Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

176

 

ЦЕННОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ

 

О. С. АДРИАНОВ

Москва

 

Выход третьего тома «Основ психологии»1 является, крупным событием. Впервые в отечественной и зарубежной литературе появилась сводка работ, которая с разных сторон и цельно рассматривает естественнонаучные основы психологии с позиций современного состояния науки о мозге.

Морфологический и физиологический анализ макро- и микроуровней организации мозга, данных об онтогенезе мозговых структур и о системной деятельности мозга, межиндивидуальной вариабельности функций нервной системы, достижений, которыми располагает клиника, в частности, очаговых поражений ЦНС, — все эти подходы, характерные для науки о мозге, являются необходимыми предпосылками для построения научной системы психологии. Достоинством рецензируемой книги является то, что перечисленные вопросы,

 

177

 

равно как и другие, затронутые в ней, даются не в отрыве от задач психологии, но рассматриваются именно исходя из этих задач.

С этой точки зрения прекрасным ключом для понимания места и значения публикуемых в томе работ является статья А. Р. Лурия «О естественнонаучных основах психологии», которой открывается том. В ней дается четкое представление о месте психологии в системе социальных и биологических наук и о ее соотношении с наукой о мозге. Автор особо подчеркивает актуальность и перспективность изучения нейрофизиологических процессов в их тесной связи со структурными основами для понимания материального субстрата реализации, различных по строению и по уровню форм сознательной деятельности человека. Такой подход позволил создать новую отрасль научной психологии, получившую название нейропсихологии. Основатель этой отрасли науки А. Р. Лурия посвящает ее раскрытию и рассмотрению специальную и в высшей степени содержательную главу «Функциональная организация мозга».

Следующая группа работ является хорошим изложением вопросов структурной организации мозга применительно к проблемам психологии. Она открывается живо написанным очерком С. М. Блинкова об основах нейроанатомии. На протяжении всей статьи приводятся количественные характеристики путей и центров, а также по мере возможности клинико-морфологические сопоставления. Г. И. Поляков в своей глубокой по содержанию и четко написанной главе рассматривает структурную организацию коры головного мозга человека по основным ее отделам, которые автор объединяет в подвижные динамические комплексы, совместно, но в разных соотношениях участвующие в развитии и совершенствовании различных форм корковой деятельности — материального субстрата психики. Весьма существенным для раскрытия поставленных вопросов явилось привлечение наряду с характеристикой дефинитивного уровня также данных по фило- и онтогенетическому развитию. Хорошим продолжением и развитием этих глав служит статья В. М. Смирнова, Л. С. Мучника и А. Н. Шандуриной о глубоких структурах человеческого мозга, основное содержание которой составляют морфофункциональные особенности ряда важнейших для организма  подкорковых систем. Анализ этого материала основан на продуктивной концепции Н. П. Бехтеревой о структурно-функциональном обеспечении разных видов психической деятельности многозвеньевыми системами со звеньями разной степени жесткости. Специальный интерес вызывают также изучаемые авторами своеобразные искусственно вызванные изменения психической деятельности, называемые артифициальными.

Рассмотрение функциональной системной организации мозговых процессов — предмет следующей группы статей, органически связанных между собой и прекрасно дополняющих друг друга. Открывается она статьей М. М. Хананашвили посвященной современному уровню состояния учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности (ВНД). В этой работе показана актуальность дальнейшей разработки всей совокупности проблем, объединяемых физиологией ВИД — одного из наиболее фундаментальных теоретических обобщений в физиологии, необходимых для развития материалистической психологии. Для понимания природы ВНД существенны сведения, касающиеся электро-физиологических проявлений деятельности мозга: безусловных и условных рефлексов, а также нейронной организации механизмов ВНД. Они излагаются в главе, написанной А. Б. Коганом. Несомненный интерес представляет изучение иерархии нейрофизиологических уровней деятельности мозга и их специфичности для разных форм психической деятельности человека. С этой работой смыкаются данные М. Н. Ливанова и Т. П. Хризман о специфических пространственных функциональных связях мозга человека, также отражающих разные формы его психической деятельности: перцепции, восприятия словесных сигналов, умственной деятельности и произвольных движений. Эта глава наглядно демонстрирует ту высокую информативность, которой обладает созданный М. Н. Ливановым метод исследований интегративных функций мозга как основы различных по видам и сложности поведенческих актов. Системному исследованию мозговых процессов в плане их подкорковых взаимоотношений, роли специфических и неспецифических структур, а также особой значимости лобных долей в регуляции избирательных форм активации для формирования интегративных функций мозга посвящена глава Е. Д. Хомской. Помимо собственной теоретической значимости эта глава интересна тем, что представляет собой дальнейшее развитие идей А. Р. Лурия в области нейропсихологии. Все перечисленные работы выполнены методами электроэнцефалографии и вызванных потенциалов. Их актуальность и высокая информативность в исследованиях функциональных состояний мозга отчетливо показана в главе, написанной Л. А. Новиковой. Эта глава может служить хорошим руководством для исследователей, использующих данные методы для изучения нейрофизиологических основ психических функций. В рассматриваемом плане привлекает к себе внимание глава Э. М. Рутман, показывающая плодотворность и результативность метода вызванных потенциалов в психофизиологии различных видов активностей, таких, например, как внимание в его дефинитивной форме, в онтогенезе или при изучении его индивидуальной вариабельности.

Особое место в томе занимает глава Д. А. Фарбер, в которое дается детальный анализ функционального созревания различных структур мозга и формирования

 

178

 

их системных связей в онтогенезе. Такая остановка вопроса и его содержательное раскрытие особенно ценны для возрастной психологии, так как представляют собой одну из основ понимания онтогенеза в психике ребенка.

Автор последней главы В. Д. Небылицын излагает концепцию свойств нервной системы как нейрофизиологической основы индивидуальности. Эта концепция, ведущая свое начало от И. П. Павлова и наиболее систематически и глубоко развитая применительно к человеку Б. М. Тепловым и его учеником В. Д. Небылицыным, является крупным достижением отечественной науки. Хотелось бы отметить, что в данной главе представлены не только итоги исследований, имеющихся в этой области, но и задачи дальнейшего ее развития.

К сожалению, при всех достоинствах тома в нем оказались не представленными некоторые существенные разделы нейрофизиологии. В частности, недостаточно освещена деятельность образований лимбико-ретикулярного комплекса, играющих важную роль в возникновении эмоций, мотиваций, вегетативного обеспечения психических процессов. Слабо представлены разделы психофизиологии сенсорных систем. Весьма целесообразно было бы отразить данные по функциональной нейрохимии и химиоархитектонике мозга, получившие, как известно, в последние годы широкий выход в клиническую практику. Желательно, чтобы эти замечания были бы учтены авторами при переиздании настоящего руководства. Очень хотелось бы, чтобы при этом нашли должное отражение последние работы и концепции о принципах интегративной деятельности мозга и организации церебральных функций. Эти концепции основаны на большом фактическом материале, полученном в последние годы в первую очередь представителями экспериментальной физиологии мозга, психофизиологии и функциональной нейрохимии.

В целом же рецензируемый том заслуживает самой высокой оценки. Хорошему восприятию содержания работ способствует и хорошее полиграфическое исполнение.

Эта книга, безусловно, станет настольной для специалистов разного профиля — не только психологов, но также физиологов и морфологов. В связи с этим вызывает сожаление небольшой тираж книги; хотелось бы надеяться, что издательство «Педагогика» в ближайшее время выпустят второе издание этого полезного труда.



1 Естественнонаучные основы психологии / Под ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. д. Небылицына. — М.: Педагогика, 1978.— 368 с.