Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

160

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЙСТВИИ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Kossakowski A., Köppler E.-F., Ludwig Н., Stannieder G. Entwicklung der Handlungsregulation in der kollektiven Tätigkeit.—VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften. Berlin, 1978. — 246 S.

 

Книга написана авторским коллективом под руководством директора Института педагогической психологии АПН ГДР А. Коссаковского. Исходя из комплексной теоретико-деятельностной концепции, в ней проводится «социально-психологический личностно-ориентированный анализ процессов регуляции и управления коллективной деятельностью». Рассматривая коллективную деятельность основополагающим условием психического развития личности, авторы ставят своей целью экспериментально и теоретически проанализировать развитие психических компонентов внутренней регуляции деятельности на примере развития психологических предпосылок к самостоятельному руководству кооперативной деятельностью в малой группе. Дальним прицелом книги является выяснение условий, способствующих воспитанию всесторонне развитой личности, обладающей навыками руководства и организации коллективной деятельности.

Книга состоит из семи глав. В первой главе освещаются общетеоретические аспекты психической регуляции деятельности. Взяв за основу теорию деятельности, разрабатываемую, в частности, советскими учеными С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным и др., авторы вводят представления о структуре процессов и функциональных элементов действия, их взаимоотношениях с психическими свойствами индивида, проводят компонентный анализ регуляции деятельности. Особое внимание уделено рассмотрению связей между объективными требованиями к деятельности и психическими компонентами внутренней регуляции действий.

Во второй главе излагается общий план экспериментального исследования регуляции коллективной деятельности. Дается перечень основных и вспомогательных методик исследования.

Авторы предлагают и обосновывают комплексный подход к исследованию регуляции деятельности в малых группах. Эксперимент в целом состоял из констатирующей серии, этапа тренировки и контрольной серии. Констатирующая серия, включавшая проведение опроса, анализ результатов деятельности, анализ социально-психологических установок, диагностику интеллекта и свойств личности и т. д., была направлена на выбор испытуемых для включения в экспериментальные малые группы и на определение исходных данных. В эксперименте участвовали учащиеся седьмых классов средней школы. Затем члены малых групп включались в групповое решение нескольких предметных задач. Специальный этап был направлен на выбор руководителя группы.

Этап тренировки обеспечивал необходимый уровень сформированности групповой деятельности в целом и деятельности руководителя в частности. На этом этапе среди прочего варьировались формы мотивации (глава 4) и указания по контролю деятельности группы (глава 5). Контрольная серия была направлена на определение эффекта экспериментальной групповой деятельности, а также на сравнительный анализ индивидуально-психологических характеристик членов и руководителей малых групп. Для этого использовался тот же набор методик, что и в констатирующей серии, а также специальный эксперимент по изучению переноса организационных и управленческих действий руководителя группы в новые ситуации, и опросник, направленный па анализ изменения социально-психологического статуса членов экспериментальных малых групп в исходных ученических группах.

В четвертой главе описываются теоретические предпосылки, методики и результаты исследования стимульной регуляции деятельности. По мнению авторов, решающее значение для понимания психологической проблематики стимульной регуляции деятельности имеет категория внешних и внутренних противоречий, формами субъективного отражения которых являются мотивы и потребности. Обсуждаются психологические представления о взаимоотношениях мотивов и потребностей, мотивов и свойств личности, анализируются процессы возникновения и смены мотивов и т. д. Особо обсуждается регулирующий характер педагогических воспитательных воздействий на коллектив и личность, роль таких воздействий в генезисе мотивации и т. д.

Пятая глава посвящена описанию исследования развития внутреннего контроля в коллективной деятельности. Исходя из общих представлений о функциях контроля в деятельности, анализируются требования к контрольной деятельности руководителя группы в ходе кооперативной деятельности. При определении уровня осуществления контроля авторы исходят из концепции внимания как контроля советских психологов П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой, разрабатываемой в ГДР по отношению к контролю в коллективной деятельности Г. Людвигом. В частности, используются критерии полноты, уровня интериоризации, сознательности, уровня присвоения, переноса и др. По мнению авторов, главное условие овладения действием контроля в коллективной деятельности связано с разработкой и присвоением ориентировочной основы деятельности, содержащей в качестве составной части указания по контролю. Результаты экспериментов обсуждаются с точки зрения связей между формами организации контроля за групповой деятельностью, с одной стороны, и развитием коммуникативного поведения, групповыми достижениями и развитием так называемых социальных условий группы (социально-эмоциональный

 

161

 

климат в группе, уровень сотрудничества, степень удовлетворенности результатами и др.) — с другой.

В шестой главе описаны результаты исследования психических предпосылок к организационной деятельности в группе. Анализируется роль таких индивидуальных свойств, как особенности темперамента, экстравертированность — интровертировапность (по Г. Айзенку), динамика образования установок деятельности (Д.Н. Узнадзе, В.Г. Норакидзе и др.) и т. д. Выделяются группы внешних и внутренних условий, под влиянием которых в эксперименте формировались организационные возможности руководителя коллектива, и намечаются методы их регистрации.

Экспериментальные результаты позволили авторам выделить группы индивидов, различающихся по организаторским способностям, проанализировать особенности их деятельности как руководителей и обсудить эффективность различных форм воспитательных воздействий на деятельность руководителей групп, обладающих различными наборами индивидуально-психологических свойств.

Последняя, седьмая глава, выступающая как приложение к книге, содержит описание всех использованных в исследовании оригинальных методик. Кроме использования нескольких известных в психодиагностике и социальной психологии методов, авторы разработали специально для настоящего исследования ряд новых экспериментальных методов, в частности методику наблюдения и анализа групповых интеракций, вопросники, направленные на: а) оценку деятельности руководителя группы; б) выяснение установок индивидов на руководство кооперацией; в) определение уверенности членов группы в успехе как специфической формы социально-психологических установок; г) взаимную оценку членов малых групп и т. д. Приводятся сами вопросники и схемы наблюдения, указания по их использованию, данные нормирования и т.д.

Библиография к книге содержит более 100 названий использованной литературы.

Книга свидетельствует о больших успехах немецких психологов в изучении регуляции деятельности. Проблематика этих исследований близка, в частности, к исследованиям, ведущимся в СССР (ИП АН СССР, НИИОиПП АПН СССР и др.). Книга может быть рекомендована самому широкому кругу психологов.

 

А. Г. Лидерс

Москва