Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

172

 

ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И ДЕЙСТВЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ

 

Schröder Harry. Lehrerpersönlichkeit und Erziehungswirksamkeit. — (Beiträge zur Psychologie. Bd 2). Berlin: Volk und Wissen Volkseigener Verlag, 1979.—276 S.

 

Автор рецензируемой книги, немецкий психолог Гарри Шрёдер, известен своими работами в области социально-психологических проблем школьного класса. Настоящая книга носит междисциплинарный характер и посвящена проблемам педагогики, социальной и педагогической психологии и психологии личности. В ней излагаются результаты комплексного исследования личности учителя и его педагогической направляющей деятельности (Führungstätigkeit) с точки зрения действенности воспитания и перспектив развития личности учащихся.

Книга состоит из пяти глав. В первой главе дается теоретический анализ проблемы, ставятся задачи и цели исследования и проводится скрупулезная разработка концепции эмпирического исследования и выбор исследуемых переменных. В методологическом (методическом) плане ставятся цели дальнейшего развития и совершенствования методов исследования личности учителя и его направляющей деятельности, непосредственно связанные с успешностью педагогической деятельности в целом. Новые методы исследования, по мнению автора, должны быть основаны на новой, в частности деятельностной, методологии психологии, а также на более новых тест-статистических критериях. Особое значение вся работа приобретает в связи с возможностью и необходимостью использования разрабатываемых методов не только в констатирующих исследованиях, но и для управления (и определения эффективности) улучшением педагогической направляющей деятельности учителей путем тренинга или другими способами. Последнее сделало необходимым, в частности, составление психологических профилей требований к деятельности и личности учителя, общественно детерминированных объективной структурой деятельности учителя и задачами развития личности учащихся. Профили требований являются необходимой основой для классификации учителей по уровням развития их педагогической направляющей деятельности.

По мнению автора, проводимая им работа вносит вклад и в общую теорию научного управления, так как ее результаты могут иметь значение не только для анализа взаимоотношений учитель — ученик, но и отношений руководитель — подчиненный, а также отношений врач (психотерапевт, например) — больной и др.

В этой же главе специально обсуждаются задачи исследования в связи с нуждами обеспечения тренинга поведения учителей, а именно обеспечение индикаторов для тренинга и помощь в разработке дифференцированных программ тренинга. Заканчивается глава перечнем переменных, включенных в программу эмпирического исследования. Автор выделяет среди них четыре группы: переменные педагогической направляющей деятельности учителей, переменные, характеризующие личность учителя, характеризующие классный коллектив, и переменные успеха, характеризующие результативность воспитания отдельных учеников.

Во второй главе книги обосновываются и перечисляются методы эмпирического исследования. Большинство из них специально разработано автором. Используются приемы шкалирования мнений, а также различные опросники открытого и закрытого типа (для измерения установок учителей, влияющих на воспитание, для измерения готовности ученика к идентификации с учителем, для определения мнения учителя о самом себе, для измерения личностных свойств учеников, для определения уровня развития коллектива и др.). Отметим, что все используемые в исследовании оригинальные опросники целиком приводятся в пятой главе, выступающей как приложение к книге. Само эмпирическое исследование состояло из пробной и основной серии, в которых в общей сложности участвовало более 300 учителей и более 4000 учеников VII—VIII классов.

Результаты исследования описываются и обсуждаются в третьей главе книги. Используя самые современные математические методы, автор анализирует взаимоотношения между отдельными переменными и группами переменных, в частности между особенностями личности учителя и уровнем развития его педагогической направляющей деятельности, между характеристиками классного коллектива и характеристиками поведения учителя и др.

Четвертая глава содержит выводы и заключительные замечания. Здесь же автор указывает на перспективы работы в данной области. Во-первых, это систематическая практическая проверка и использование полученных данных. Имеется в виду прежде всего использование разработанных методов в ходе управления тренингом поведения учителей. Во-вторых, это углубление и расширение эмпирических исследований в данной области. Наиболее перспективны, с точки зрения автора, исследования связей между релевантными переменными, характеризующими личность учителя и личностные качества учеников, а также характеризующими классный коллектив.

Оценивая книгу в целом, необходимо отметить ее высокий научный уровень и хорошую культуру изложения материала. Книга может быть рекомендована психологам и педагогам, имеющим дело с проблемами воспитания в школе.

 

А. Г. Лидерс

Москва