Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

163

 

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ЯЗЫКА

 

McNeill D. The conceptual basis of language. Hillsdale, N. Y.: L. Earlbaum Ass. (distr. by J. Wiley & Sons), 1979. XIII + 306 p.

 

Книга известного американского психолингвиста Дэвида Макнейла представляет собой одну из редких в западной психологии попыток систематической разработки проблем понимания и порождения речи с позиций действенной трактовки значения. Автор опирается при этом, с одной стороны, на работы таких советских авторов, как Л.С. Выготский, В.А. Кожевников и Л.А. Чистович, широко используя в то же время глобальные представления о ходе познавательного развития, разработанные Ж. Пиаже и, в особенности, Дж. Брунером, который исходит из существования трех последовательно формирующихся форм репрезентации знания (знание, включенное в действие, иконическое и символическое знание).

Исходными в анализе являются наблюдения, свидетельствующие о том, что в онтогенезе речевое общение явно является формой действия. Кроме того, речевая (и не только речевая; см. главу 11-ю, посвященную жестикуляции) коммуникация часто строится в терминах модели конкретной практической ситуации или, как выражается автор, сенсомоторной репрезентации. Эти конкретные модели реальности одновременно являются частью семантической структуры коммуникативных процессов и частью действия. Основное предположение состоит в том, что сенсомоторные репрезентации служат критическим звеном, связывающим между собой речевое действие, осуществляемое, например, при порождении высказывания, и абстрактные концептуальные структуры. Гипотетический процесс соотнесения сенсомоторных моделей в конкретных ситуациях и абстрактных концептуальных структур называется семиотическим распространением

 

164

 

Этот процесс описывается как означение иконических и символических аспектов речи, создающее цепочки и сети внутренних знаков.

Существенным моментом развиваемой автором теории является представление о том, что организация и программирование речевых высказываний осуществляется в рамках отдельных функциональных единиц, называемых синтагмами. Благодаря существованию процесса семиотического распространения фонематические и артикуляционные компоненты речи непосредственно определяются внутри синтагм, представляющих собой единицы значения, семантикой ситуации.

Следует отметить, что сама организация концептуальных структур описывается автором в соответствии со сложившейся в современной психологии и лингвистике традицией с помощью аппарата теории графов. Это дает возможность дать более строгое,

формальное определение понятия «семиотическое распространение». Вся вторая часть книги посвящена эмпирической проверке вытекающих из этих определений следствий. Здесь приводится богатый экспериментальный материал, собранный автором при изучении временного ритма и интонаций речи, разнообразных форм нарушений речевых коммуникаций, а также онтогенеза познавательных процессов и паралингвистическнх феноменов.

Книга Д. Макнейла содержит много денных теоретических наблюдений, хотя использование столь сложного формального аппарата и не кажется всегда в достаточной мере оправданным. Она может быть рекомендована всем специалистам, работающим в области психосемантики, психологии и физиологии речи.

 

Б. М. Величковский

Москва