Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

181

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

В. Л. АПОЛЛОНОВ

Ленинград

 

19—21 декабря 1979 г. проходила конференция «Научно-техническая революция и социальная психология», подготовленная Центральной секцией Советской Социологической Ассоциации АН СССР и Ленинградским отделением ССА на базе Института социально-экономических проблем Академии наук СССР1. В конференции участвовали около ста социологов и социальных психологов прежде всего ленинградских вузов, научно-исследовательских институтов, военных академий и промышленных предприятий, а также представители Москвы, Киева, Минска, Свердловска, Кишинева и других городов.

На конференции состоялся обмен мнениями о социально-психологических проблемах в свете современной научно-технической революции: формирование активной жизненной позиции личности, вопросы социально-психологического климата производственных и научных коллективов, проблемы эффективности управления, массовой коммуникации, экологии общения и т. д.

Со вступительным словом выступил председатель конференции, директор ИСЭП АН СССР И. И. Сигов.

С основным докладом «Социально-психологические проблемы и тенденции научно-технического прогресса; пути и методы изучения» выступил Б. Д. Парыгин. Он подчеркнул, что среди разнообразных следствий научно-технической революции самого серьезного внимания заслуживают явления социально-психологического характера, их учет является важнейшим условием успешного соединения достижений научно-технического прогресса с преимуществами развитого социалистического общества. В докладе были отмечены основные тенденции, характеризующие психическую деятельность людей в современных условиях. Особое внимание докладчик уделил социально-психологическому климату трудовых коллективов, подчеркнув, что все тенденции психической деятельности аккумулируются в атмосфере и настроении трудового коллектива, что повышает значимость своевременной диагностики психологического климата коллектива. В заключение Б. Д. Парыгин выделил в качестве главной перспективной задачи социальной психологии разработку эффективных методов диагностики, прогнозирования и регулирования социально-психологических явлений и процессов в деле повышения социально-психологической культуры человека, всестороннего развития личности и повышения эффективности производственной деятельности трудовых коллективов.

В докладе «Управление процессом формирования знаний в системе вуза и критерии оценки творческого потенциала будущего специалиста» Г. И. Хмара выделила динамичность, многократную опосредованность, целенаправленность, полифункциональность процесса формирования знаний в условиях НТР. Этот процесс, подчиненный задаче становления субъекта творчества, становится все более зависимым от упорядоченности, оптимизации управления и самоуправления.

В. В. Бойко в докладе «О поиске различных характеристик личности в социально-психологическом исследовании» отметил невозможность дифференцировать контрагенты в контексте изучаемых проблем с помощью традиционных переменных личности, которыми сегодня пользуются исследователи. Было предложено обсудить новую переменную «потребность личности в достижении резонанса между своей культурой и культурой общества», которая описывается через качество и количество включенности индивида в различные виды жизнедеятельности при помощи посредников того или иного типа, через стиль включенности и стремление личности овладеть потенциальными возможностями, заложенными в каждом из видов жизнедеятельности.

Е. Г. Слуцкий в своем выступлении остановился на проблеме взаимодействия непосредственного и опосредованного вида общения в условиях НТР. Опираясь на данные эмпирических исследований, он подчеркнул, что несмотря на глобальность процесса распространения опосредованных видов общения к условиях научно-технического

 

182

 

прогресса, необходимо опровергнуть прогнозы о порабощении человека массовыми средствами коммуникаций в условиях социалистической системы.

В докладе В. Л. Руже была затронута проблема личности и жилища. Докладчик отметил необходимость учитывать личность человека при проектировании жилища, что требует комплексной координации экспериментальных социально-психологических исследований с целью выявления типологии личности, ее комплексных требований к жилищу на разных стадиях социализации, взаимодействия с семьей и обществом при различных стилях жизни, в зависимости от уровня урбанизации, технизации жилой среды, климатических и экологических условий, национально-бытовых традиций.

Е. Б. Лисовская остановилась на проблеме самоактуализации личности в условиях НТР. В докладе была предпринята попытка охарактеризовать те психические механизмы в структуре развитой личности, которые помогают ей противостоять отрицательным факторам НТР, и изложены эмпирические результаты, иллюстрирующие связи некоторых параметров направленности самоактуализирующейся личности с объективными характеристиками продуктивности деятельности.

Н. А. Бушурова в. докладе «Динамика структуры личности в условиях НТР» остановилась на раскрытии содержания и особенностей развития социогенных потребностей в деятельности, познании, общении, самовыражении. Анализ специфики системы социогенных и духовных потребностей позволил докладчику сделать вывод о роли НТР как активном действующем условии, изменяющем личностные свойства человека через изменения системы потребностей и их содержания в структуре личности.

В докладе В. В. Максимова «О социально-психологическом климате науки в условиях НТР» была рассмотрена система ведущих ценностно-мотивациониых и нормативно-целевых характеристик социальных отношений, индивидуальных и коллективных субъектов науки. Докладчик определил основные факторы, формирующие СПК науки в условиях НТР, и акцентировал внимание на негативных влияниях, которые оказывают на СПК науки диспропорции в ее отраслевой структуре. В связи с этим была подчеркнута необходимость специального и, в частности, социального контроля за пропорциональностью отраслевого раз вития науки в целях предупреждения экологических срывов в тех сферах практики, развитие которых обеспечивается соответствующими отраслями научного знания. В этом плане СПК науки и его характеристики выступают важными индикаторами потенциалов развития науки в различных направлениях.

И. И. Школьник затронул вопрос о влиянии технического прогресса на мотивационные детерминанты профессионального становления личности в условиях строительства Байкало-Амурской магистрали. Доклад Ю. В. Манько был посвящен социально-психологическим проблемам формирования активной, жизненной позиции личности в условиях НТР. Интересные данные были приведены в выступлении О. П. Коваленко «Социально-психологические изменения в советском рабочем классе на примере рабочего класса Карелии». В докладе Т. А. Загрузиной рассматривалось влияние общения во внепроизводственной сфере на социально-психологический климат производственного коллектива.

Экологические проблемы были подняты в докладах Г. Г. Филиппова и А. А. Алимова, проблемы социально-психологического климата в докладах Б. И, Максимова, Б. С. Овчинникова, В. А. Пономаревой, В. В. Костюшева, О. В. Суханова, вопросы повышения эффективности управления в условиях научно-технического прогресса в сообщении В. В. Корт. Т. Л. Кармазина проанализировала социально-психологические типы личности в отношении потребления материальных благ.

На конференции были выработаны и приняты конкретные рекомендации, в которых подчеркнута необходимость определить перспективы дальнейшего развития социально-психологических исследований в свете решений XXV съезда партии и последующих Пленумов ЦК КПСС. Было принято решение об организаций на базе ИСЭП АН СССР ежегодных рабочих совещаний «Coвременное состояние социальной психологии» и о проведении в января 1985. г. Всесоюзной конференции «Современное состояние и актуальные проблемы социальной психологии».



1 Материалы конференции будут опубликованы в сборнике «Научно-техническая революция и социальная психология», который готовится к выпуску в 1980 г. издательством «Наука».