Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

166

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКОГО СПОРТА

 

Smoll F. L., Smith R. Е. (eds.) Psychological perspectives in youth sports. — Washington: Hemisphere Publishing Corporation, 1978. — 287 p.

 

Среди проблем современной психологии спорта и физического воспитания особое место занимают исследования детского спорта. К сожалению, несмотря на очевидную значимость специальной разработки психологических проблем детского спорта, систематических исследований в этом направлении ведется крайне мало. В зарубежной психологии спорта в последнее время стали появляться отдельные публикации и сборники по психологии детского и юношеского спорта. Достаточно сослаться на книгу Б. Дж. Кретти «Дети и подростки в спорте» (1974), «Путеводитель детского спорта» (для тренеров и родителей, под ред. Дж. Р. Томаса, 1977) и др.

В этом смысле несомненный интерес для широкого круга специалистов представляет рецензируемая книга, написанная 20 ведущими американскими и канадскими психологами и педагогами по материалам докладов, представленных ими на симпозиуме «Современные исследования детского спорта», проходившем в марте 1977 г. в университете штата Вашингтон (США).

11 глав объединены в четыре неравноценных по объему раздела: вводный (глава 1), раздел, посвященный включенности детей в систематические занятия спортом (главы 2—3), влиянию спорта на различные стороны психосоциального развития детей (главы 4—9), спорту в жизни детей с физическими и умственными недостатками (главы 10—11).

Во вводной главе Р. Смит и Ф. Смолл дают краткую сводку уже наметившихся или перспективных для исследования массового детского спорта подходов (описательного, системного, оценочного, лабораторного) и особо выделяют отрасль «коммунальной» психологии, изучающей специфику взаимодействия человека с окружающей средой (с. 9), как раздел психологии,

 

167

 

в рамках которого можно наиболее адекватно изучать детский спорт как социальную подсистему, важнейшее средство социализации ребенка.

Довольно пестрая картина условий занятия спортом для детей в штате Мичиган (США) представлена в статье В. Сиифелд, Т. Джильям, Д. Бливерникт и Р. Брус, которые провели массовое обследование 90 тыс. детей, систематически занимающихся разными видами спорта. Интересна трехлетняя программа этого уникального но масштабам исследования детей в возрасте от 5 до 17 лет, а также процедура и методики сбора и обработки данных, которые с успехом могут быть использованы при проведении исследований и разработке планов социального развития детского и массового спорта. Р. Малина и К. Мосс обсуждают проблемы психофизиологического созревания юных спортсменок в таких видах спорта, как плавание, гимнастика, фигурное катание и др.

Центральное место в книге занимает раздел, посвященный проблемам психосоциального развития детей под влиянием систематических занятий физическими упражнениями и спортом. М. Д. Смит на материале массового опроса 704 подростков показывает пагубное влияние средств массовой информации на формирование агрессивного и даже асоциального поведения детей.

Интересное и методически строго выполненное исследование Т. Скэнлен и М. Пас-сера посвящено выявлению психологических последствий участия юных футболистов в соревнованиях. Речь, в частности, идет об изучении того, как влияют личностные (самоуважение, тревожность) и деятельностные, ситуативные (успех, неуспех) факторы на уровень пред- и послесоревновательной тревоги у юных игроков.

Дж. Томас и Л. Теннант рассматривают вопросы мотивации деятельности детей и на основании результатов экспериментальных остроумно построенных исследований приходят к выводу, что для сохранения устойчивого интереса у детей к деятельности необходимо учитывать факт снижения значимости поощрения с возрастом: детей старше 8—9 лет следует поощрять не столько за занятия спортом, сколько за качество выполненной ими деятельности с учетом особенностей индивидуального восприятия ребенком достигнутых им результатов.

Советского читателя особенно заинтересуют результаты исследования Р. Робертса, изучавшего в рамках теории атрибуции специфику приписывания ответственности за проигрыш или выигрыш у детей. Массовое исследование юных бейсболистов, дополненное лабораторными экспериментами, показало, что способы объяснения успеха и неуспеха, в зависимости от того, идет ли речь об оценке собственного вклада или вклада членов команды, будут совершенно различными.

Р. Смит, Ф. Смолл и Б. Картис ставят важнейшую для детского спорта проблему адекватности (и неадекватности) поведения и взаимодействия тренера со спортсменами. Несомненный практический интерес представляет разработанная авторами оригинальная схема контролируемого наблюдения за внешним поведением и общением тренера со спортсменами непосредственно в ходе соревновательной деятельности, а также программа семинаров-практикумов для оптимизации (коррекции) поведения и контактов тренера с юными игроками.

Т. Орлик, Дж. МакНэлли и Т. О'Хара описывают свой трехлетний опыт создания специальных программ игр и упражнений, способствующих нацеленному формированию потребности и навыков взаимопомощи и сотрудничества у детей. В методическом плане особенно продуктивны способы количественной фиксации актов сотрудничества и сравнительно простые картиночпые шкалы (с улыбающимися или грустными рожицами) для оценки эмоционального состояния и отношения дошкольников в процессе игры. В настоящее время авторы уже разрабатывают специальную программу формирования сотрудничества у детей 3— 4-летнего возраста и ими уже получены обнадеживающие результаты.

Заключительный раздел книги посвящен вопросам, пока не получившим в психологической литературе должного освещения. Речь идет о возможности использовать спорт для психогигиенической и психотерапевтической работы с детьми, имеющими физические или умственные недостатки, дефекты. В статье Дж. Рэрика исследуется отношение родителей, тренеров, школьных учителей к программе специальных Олимпийских игр, введенных, как известно, в 1968 г., в которых могут принимать участие только спортсмены с различными физическими или умственными дефектами. Отмечается не только интерес к играм у изученных категорий, но и повышение интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом у самих участников, повышение у них самооценки и более благоприятное отношение к ним со стороны их сверстников.

В заключительной главе книги Дж. Льюкоу описывает результаты экспериментальных исследований, также проведенных в рамках теории атрибуции и касающихся вопросов социализации детей с физическими дефектами.

Оценивая книгу в целом, можно с полным основанием сказать, что она успешно решает задачу ознакомления специалистов с проблематикой, подходами и методами психологических исследований в области массового детского спорта. Понятно, что и в достаточно обстоятельной работе сложно с должной полнотой охватить все даже основные проблемы психологии детского спорта, которая только начинает оформляться в самостоятельное направленна исследований. И тем не менее в книге ясно очерчены перспективы комплексных психологических исследований в детском спорте, и она будет способствовать более активному и систематическому изучению психологии ребенка в мире спорта.

 

Ю. Л. Ханин

Ленинград