Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

165

 

ФРЕЙД: БИОЛОГ ДУХА. ПО ТУ СТОРОНУ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ЛЕГЕНДЫ

 

Sulloway F. Freud, biologist of the mind. Beyond psychoanalytic legend. — London: Burnett Books, 1979. — xxvi + 612 p.

В книге психолога и историка науки Фрэнка Салловея предлагается новая историческая интерпретация Фрейда и его теорий. Это историческое исследование того, как и почему в сфере науки возникают различные мифы, основанные на активной реконструкции прошлого самими учеными.

Книга состоит из авторского предисловия, введения, трех частей («Фрейд и психофизика XIX столетия»; «Психоанализ: рождение генетической психобиологии»; «Идеология, миф и история истоков психоанализа»), заключения и обширного списка литературы. На фактическом материале в ней раскрывается предыстория возникновения психоанализа, рассматривается идейное влияние ученых XIX в., включая Шарко, Бернхейма, Гельмгольца, Фехнера, Гербарта, Дарвина, Молля, Эллиса и многих других, на формирование научных взглядов Фрейда, прослеживаются научные контакты и разногласия между основателем психоанализа и Брейером, Флиссом, Адлером, Юнгом, Штекелем и другими теоретиками, первоначально разделявшими психоаналитические идеи Фрейда, но впоследствии выступившими с их критикой. Подробно анализируются основные работы Фрейда, начиная с ранних статей о кокаине и истерии, «Проекта научной психологии» (1895) и кончая поздними его трудами, написанными и опубликованными в период 1900 — 1939 гг. В контексте фрейдовских работ рассматриваются различные психоаналитические концепции, генезис их возникновения и влияние психоаналитических идей на становление психоаналитического движения.

Многие психологи и психиатры считают, что психоанализ возник в результате расхождений Фрейда с Брейером по вопросу этиологии неврозов и методики лечения больных, страдающих истерией. Брейер будто бы отрицал сексуальную причину возникновения неврозов и, используя метод катарсиса, придерживался физиологической точки

 

166

 

зрения на человека, в то время как Фрейд настаивал на сексуальной этиологии неврозов и, прибегнув к методу свободных ассоциаций, призывал к созданию «чистокровной психологии». Такое понимание истоков возникновения психоанализа составляет, по убеждению автора, один из распространенных мифов, предназначенных для истолкования психоанализа как исключительно психологической науки, радикально порывающей с биологизмом и соматическим редукционизмом предшествующих неврологических концепций. На самом же деле Брейер признавал роль сексуального фактора в неврозах, полагая, что сексуальный инстинкт является реальным источником и компонентом истерии. Расхождения между Фрейдом и Брейером заключались лишь в том, что первый абсолютизировал роль сексуальности в возникновении неврозов, в то время как второй рассматривал сексуальность как один из возможных, но отнюдь не обязательных факторов, обусловливающих любой случай истерии. Что касается мифа о психоанализе как «чистокровной психологии», то Фрейд, как считает автор, находился под влиянием биологических концепций XIX в. в не меньшей степени, чем Брейер, который во многих отношениях был «первым психоаналитиком», но одновременно и «первой жертвой» психоаналитически реконструированной истории.

Согласно еще одному распространенному мифу, психоанализ — это продукт фрейдовского самоанализа. Однако Салловей приходит к выводу, что истоки психоаналитической концепции инфантильной сексуальности лежат не в фрейдовском самоанализе, а в том идейном влиянии, которое имели на него Флисс и сексологи XIX в., что такие понятия, как либидо, бессознательное, использовались не только сексологами, но и рядом писателей, философов, включая Новалиса, Шопенгауэра, Ницше. Сексуальная биология, эволюционная теория и биогенетические законы, открытые Флиссом, могут быть рассмотрены как непосредственные источники психоаналитических идей.

Биографы Фрейда из числа ортодоксальных психоаналитиков выдвинули миф о том, что фрейдовские биогенетические идеи являются поздним дополнением к его психоаналитическому учению, введенным им под влиянием представлений Ференци, Абрахама, Штекеля о биологической природе человеческой психики. Подобно другим, этот миф призван узаконить психоанализ в качестве «чистокровной психологии». Текстологический же анализ как ранних, так и поздних работ Фрейда свидетельствует, что на протяжении своей научной деятельности основатель психоанализа постоянно колеблется между критическим отношением к биологическим идеям и неразрешимыми психобиологическими проблемами.

По мнению Салловея, два рассмотренных им мифа составляют сердцевину «эпистемологической политики», приведшей к созданию множества частных мифов о психоанализе. Осмысление описанных в книге мифов и аргументации, приводимой автором с целью их разоблачения, может оказаться весьма полезным для психологов, специализирующихся в области критического анализа фрейдизма, а также для всех тех, кто интересуется проблемами истории психологии.

 

В. М. Лейбин

Москва