Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

179

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА1

 

Л. С. ЦВЕТКОВА

Москва

 

Интеллектуальная деятельность человека относится к числу традиционных объектов исследования в психологии. Вместе с тем в последние десятилетия возникли новые аспекты ее изучения, связанные с теорией и практикой создания систем «искусственного интеллекта». Возможно ли воссоздать интеллект человека в искусственны! системах? Какими путями следует идти к достижению этой цели? Отличается ли человеческий интеллект от искусственных систем? Обычно на эти вопросы отвечают представители кибернетики, в рецензируемом сборнике слово предоставлено психологам.

В сборник вошли доклады, прочитанные и обсужденные на семинаре «Психология и искусственный интеллект», состоявшемся в 1975 г. в Звенигороде. Подбор материалов

 

180

 

для сборника подчинен четко сформулированному замыслу «показать, что может современная научная психология противопоставить кибернетическому редукционизму при изучении интеллектуальной деятельности» (с. 15). Формулируется следующий принцип: «Исследования тех сторон интеллектуальной деятельности человека, которые не воссоздаются сегодня в работе систем «искусственного интеллекта», намечают перспективы дальнейшего прогресса в области «искусственного интеллекта» и вместе с тем являются «точкой роста» самой психологической науки» (с. 15).

Если сравнить содержание сборника с материалами IV Международной конференции по «искусственному интеллекту», которая состоялась несколько месяцев спустя в том же 1975 году в Тбилиси (см. сб.: Психологические аспекты искусственного интеллекта), то легко констатировать, что в рецензируемом сборнике проблемы взаимоотношения психологии и «искусственного интеллекта» обсуждаются намного более развернуто.

Авторы сборника дают характеристику потребностей и мотивов интеллектуальной деятельности (А. М. Матюшкин, Б. В. Зейгарник, Э. Д. Телегина, Т. Г. Богданова, Л. П. Гурьева, М. Р. Гинзбург), раскрывают тончайшие механизмы эмоциональной «рефлексивной регуляции мышления (Ю. Н. Кулюткин, Ю. Е. Виноградов, Й. А. Васильев, Г. М. Бреслав, Т. И. Тепеницына, Л. В. Путляева, Л. В. Ермолаева-Томина, Н. В. Витт). Целый цикл статей посвящен анализу процессов самостоятельной постановки новых целей (В. Е. Клочко, Д. Б. Богоявленская, А. Ф. Есаулов, В. А. Терехов, В. А. Моляко, А.. Г. Асмолов, Л. М. Головина, Н. Б. Березанская, И. А. Петухова); показывается качественная неоднородность интеллектуальных процессов (В. В. Петухов, Л. Л. Гурова, О. И. Никифорова, А. И. Подольский, В. В. Знаков).

Учитывая острую дискуссионность проблематики «искусственного интеллекта», хочется специально выделить статьи, в которых прямо обсуждаются вопросы, связанные с взаимоотношением психологии и «искусственного интеллекта».

В статье О. К. Тихомирова показано; что все три традиционные области психологии: 'познавательные, эмоциональные и волевые процессы — оказались под сильным влиянием работ по «искусственному интеллекту», что по существу оформилась новая концепция психологии как науки об обработке информации. Преодоление кибернетического редукционизма на основе теоретического и экспериментального анализа интеллектуальной деятельности автор квалифицирует как важный этап современного развития научной психологии. Ставится важная теоретическая задача дифференциации редукционистского и антиредукционистского системного подхода в психслогии.

А. В. Брушлинский справедливо считает, что «искусственный интеллект» отражает в лучшем случае только формально-логический, но не психологический аспект мышления, что современные вычислительные машины становятся необходимым орудием (но только орудием) творческого и нетворческого труда. Л. П. Гурьева показывает, что при использовании средств «искусственного интеллекта» появляются новые мотивы, определяемые спецификой работы человека в условиях взаимодействия с машиной.

А. М. Матюшкин правильно относит к числу немоделируемых ныне детерминант психики я мышления потребности, мотивы, эмоции. А. Г. Асмолов показывает, что за исследованием соотношений между эвристическим поиском машины и интеллектуальной деятельностью человека выступает одна из основных методологических проблем психологии — проблема поиска пути дальнейшего развития психологической науки.

Проблемы построения систем «искусственного интеллекта» связывают с вопроса ми формализации тех или иных сторон человеческой деятельности. Анализируя вопрос о формализации процесса целеобразования, Ю. Д. Бабаева описывает существующие на этом пути трудности и делает вывод о том, что «дальнейший прогресс в направлении формализации процесса целеобразования возможен лишь на основе глубокого психологического анализа этого процесса» (с. 138). Е; Ю. Артемьева показывает ограниченность подхода к построению «искусственного интеллекта», преувеличивающего роль логического синтеза. Л. Л. Гурова считает более перспективной в плане создания «искусственного интеллекта» разработку дифференцированных эвристических семантических программ. Д. Н. Завалишина пишет, что одним из положительных моментов расширения работ по «искусственному интеллекту» для психологии познавательных процессов является обращение психологов к изучению таких специфических характеристик психи ческой деятельности, как мотивы, целеполагание, эмоциональная регуляция Н. Ф. Добрынин еще раз подчеркивает, что «машинный интеллект» никогда не сможет заме нить мышление человека. Л. И. Ноткин констатирует «удивительное сходство про грамм совершенствования «искусственного интеллекта» с некоторыми программами совершенствования интеллекта естественного»; он считает, что это свидетельствует об ограниченности последних.

Хочется поддержать стремление авторов сборника выделить собственно психологические проблемы изучения интеллектуальной деятельности человека, возникающие в связи с задачами «искусственного интеллекта». Опубликованные материалы семинара помогут дальнейшей разработке этих сложных проблем.



1 Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова. — М.: МГУ, 179. – 232 с.