Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

168

 

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПРИ НЕВРОЗАХ

 

Kratochvil Stanislav. Skupinova psychoterapie neuros. Praha: Avicenum, 1978.—198 c.

 

Автор книги, видный чехословацкий клинический психолог, в течение многих лет занимающийся практическим применением и теоретическим осмыслением групповой психотерапии, освещает методологические основы групповой психотерапии и описывает разнообразные методические приемы ее применения. Книга содержит тонкий анализ обширной литературы по групповой психотерапии (в библиографии, насчитывающей 350 работ, много места отведено исследованиям авторов из социалистических стран).

В развиваемых в книге положениях С. Кратохвил опирается на исследования советских психологов (А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского и др.) по проблемам общения и взаимодействия людей в группах.

В первой главе дается обзор основных понятий групповой динамики, определяются цели психотерапевтической группы, рассматривается развитие групповых норм, описываются различные роли пациентов в группе. Важной предпосылкой успешности групповой психотерапии автор считает достижение сплоченности коллектива больных, которая ведет к оказанию взаимной поддержки. Отмечается значение эмоциональной напряженности, возникающей в группе при выявлении скрытых конфликтов и жизненных проблем, которые волнуют больных, что способствует их разрешению. Анализируются также отдельные фазы закрытой группы (состоящей из постоянного состава пациентов, без привлечения вновь поступающих на лечение).

Во второй главе освещаются практические вопросы организации работы терапевтической группы. Рассматриваются показания к групповой психотерапии и различные формы предварительной подготовки к ней пациентов. Обсуждаются вопросы о количественном составе групп, частоте и продолжительности сеансов групповой психотерапии. Глава завершается указаниями на важные правила или принципы работы группы, такие, как откровенность и искренность, ответственность в поведении, сохранение конфиденциальности.

Третья глава посвящена рассмотрению роли психотерапевта в группе. Автор различает, например, его роль как активного руководителя (вождя), который направляет взаимодействие пациентов, роль комментатора, недирективно поддерживающего зеркальное отражение пациентом своих особенностей благодаря поведению остальных участников группы, роль модератора, или эксперта, включающего в работу группы соответствующую терапевтическую «технику» (приемы, методы).

В четвертой главе сначала обрисовываются типические примеры групповых психотерапевтических сеансов, которые автор наблюдал в различных социалистических странах: на своей родине — в ЧССР, в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева, в лечебных учреждениях ГДР и Польши. Затем на основе этих примеров дается классификация особенностей теоретических подходов психотерапевтов, общей ориентации сеансов групповой психотерапии, используемых при этом приемов.

Описание вводных и вспомогательных приемов дается в пятой главе. К вводным относятся двигательные формы (психогимнастика, пантомима и др.), приемы театрализации (по типу психодрамы), музыкотерапия, арттерапия. Приводятся графики взаимодействия пациентов. К вспомогательным «техникам» автор относит «дискуссии по кругу», выделение подгрупп молчаливых пациентов. Оригинальным является прием, обозначаемый автором «за спиной», когда чрезмерно разговорчивый и не слушающий пациент садится спиной к другим участникам группы, чтобы слышать, что последние о нем говорят. Особо и подробно обсуждается проблема молчания группы и способы его преодоления.

В шестой главе автор выделяет три типа ориентации групповых психотерапевтических сеансов, получивших широкое распространение: биографический (когда в группе подробно разбираются история болезни, жалобы, проблемы и позиции одного из пациентов), тематический (обсуждается проблема, общая для ряда пациентов) и интеракционный (участники группы обсуждают свои отношения и взаимодействия «здесь и теперь»).

Инструктивные указания по проведению специальных групповых сеансов театрализации, психогимнастики, музыкотерапии, проективного рисования и др. изложены в седьмой главе. Далее автор приводит свою классификацию обычно встречающихся суждений пациентов и психотерапевта во время групповой дискуссии и анализирует терапевтическую значимость различных типов вербального реагирования в группе.

В девятой главе представлен анализ терапевтического действия различных факторов, участвующих в процессе групповой психотерапии. Сюда относятся расположенные по степени возрастающей актуальности: чувство сопринадлежности к группе, эмоциональная поддержка других, самораскрытие, отреагирование, взаимовлияние по механизму обратной связи, конфронтация в суждениях и реакциях пациентов, усвоение новой информации, осознание психогенных источников своего заболевания (так называемый инсайт) и, наконец, пробы и тренировка нового поведения, подготовленного благодаря эффективности процесса групповой психотерапии. Автор считает важным проведение дальнейших исследований в этом направлении.

В десятой главе ставятся вопросы методологии научного исследования процессов м механизмов групповой психотерапия критериев оценки ее эффективности.

 

169

 

Достоинством книги является хорошее, яркое изложение обсуждаемых вопросов, снабженное многочисленными примерами из собственной психотерапевтической практики и ссылками на опыт других авторов. Отдельные формулировки автора, звучащие в интеракционистском духе, не снижают большой ценности книги С. Кратохвила в целом. Книга представляет полезное руководство для желающих углубить свои познания в области групповой психотерапии и овладеть се методами. Она может служить пособием для врачей и психологов, проводящих такое лечение не только при неврозах, но и при других заболеваниях. Вместе с тем психологи и медики найдут в книге много полезных указаний, которые можно использовать для психокоррскционной и психорегулирующей работы с практически здоровыми людьми, испытывающими повышенные нагрузки в различных экстремальных условиях.

 

Р. А. Зачепицкий

Ленинград