Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

147

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПОДРОСТКАМ

В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-

ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Т. Н. КОЗИНЦЕВА

НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, Москва

 

Активная жизненная позиция советского человека проявляется не только в деятельности по производству материальных ценностей, но и в самой ее организации. Тесное взаимодействие производственной, и организаторской деятельности трудящихся— характерная черта развитого социалистического общества, в котором коренным образом изменилась позиция каждого человека, возвышаясь до уровня творческой активности.

В последние годы проблема организационно-общественной деятельности нашла отражение в целом ряде работ советских психологов и педагогов (М. А. Бесова, Н. Р. Вдовина, В. А. Гольнева, Е. С. Кузьмин, В. Н. Мясищев, Б. Д. Парыгин, Л. И. Уманский и др.). В то же время до сих пор слабо изученными остаются вопросы формирования этой деятельности у школьников разных возрастов, не выявлены механизмы ее оптимального развития.

Становление организационно-общественной деятельности начинается уже в младшем школьном и даже в дошкольном возрасте (Д. И. Латышина, А. И. Матусик, Л. И. Уманский и др.), но свою развернутую форму она приобретает лишь в. период подростничества. Только в этом возрасте появляется возможность в рамках общественно-полезной деятельности, как ведущей на данном этапе психического развития ребенка, раскрыть нравственную сторону организационно-общественной деятельности, сформировать к ней активное коллективистическое отношение. В этой деятельности наиболее ярко проявляются субъективные отношения подростков к делам общества, к товарищам и взрослым.

Целенаправленное построение этой деятельности с учетом ранее сложившихся отношений к ней подростков создает оптимальные возможности для формирования их коллективистического отношения к общему делу и к людям. Опытно-экспериментальная работа в московской школе-интернате № 72 я в средней школе № 91 г. Москвы показала, что такое построение организационно-общественной деятельности возможно только при осуществлении индивидуального подхода к подросткам.

Особенно важное значение приобретает индивидуальный подход в процессе данной деятельности подростков в условиях школ-интернатов. Если в обычной школе на формирование отношения к организационно-общественной деятельности подростков влияет не только школа, но и семья, то в школе-интернате оно осуществляется главным образом педагогическим коллективом.

Каждый ребенок представляет собой неповторимую человеческую личность. Благодаря специфическим внешним и внутренним условиям развития у ребенка формируются индивидуальные особенности личности, но, как показано в трудах классиков марксизма-ленинизма, индивидуальные особенности не существуют вне общих закономерностей психики. Именно наличие типичных особенностей, проявляющихся у разных детей в процессе организационно-общественной деятельности, позволяет объединить их в условно выделяемые группы. Типология позволяет более целенаправленно воздействовать на личность подростка, ибо индивидуальный подход — прежде всего учет сложившихся индивидуальных особенностей ребенка и наличной ситуации воздействия.

Анализ особенностей отношения к организационно-общественной деятельности 117 подростков — воспитанников московской школы-интерната № 72 выявил шесть групп детей. В течение двух лет велся психолого-педагогический эксперимент по формированию активно-положительного коллективистического отношения к данной деятельности у подростков с учетом выявленных групп в одном из отрядов этой школы-интерната (22 человека).

В данной статье мы охарактеризуем группы подростков по их отношению к организационно-общественной деятельности, определим соответствующие воспитательные задачи и в качестве примера дадим анализ воспитательной работы с одним из подростков.

К первой группе относятся подростки с активно положительным коллективистическим отношением к организационно-общественной деятельности. Дети этой группы стремятся реально участвовать в организации жизни своего класса, отряда, школы. Возможности принять активное участие в делах коллектива и быть ему полезным увеличиваются у 14—15-летних подростков, как увеличивается и «запас» их организаторской подготовленности по сравнению с 10—11 -летними школьниками.

Для подростков этой группы характерно четко выраженное позитивное отношение к исследуемой деятельности. Ребенок активно участвует в делах, необходимых коллективу, как организатор и как исполнитель, стремится добиться успеха в их выполнении; противодействует тем, кто наносит ущерб общему делу, постоянно

 

148

 

готов к добровольной помощи товарищам в сочетании со справедливой требовательностью к ним; умеет найти в поведении своих товарищей положительные стороны; без особых усилий может отказаться от личных интересов, если они противоречат общему делу; умеет нести ответственность не только за результаты своей работы, но и за поведение других, готов признать перед товарищами свою ошибку и исправить ее.

Отмеченные особенности подростков с активно положительным коллективистическим отношением к организационно-общественной деятельности составляют основу для развития важнейших качеств гражданина социалистического общества, поэтому воспитание такого отношения к рассматриваемой деятельности — важнейшая задача школы.

Подростков этой группы необходимо освободить от элементарных поручений, дав им более широкое поле для организационно-общественной деятельности.

Вторую группу составляют подростки с активно положительным отношением к исследуемой деятельности, но с эгоистической его направленностью. Эти дети участвуют лишь в тех общих делах, которые престижны, могут принести личный успех; равнодушно относятся к тем общим делам, с осуществлением которых не связано утверждение их собственного «я»; не видят хорошие черты в товарищах, замечая, как правило, лишь отрицательные их качества; для сохранения своего престижа могут переложить свою вину на товарища; с большей неприязнью относятся к тем сверстникам, которые действуют успешнее их; эти дети не всегда желают признавать свои ошибки, защищают явно неправильные поступки, взгляды.

Если первая группа подростков относится к организационно-общественной деятельности, потому что она удовлетворяет их коллективистические мотивы, то вторая — реализует здесь эгоистические мотивы. Хорошо известно, что деятельность, побуждаемая мотивами, противоположными тем, которые составляют ее сущность, не может полноценно формироваться.

Выработка у подростков этой группы должного отношения к организационно-общественной деятельности представляет особые трудности, так как требует изменения их мотивации с эгоистической на коллективистическую.

К третьей группе относятся подростки с активно отрицательным отношением к организационно-общественной деятельности, но с коллективистической направленностью. Выявить активно отрицательное отношение нетрудно, гораздо сложнее установить его причины, связанные с направленностью личности подростка. Следует отметить, что данный тип отношения подростков является кратковременным, ситуативным и довольно редко наблюдается у детей, так как школьник при таком отношении должен иметь известную смелость и осознанные мотивы, побуждающие его действовать. Обычно данное отношение к организационно-общественной деятельности появляется в тех случаях, когда первичный коллектив не удовлетворяет подростка (коллектив слабый, разобщенный) и когда у подростка нет должного контакта с педагогом. Рассматриваемое отношение ярко проявляется при создании нового коллектива, что имело, например, место в школе-интернате № 72. Важно подчеркнуть, что подростки с активно отрицательным коллективистическим отношением к рассматриваемой деятельности выступают не против коллектива, а против его недостатков. Для детей этой группы необходимо создавать прежде всего условия для перестройки эмоциональной стороны их отношения к организационно-общественной деятельности.

Подростки, открыто противостоящие коллективу в организационно-общественной деятельности, относятся к четвертой, крайне малочисленной группе. Активно отрицательное отношение с эгоистической направленностью подростков этой группы порождено неизбежными для нашего общества влияниями, имеющими место в некоторых семьях. Присущие второй группе подростков качества эгоистической направленности личности характерны и для этих детей, однако сочетание данной направленности с активно отрицательным отношением к организационно-общественной деятельности делает подростков этой группы качественно отличными от других детей. Они формируются под чуждыми нашему обществу влияниями и живут вне интересов коллектива. Принципы и требования детского коллектива вызывают у таких детей раздражение, недоброжелательность, которые проявляются в активных антиколлективистических действиях.

Воспитательная задача к подросткам этой группы заключается в том, чтобы вызвать у школьников удовлетворение от участия в организационно-общественной деятельности и на этой основе сформировать положительное отношение к ней.

Пятую группу представляют подростки с пассивным коллективистическим отношением к рассматриваемой деятельности. Эти подростки уважают свой коллектив и подчиняются его требованиям, поэтому чувство ответственности у них хорошо развито, однако их отношение к коллективу пассивно, подростки этой группы мало инициативны. Как исполнители они нуждаются в конкретных указаниях, помощи, но поручения выполняют точно и добросовестно. Эти дети охотнее бывают исполнителями, чем организаторами, так как застенчивость, неверие в свои силы мешают им активно включиться в организационно-общественную деятельность.

Этим подросткам нужно помочь преодолеть свою пассивность, вовлекая их в организаторскую деятельность, формируя у них действенно положительное отношение к коллективу, к общему делу, к людям.

 

149

 

Шестую группу составляют подростки с пассивным эгоистическим отношением к организационно-общественной деятельности. Дети этой группы отрицательно относятся к коллективу, не участвуют в его жизни и не стремятся к этому. Если коллектив не мешает таким подросткам, то они держатся обособленно, не привлекая к себе внимания. А когда коллектив дает им поручения, то они стремятся уклониться от них или выполняют формально, чтобы быстрее «отделаться». Иногда у подростков этой группы нет четко оформленных интересов, противоречащих интересам коллектива. Позиция у таких детей может быть скептической, настороженной и т. п.

У этих подростков необходимо вызвать положительное отношение к коллективу, активно включив их в организационно-общественную деятельность.

Предложенная условная типология отношения подростков к организационно-общественной деятельности позволяет строить, соответствующую систему приемов воспитательных воздействий. Особо следует учитывать темп продвижения каждого подростка при формировании организационно-общественной деятельности. Упустить темп, не выдержать ритм работы — значит обречь все дело на неудачу. Но напряженный темп требует тщательного учета возможности детей, правильного сочетания кратковременных и долговременных дел.

Прежде чем перейти к анализу конкретной воспитательной работы, следует отметить два момента. Во-первых, формируя активное положительное отношение к организационно-общественной деятельности, необходимо избегать активного сопротивления детей воспитательным воздействиям, целесообразно увеличивать долю положительных моментов в рассматриваемой деятельности подростка, постепенно изменяя его направленность, эмоциональную и действенную стороны отношения. Во-вторых, закрепление положительного изменения в отношении к организационно-общественной деятельности происходит лишь в том случае, если оно рассматривается коллективом как ценное и обеспечивает подростку определенное положение в нем.

Приведем краткий анализ воспитательной работы с подростком четвертой группы Ильей Г. (V кл.).

У Ильи ярко выраженное активно отрицательное эгоистическое отношение к организационно-общественной деятельности. При работе с подростками этой группы важна опора на их активность. Вначале Илья пытался, не подчиняясь требованиям коллектива, ложью завоевать хорошее отношение товарищей. Но это ему не удалось, и он остался одиноким в коллективе, что побудило его сравнительно добросовестно выполнять временные поручения, меньше конфликтовать. Илья пытался занять позицию организатора учебной деятельности, но низкие оценки не позволили ему утвердиться в этой роли. В художественной самодеятельности он занимал позицию организатора, чему способствовали его склонности. Постепенно приобщая Илью к организационно-общественной деятельности как в роли организатора, так и исполнителя, мы сформировали у него ответственность за честь коллектива, что позволило активно включить подростка в разнообразные виды данной деятельности. Под воздействием коллективного мнения Илья постепенно изменил эгоистическую направленность своего отношения к организационно-общественной деятельности.

Работая с хозоргом отряда Андреем К., Илья встретил с его стороны внимание, дружеское отношение и стал, охотно ему во всем помогать. Постепенно стало улучшаться отношение к Илье товарищей. Став, однако, хозоргом отряда, Илья злоупотреблял своими правами, пытался завоевать особое положение среди товарищей. Понимая, что сразу изменить личность подростка невозможно, экспериментатор создал условия для активного включения подростка в новые отношения. Так, на отчетно-перевыборном сборе товарищи отмечали в работе Ильи не только отрицательные, но к положительные моменты. Сам Илья очень ждал оценки своей работы коллективом, волновался, и поэтому сочетание требовательности товарищей с положительной оценкой его деятельности помогло безболезненно начать ломку эгоистической направленности подростка. Хозоргом Илья стал работать инициативно, добросовестно, но временных поручений, которые ему давали вне коллектива отряда, он старался избегать. Это не могло не насторожить нас, так как Илья проявлял черты активно положительного отношения к делу только в своем отряде, где он занял значимое место. Иными словами, у подростка проявлялись качества не коллективизма, а группового эгоизма. Важно было активно включить Илью в работу нового объединения — летнего трудового лагеря. Все лето Илья активно участвовал в организационно-общественной деятельности как добросовестный исполнитель. Постепенно исчезали негативизм, упрямство подростка, он стал более внимателен к товарищам в различных объединениях школы-интерната.

На очередном отчетно-перевыборном сборе Илье дали новое поручение: редактора отрядной газеты. Сам он хотел продолжать работать хозоргом и с неохотой принял новое поручение, но теперь Илья уже не мог противопоставлять свои личные интересы коллективным. Он понимал, что товарищи его ценят и новое поручение — это знак их доверия, а доверие коллектива, свое место в нем подросток не хотел терять. Более того, Илья в дальнейшей своей работе организатора старался укрепить хорошее мнение коллектива о себе. Таким образом, индивидуальный подход к Илье в процессе формирования организационно-общественной деятельности (помощник хозорга, «хозорг, редактор газеты) способствовал успешному завершению воспитательного процесса

 

150

 

— изменению активно отрицательного эгоистического отношения на активно положительное коллективистическое отношение к этой деятельности.

Итак, определение для каждой условно выделенной группы детей специфических задач по формированию организационно-общественной деятельности, а также способов их осуществления дало возможность целенаправленно осуществить индивидуальный подход к ребенку и сформировать активно положительное коллективистическое отношение к исследуемой деятельности.

 

1.       Божович Л. И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема.— В кн.: Вопросы психологии школьника. Известия АПН РСФСР, вып. 36, 1951, с. 3—28.

2.       Ковалев А. Г., Бодалев А. А. Психология и педагогика самовоспитания. — Л. ЛГУ, 1958. —90 с.

3.       Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. — В кн.: Психологическая наука в СССР. Т. 2. М., с. 110—125.

4.       Уманский Л. И. Организаторские способности и их развитие: Ученые записки Курского пединститута, вып. 21. — Курск, 1967.

5.       Фельдштейн Д. И. Психология воспитания подростка. — Знание, 1978. — 46 с.