможные эмоциональные срывы, смягчает характер воздействия, указывает на необходимость отдыха (режим молчания — сутки) и дает испытуемым задание описать свои эмоциональные состояния в ходе сеанса. Этим достигается, с одной стороны, смягчение стрессовых воздействий, а с другой — оживление результате сеанса в психике испытуемых.

После этого начинается курс лечения, продолжающийся три месяца.

Анализ всего курса лечения не является предметом настоящей статьи. Отметим только, что в дальнейшем проводится разработанный нами комплекс логопсихотерапии по коррекции речи и формированию новых личностных установок.

 

36

 

СЕАНС КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И ВЫЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИИ

 

Несмотря на наличие плана проведения сеанса (аранжировки), сам процесс проведения, интенсивность и продолжительность используемых приемов могут меняться.

Основой для таких изменений является информация, получаемая ведущим от участников сеанса. Во время сеанса устанавливается тесная связь между психотерапевтом и больным. При этом заикающийся становится не только объектом воздействия, но и субъектом, эмоционально преобразующим это воздействие. Наблюдая в ходе сеанса за психическими состояниями участников, ведущий оценивает встречные действия больных, их готовность к преодолению своего недуга, степень внушаемости, силу эмоционального возбуждения и другие признаки специфических психических состояний и в зависимости от этой оценки или переходит к следующему приему, или продолжает данный прием, усиливая его воздействие. Таким образом, путем непрерывной корректировки силы и продолжительности воздействий на участников психотерапевт добивается последовательного перехода их в состояние наибольшей мобилизационной готовности для «ввода в речь».

Описанная текущая корректировка хода сеанса приводит к необходимости более четкого осмысления и выделения тех психических состояний, которые возникают у участников в ходе проведения сеанса. Необходимо отметить также, что знание психических состояний испытуемых, их особенностей является необходимой информацией для планирования и проведения комплекса реадаптационных воздействий на заикающихся в последующем.

Анализ психических состояний заикающихся во время проведения сеанса психотерапевтического воздействия осуществлялся под руководством врача и психолога, доктора медицинских наук Ф. Д. Горбова.

Под психическим состоянием он понимает «континуум гностических феноменов, создающихся в процессе самоотражения, в процессе нахождения себя в окружающей среде, в общении с другими людьми и сопровождающихся переменами в эмоциональной сфере и самоанализом (рефлексия)» [2].

Исходя из этих представлений, мы выделили ряд психических состояний. При этом мы не использовали так называемые объективные психофизиологические методы фиксации состояний испытуемых, а ограничились результатами наблюдений за ними в ходе проведения сеанса (в динамике), изучением дневниковых записей и самоотчетов больных, а также магнитофонных записей речи больных до, во время и после секанса. Использовались кино- и фотоматериалы, полученные во время сеанса. В то же время мы рассматривали данные, полученные не только от непосредственных участников сеанса, но и от заикающихся, присутствовавших на сеансе в качестве зрителей, для которых такое присутствие являлось частью подготовительного этапа в лечебном комплексе.

Такой комплексный подход к анализу поведения участников сеанса позволил выявить ряд значимых для нас психических состояний, проявляющихся в ходе сеанса. Всего нами выделено девять психических состояний, из которых первые семь относятся к непосредственным участникам сеанса, а последующие два — к заикающимся — кандидатам в участники будущего сеанса.

Следует специально подчеркнуть, что первые шесть состояний являются «немыми», лишь в седьмом больной начинает говорить.

1. Состояние сосредоточенности при всевозрастающей отрешенности от влияния окружающей обстановки.

 

37

 

Это начальное состояние больных, характеризующее успешное прохождение подготовительного периода. Оно включает в себя угашение ориентировочной реакции, зарождение и развитие доминанты по отношению к непосредственному психотерапевтическому воздействию.

Указанное состояние предотвращает возможность срыва хода сеанса под влиянием незначительных посторонних воздействий и позволяет перейти к приему «рикошетотерапии», при котором ведущий временно адресуется к зрителю и, говоря об испытуемых в третьем лице впервые становится к ним спиной, выражая тем самым убедительно доверие к ним и как бы объединяя их в единое целое.

2. Состояние мобилизационной готовности.

Это психическое состояние, присущее группе испытуемых, находящихся на сцене, выражается в особой, согласованной, подтянутой позе группы, выстроенной по ранжиру.

Усиленное выражение сосредоточенности в позе и мимике, собранность, напряженное ожидание «лечебной информации» от психотерапевта характеризуют больных в этом состоянии. (Б-ной Р. «Через несколько минут я уже не ощущал и не видел зала»). Состояние мобилизационной готовности служит для ведущего сигналом к проведению императивной беседы об особенностях сеанса и поведении больного, о лечебном действии слова, о внутреннем законченном решении и т. д.

3. Состояние вызванного синдрома в связи с воспроизведением фрустрирующей ситуации.

Это состояние заключается в переживании жалости к себе, в чувстве обиды, огорчения. Оно вызывается в результате проведения «безадресной беседы»3, воспроизводящей наиболее сильные и типичные фрустрационные ситуации, в которые попадали больные в результате заикания. Эти ситуации сопровождались резко отрицательными психическими состояниями и соответствующими эмоциональными реакциями. Воспоминания об этих ситуациях, имевших место в прошлом, вызывают резкую эмоциональную реакцию в настоящем, сопровождающуюся соответствующим изменением осанки и иногда появлением, слез.

Б-ная С. «Когда Ю. Б. привела выдержку из моего дневника, мне захотелось плакать, у меня появились слезы. В то же время, когда Ю. Б. говорила о моих переживаниях, связанных с заиканием, у меня было чувство огромной благодарности и любви к ней — что вот только я и она знаем про самые мои сокровенные переживания, и она говорит о них и поможет мне забыть о них».

Мы рассматриваем это психическое состояние как воспроизведение синдрома (выявление синдрома по ситуации).

Это психическое состояние позволяет перейти к следующим психотерапевтическим воздействиям, представляющим собой «безадресное воспоминание»4 об имевшихся у больных речевых победах и через них — самоутверждение в настоящем.

Все указанные три состояния относятся к первой части сеанса, в которой психотерапевт укрепляет у больного установку на выздоровление.

4. Состояние внутреннего проигрывания «оптимистической модели будущего» характеризуется возвращением внешней подтянутости, появившейся уверенности в себе, улыбками.

 

38

 

Это состояние возникает уже во второй части сеанса.

Заметим, что это состояние проявляется не у всех больных. У некоторой части больных проигрывание «безадресного воспоминания побед» приводит к состоянию самоанализа, жалости к себе и погруженности в себя.

Б-ной Т. «Мы действительно переходим с узеньких боковых дорожек на широкую дорогу новой жизни. Перед нами открыты разные пути. Но еще предстоит много и много трудиться».

Б-ной Тк. «Теперь я выполню то, чего не мог сделать раньше и все ровно невольно, сами по себе, потекли из глаз слезы».

Это состояние усиливается внушением и рядом приемов, применяемых после его появления.

5.  Состояние резкой фокусировки внимания больных к внушающему слову.

Состояние вызывается внушением и приемами, усиливающими фокусировку больного на ведущем. Оно выражается в повышенном внимании участников к ведущему, глаза больных непрерывно следят за ним. Участники не реагируют на зал, возможные шумы и покашливания и производят впечатление людей, полностью сосредоточенных на ведущем.

Фиксация этого состояния является основой для перехода к приемам внушающего воздействия и императивному внушению о нарастающей готовности говорить в сложных условиях коммуникации.

6.  Состояние коммуникативной готовности.

Состояние, вызванное внушающим словом, характеризуется принятием испытуемыми критического решения говорить по-новому — их полной готовностью преодолеть психический барьер (пока еще не речевой).

Внешнее состояние характеризуется позой и мимикой нетерпеливого ожидания.

Б-ной Б. «Когда уже стала подходить моя очередь говорить в большом зале, при людях, мне кажется, я не просто хотел говорить, а рвался, чуть не расталкивая предыдущих локтями».

Б-ной А. «Я с нетерпением ждал, когда наконец я смогу заговорить!»

7.  Состояние интенсивного эмоционального подъема. Начинается третья часть сеанса, в которой происходит «ввод в речь» больного, по является новая, радостная и громкая речь.

Состояние, вызванное эмоциональной речью с особой экспрессией, характеризуется вдохновением, экзальтацией, порывом.

Для испытуемого характерны чувство восторга, радости от слушания собственной речи, а также широкая гамма психологических оттенков, связанных с принятием решения говорить, с наблюдением за другими больными, уже начавшими говорить на этом сеансе.

Б-ной Тк. «Когда я начал говорить, весь страх прошел. Появилась радость за то, что услышал свой голос, громкий, свободный от напряжения, впервые в жизни. В душе у меня все клокотало от радости. Такое я почувствовал впервые в свои 35 лет!»

Б-ной А. «Появилось чувство раскрепощения, освобождения от гнетущего состояния собственной неполноценности. Пришла уверенность в своих силах, а вместе с ней и чувство радости настолько сильное, что захотелось петь (хотя я и не умею), смеяться и говорить без остановки. Я был счастлив».    

Б-ная Г. «Мне трудно было представить, что я бы смогла говорить совсем легко. Было такое ощущение легкости, как будто с плеч свалился огромный груз, огромная тяжесть».

Б-ная П. «Я никогда бы не подумала, что мне может стать радостно

 

39

 

за целых 12 человек! Я вообще немножко эгоистка. Ведь отвечала-то не я! А тут такая огромная радость за тех двенадцать!»

Б-ной Тв. «Когда я слушал «новую» речь, во мне прокатывались волны радости за ребят, за себя, за Ю. Б., за всех, кто сидел в зале».

Это состояние является индикатором для последующего смягчения стрессовых возбуждений и для закрепления психологической установки на речь.

Психическое состояние зрителей в целом можно охарактеризовать как эффект параллельной эмпатии зала, претерпевающего, видимо, ту же эволюцию психических состояний, что и у больных, находящихся на сцене, но в более слабой форме. При этом для больных-заикающихся, присутствовавших в качестве зрителей, можно выделить следующие психические состояния:

8. Состояние аффективной готовности к включению в цикл реадаптации.

Это целенаправленное состояние характеризуется «выжидательным вниманием» (по В. М. Бехтереву) к ходу сеанса, суггестивной настроенностью к психотерапевтическому процессу.

Состояние проявляется в выражении сосредоточенности, заинтересованно-напряженного вслушивания и наблюдения, отрешенности от окружающего и приводит к угашению ориентировочного рефлекса на окружение, к созданию бодрствующего очага (доминанты) для восприятия происходящего на сцене.

Б-ной Ч. «Я чувствовал, что сидящие в зале люди объединились, переживая все вместе за участников на сцене. Я стал частицей этого целого».

Б-ной Тв. «Состояние перед экспериментом (сеансом) я бы назвал состоянием ожидания. Во время эксперимента я старался быть на месте участников сеанса, сопереживая им».

Б-ной З. «Тогда же, во время сеанса мне хотелось выйти на сцену и встать в один ряд с ребятами из групп».

9. Состояние последействия аффективной готовности к реадаптации.

Это относительно длительное состояние зрителей-заикающихся характеризуется в отличие от предыдущего состояния релаксацией, проявляющейся в форме снятия напряженности в позе и мимике, состоянием умиротворенности.

Б-ная П. «Во время опроса после сеанса я все время улыбалась — мне было радостно за всех вновь говорящих. Когда же мы с мамой шли на вокзал (я живу в другом городе), то я все время продолжала улыбаться. Мама даже спросила: «Что-то ты все время улыбаешься», а я записала на листочке: «Не знаю».

В ряде случаев это состояние приводит к заметному улучшению речи у больных-зрителей, что подтверждается, например, следующими выписками из самоотчетов этих больных, составленных через некоторое время после просмотра сеанса.

Б-ной Гн. «После просмотра сеанса первые пять дней говорил без заикания, выступал на семинарах. Уверен, что буду говорить».

Б-ной К. «После просмотра сеанса исчезло предчувствие заикания, мог говорить без внешних усилий. Заикание осталось, но самая мучительная часть его была подавлена на сеансе».

 

ВЫВОДЫ

 

1.  Публичный групповой сеанс психотерапевтического воздействия является основополагающим этапом комплексного цикла логопсихотерапии, используемого для лечения взрослых заикающихся, не имеющих необратимых органических изменений.

 

40

 

2.  Анализ опыта проведения сеанса позволил выделить девять психических состояний у заикающихся как у непосредственно участвующих в сеансе, так и у больных-зрителей.

3.  Выделение этих психических состояний позволяет:

а)    использовать их как надежные индикаторы для гибкого управления процессом сеанса психотерапевтического воздействия, по которым можно определять и регулировать эффективность приемов и возможность перехода от одного к другому;

б)   осуществлять индивидуальную адаптацию заикающихся в процессе последующего, послесеансного этапа реадаптации, учитывая индивидуальные особенности их психики.

4.  Выделение специфических психических состояний при реадаптации заикающихся расширяет наши представления о психических состояниях и может быть использовано при дальнейшем развитии теории психических состояний и, в частности, при изучении психических состояний, протекающих с положительными эмоциями.

 

1.       Бехтерев В. М. Социальное наследие старого быта. — Вестник знания, 1927, № 9, с. 531—538.

2.       Горбов Ф. Д. Детерминация психических состояний. — Вопросы психологии, 1971, №5, с. 20—29.

3.        Дубровский К. М. Методика директивного группового внушения. — В кн.: Психотерапия в курортологии. Киев, 1966, с. 233—235.

4.       Жинкин Я. Я. Механизмы речи. — М., 1958. — 346 с.

5.       Иванов Н. В. О формировании личностных установок в процессе психотерапии неврозов. — В кн.: Вопросы современной психоневрологии, т. XXXVIII. Л., 1966, 75— 92, с. 80.

6.       Консторум С. И. Опыт практической психотерапии. — 2-е изд. — М., 1962.

7.       Либих С. С. Коллективная психотерапия неврозов. — Л.: Медицина, 1974, с. 200.

8.       Некрасова Ю. Б. Активная логопсихотерапия при восстановлении речи взрослых заикающихся в амбулаторных условиях. — В кн.: Расстройства речи и методы их устранения. М., 1975, с. 150—157.

9.       Мерлис М. Я. Психотерапия заикания в санаторно-курортных условиях: Тез. докладов. — Сочи, 1965, с. 59—60.

10.    Узнадзе Д. Я. Экспериментальные основы психологии установки. Академия наук ГССР. Ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе. — Тбилиси, 1969. — 212 с.

11.    Шкловский В. М. Комплексная система логопедических занятий и психотерапии при логоневрозах: Мед. письмо. — Л., 1966, с. 19—20.

12.    Seeman M. Porychy dětskě řeči. Praha, 1955. 248 p.

 



1 Сеанс проходит при полном молчании заикающихся, только в конце сеанса происходит «ввод в речь».

2 В последующих занятиях в процессе аутогенной тренировки вызывается контрастная речь, названная нами «форма речи № 2». Это спокойная речь — медитация, не сопряженная с собеседником, если тот провоцирует на повышенно-эмоциональный, нервный тон. В течение трехмесячного логопсихотерапевтического комплекса реадаптации решаются интонационные задачи варьирования контрастных и промежуточных форм

3 Под «безадресной беседой» понимаются варианты известного в психотерапии приема «психотерапевтическое зеркало». По данным дневниковых записей и бесед с вольными выбираются наиболее тяжелые ситуации, в которых они находились и которые напоминаются им во время сеанса без указания конкретной личности, переживающей эти состояния.

4 При «безадресном воспоминании» больным, так же как и при безадресной беседе без указания на конкретную личность, напоминаются случаи преодоления больным своего недуга, ситуации победы над собой.