Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

161

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

 

Ангушев Г. И. Саморегуляция на психическата дейност на учиниците. София: Народна просвета, 1979. 214 с.

 

Основное содержание работы болгарского ученого представляет теоретическую и экспериментальную критику распространенного в психологии функционального подхода к анализу психических процессов с позиции основных положений теории деятельности. Автор экспериментально обосновывает существенные стороны процесса саморегуляции деятельности как целостного процесса, определяющего конкретные формы организации деятельности и достигаемые в ней результаты.

Реализованный в исследовании системный подход позволил рассмотреть психическую деятельность как многоуровневую систему психической регуляции. В этом же аспекте раскрыто психологическое содержание факторов, используемых при анализе и оценке различных сторон организации деятельности. Специальная организация эксперимента позволила автору установить, что эти факторы являются уровнями функции деятельности. Корреляционный анализ материалов экспериментального исследования психических функций и процессов у различных групп школьников позволил Г.И. Ангушеву увидеть за результатом полифункционального изучения деятельности работу целостной системы ее организации.

В книге Г.И. Ангушева представлено исследование, в котором на основании разработанных автором диагностических методик и средств анализа данных экспериментально обосновывается системный характер психической саморегуляции деятельности, обосновывается положение о том, что отдельные психические функции и процессы взаимообусловлены. Были проведены три группы исследований.

Задача первого исследования состояла в том, чтобы сопоставить связи между психическими функциями у заикающихся и незаикающихся людей и на этой основе установить, существуют ли у заикающихся, включающих произвольное внимание при некоторых условиях деятельности (такой

 

162

 

контроль у незаикающихся не является необходимым), особые формы регуляции деятельности. Требовалось установить, сводится ли целостная система саморегуляции деятельности с нарушениями одной из функций, и выяснить при таком анализе содержание полифункциональных структур как степеней регулирования деятельности.

Задача второго исследования состояла в том, чтобы определить влияние различных форм организации учебной деятельности на целостную систему психической регуляции. Необходимо было показать роль организации учебного процесса в формировании типов управления собственной деятельностью у детей. В третьем исследовании была поставлена задача выявить зависимость между системным характером связей электрофизиологических показателей работы мозга и типом интеллектуальной деятельности.

Полученные в ходе решения этих исследовательских задач экспериментальные данные, с одной стороны, еще раз подтвердили справедливость и возможность системного подхода к процессам саморегуляции деятельности как интегральной характеристике организации деятельности ее субъектом, а с другой стороны, убедительно продемонстрировал актуальность дальнейшего изучения поставленной автором проблемы.

Рецензируемая книга состоит из четырех глав, введения и заключения. Во введении автор рассматривает исходные теоретические принципы, основные исследовательские задачи, подчеркивает, что выявление уровней целостной системы саморегуляции деятельности требует изучения взаимосвязей между отдельными психическими функциями и процессами.

В первой главе «Системность психической саморегуляции деятельности» автор проводит подробный обзор различных психологических теорий, связанных с функционализмом в психологии, прослеживает основные направления критики функционализма, ведущую линию в развитии которой связывает с работами советских психологов (С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и др.), показывает принципиальное значение принципа единства сознания и деятельности для преодоления функционализма в психологии. Автор стоит на диалектико-материалистических позициях, дающих ему возможность раскрыть несостоятельность установок функционализма как направления в психологии, противопоставить парциальному изучению психических процессов необходимость полифункционального исследования человеческой деятельности.

В этом аспекте в работе убедительно обосновывается необходимость и указаны теоретические предпосылки для использования системного подхода в психологии как наиболее верного пути для изучения психической саморегуляции, деятельности. Критерии этого подхода автор черпает в работах В.Д. Небылицына, А.Н. Леонтьева, В.Н. Пушкина, В.П. Зинченко, В.В. Давыдова, А.Р. Лурия и др. Обосновываются принципы, позволяющие выйти за рамки конкретных эмирических данных и проникнуть в межуровневые взаимодействия, чтобы определить их качественное своеобразие и раскрыть свойственные им закономерности.

Во второй главе «Психическое содержание факторов как уровней регуляции деятельности» представлены данные первого исследования. Сопоставительный анализ продуктивности при выполнении различных видов деятельности заикающимися и незаикающимися дает ответ о структуре саморегуляции их деятельности. Так, коэффициенты корреляции между зрительным запоминанием бессмысленных пар слов и старательностью при выполнении двигательных актов у незаикающихся детей не оказались значимыми, тогда как у заикающихся они вполне достоверны. Наоборот, у незаикающихся отмечена связь между слуховым запоминанием пар слов и результатами динамометрических исследований, тогда как у заикающихся эта связь недостоверна. Различия наблюдаются также в отношении связей между преодолением препятствий и вниманием.

Данные показали, что существуют значительные различия между психической регуляцией заикающихся и незаикающихся. Это свидетельствует о том, что между моторными системами и познавательными процессами у человека существует глубокая постоянная закономерная связь. Различие между заикающимися и незаикающимися относится не к отдельным психическим процессам, а к системному характеру этих процессов в связи с типом регуляции.

Факторный анализ подтвердил это. Были установлены различия между факторными структурами психической регуляции деятельности у заикающихся и незаикающихся лиц, что является подтверждением идеи автора о двух уровнях регуляции — включении сознательного контроля у заикающихся и автоматического регулирования деятельности у незаикающихся.

Результаты полифункционального экспериментально-психологического исследования с использованием большого числа различных тестов и методик подтверждают в целом системный характер психической регуляции деятельности. Эти данные показывают, что «за совокупностью разъединенных психических функций скрывается система психической регуляции деятельности, у которой много уровней» (с. 157).

Продуктивность системно-структурного подхода при исследовании процессов психической регуляции деятельности лучше всего видна в третьей и четвертой главах, где изложены данные экспериментального исследования различных сторон интеллектуальной деятельности школьников в зависимости от характера организации процесса обучения. На основании анализа этого материала автор высказывает важные мысли относительно природы интеллекта, характера творческого мышления и главным образом относительно влияния методов обучения на развитие форм познавательной деятельности, на формирование типа мышления, на формирование характера психической регуляции деятельности.

 

163

 

В качестве испытуемых в исследовании участвовали учащиеся экспериментальной школы № 91, где обучение направлено на формирование у детей теоретического мышления, и учащиеся одной московской школы, где процесс обучения опирается на сложившиеся формы организации учебной деятельности. Учащиеся экспериментальной школы обнаружили теоретический характер мышления со способностями к теоретическому обобщению. Школьники, обучаемые по традиционной системе, обнаружили рассудочно-эмпирический характер мышления, опирающийся на изучение внешних сторон и свойств явлений.

Результаты позволили судить о системном характере психической регуляции деятельности.

Исключительный интерес представляют различия между группами испытуемых по числу связей в психических функциях. Так, по данным автора, у школьников экспериментальной школы наблюдалось наибольшое число связей между показателями внимания, воли, восприятия, воображения, познавательной потребности, памяти. Успешное решение задач этими детьми обязано формированию у них основ теоретического мышления и высокой познавательной потребности. Вместе с тем анализ связей между физиологическими и психологическими показателями показал, что психические показатели имеют больше корреляционных связей с функциональными показателями у контрольной группы, а у экспериментальной группы физиологические показатели связаны только со вниманием и воображением.

Следует особо отметить важное значение описанных автором данных для решения фундаментальных проблем психодиагностики умственного развития детей. Разработанные им оригинальные методики (такие, например, как космический код) при дальнейшем их обосновании могут иметь значение для организации психологической консультативной работы со школьниками и оценки эффективности характера их учебной деятельности.

Работа Г.И. Ангушева представляет собой оригинальное научное исследование актуальных проблем общей и возрастной психологии. Установленные в ней новые факты имеют важное значение для специалистов, работающих в области исследования процессов психической регуляции деятельности.

 

В. В. Давыдов,

В. В. Рубцов

Москва