Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

115

 

КОРОТКИЕ СООБЩЕНИЯ

 

О ТЕОРИИ

УЧЕБНО-ВОСПИТЛТЕЛЬНОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Л. М. ФРИДМАН

НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, Москва

 

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовке их к труду» (декабрь, 1977) указывается: «В условиях развитого социализма подрастающее поколение нашей страны вступает в жизнь, имея полное среднее образование, что создает новые возможности для дальнейшего роста производительности труда, духовной культуры и сознания трудящихся масс, формирования человека коммунистического общества» [6].

В свете этого постановления центральной задачей педагогической психологии является разработка такой психологической теории образования нашего подрастающего поколения, которая в максимальной степени учитывала бы современные условия работы школы, создавала бы основу для использования указанных в постановлении возможностей в формировании человека коммунистического общества.

В настоящее время в педагогической психологии еще не разработана целостная, теория образования, пока лишь разрабатываются отдельные теории учения, обучения и воспитания. При оценке этих частных теорий как возможных частей будущей целостной теории образования, при выработке путей их дальнейшего развития необходимо опираться на основные положения научного коммунизма о человеке будущего коммунистического общества, его личности, его особенностях. Рассматривая человека коммунистического общества, его личность, четко описанную в трудах основоположников марксизма-ленинизма как идеальную модель человека, педагогическая психология должна разработать такую психологическую теорию образования, которая позволила бы уже в современных условиях общества развитого социализма в максимально возможной степени приблизиться к этой идеальной модели.

С психологической точки зрения, главные отличия человека коммунистического  общества от человека других общественных формаций лежат в сфере мотивации его деятельности.

Известно, что К. Маркс в основной человеческой деятельности — в труде, различал две формы: форму отчужденного труда, характерную для труда рабочего в капиталистическом обществе, и форму неотчужденного, свободного труда. Характеризуя эти две формы, К. Маркс писал: «... наемный труд, — труд выступает как нечто отталкивающее, всегда является трудом по внешнему принуждению... Здесь можно говорить о труде в двух аспектах: об этом антагонистическом труде — и, что связано с ним, о таком труде, который еще не создал (или же, в сравнении с пастушеским и т. п. состоянием, лишился) субъективных и объективных условий, необходимых для того, чтобы труд был привлекательным трудом, чтобы он был самосуществованием индивида, что ни в коем случае не означает, что этот труд будет всего лишь забавой», всего лишь развлечением, как это наивно, совсем в духе гризеток, понимает Фурье. Действительно свободный труд, например труд композитора, вместе с тем представляет собой дьявольски серьезное дело, интенсивнейшее напряжение» [2; 110].

Таким образом, К. Маркс гениально усмотрел в трудовой деятельности человека две диалектически противоположные формы: форму деятельности по внешней целесообразности (отчужденная деятельность) и форму свободной самодеятельности (неотчужденная деятельность). Конечно, в конкретном труде человека могут и обычно сочетаются обе эти формы деятельности, однако одна из них, как правило, является господствующей, ведущей, она-то и определяет характер всей трудовой деятельности человека. Для трудовой деятельности современного человека пока еще характерно господство формы деятельности по внешней целесообразности, но мы уже можем наблюдать вокруг себя, как эта форма трудовой деятельности уступает свое господство трудовой самодеятельности. Однако «лишь при коммунизме деятельность становится для каждого целостной самодеятельностью, выступает как цель и потребность, жизни» [8; 108] (курсив мой. — Л. Ф.).

В. И. Ленин характеризовал коммунистический труд следующим образом: «Коммунистический труд в более узком и строгом смысле слова есть бесплатный труд: на благо общества... труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета

 

116

 

на вознаграждение, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма» [3; 315].

Именно в этом смысле, как деятельность без расчета на некую личную пользу или награду, деятельность по привычке к деятельности на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости этой деятельности на общую пользу, как потребность здорового организма, как «игру физических и интеллектуальных сил» [1; 189], мы и понимаем самодеятельность:

Анализ других видов деятельности показывает, что и в них можно различить эти же две формы: форму деятельности по внешней целесообразности и форму самодеятельности, мотивация которой замыкается в ней самой. При этом для игровой деятельности господствующей формой на современном этапе филогенеза является как раз форма самодеятельности. Игровая деятельность в дошкольном возрасте имеет сейчас всеобщее распространение, является обязательной формой человеческой активности, без которой невозможно нормальное развитие и сама жизнь ребенка и которая совершается ради самой себя, т. е. внешне она немотивированна. Таким образом, игровая деятельность в дошкольном возрасте в настоящее время приняла форму родовой человеческой жизнедеятельности. Заметим, что в другие периоды жизни человека игровая деятельность может иметь форму как самодеятельности, так и. деятельности по внешней целесообразности (например, многие игры взрослых совершаются ради выигрыша или каких-то других выгод).

Эти же две формы можно обнаружить и при анализе третьего основного вида человеческой деятельности — учебной. Однако в настоящее время господствующей формой является учение по внешней целесообразности, ради целей, лежащих вне самого учебного процесса. И лишь у части учащихся, в силу особенностей их развития я воспитания, стихийно формируется учебная деятельность как самодеятельность, когда учение становится для них жизненно необходимым, приносящим им ценностно желаемые переживания. Очевидно, что в будущем коммунистическом обществе господствующей формой учения будет учебная самодеятельность.

Таким образом жизнедеятельность человека будущего коммунистического общества будет определяться комплексом трех видов самодеятельности: игровой, учебной и трудовой, которые в онтогенезе будут формироваться у него в указанном порядке. Это, конечно, не значит, что вся жизнедеятельность человека недалекого будущего будет состоять лишь из одной, внешне немотивированной самодеятельности. Нет, безусловно, в состав его жизнедеятельности войдут и внешне мотивированные деятельности, построенные по форме внешней целесообразности. Однако мотивы этой внешней целесообразности будут главным образом предельно широкие социальные, они также будут выступать в роли регуляторов и ограничителей самой самодеятельности человека.

Заметим, что эти три вида деятельности (игровая, учебная и трудовая) не являются самостоятельными, строго отделенными друг от друга видами деятельности. Каждая из последующих деятельностей зарождается в недрах предыдущих и вбирает, включает их в себя как составные части, как непременные свои стороны. Поэтому игровая и учебная деятельности являются лишь этапами становления в онтогенезе основной человеческой деятельности — трудовой, и она включает в себя как составные компоненты, как стороны и игровую и учебную деятельность. Точно так же игровая деятельность есть этап становления учебной и последняя включает в себя игровую деятельность как составную часть и сторону.

Отсюда следует, что должна быть создана такая система непрерывного образования (обучения и воспитания), которая обеспечила бы формирование у всех детей указанных трех видов самодеятельности. В частности, для общеобразовательной школы, являющейся базовым учреждением такой системы непрерывного образования, главной задачей является формирование у учащихся учебной самодеятельности. При этом учебная самодеятельность обязана обеспечить не просто формирование типа мышления или других психических процессов, а должна быть направлена на формирование целостной, высоконравственной, гармонически развитой личности школьников. Следовательно, она должна охватывать все стороны жизни и деятельности школьников, их обучение и воспитание. Поэтому правильнее говорить не просто об учебной самодеятельности, а об учебно-воспитательной самодеятельности, включающей в себя в качестве взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов самообучение, самовоспитание, самосовершенствование и саморегуляцию всей своей деятельности и поведения. Формирование у учащихся учебно-воспитательной самодеятельности возможно лишь при вполне определенном содержании и организации всей учебно-воспитательной работы школы. Но, конечно, учебно-воспитательная самодеятельность может утвердиться как родовая форма жизнедеятельности школьников лишь тогда, когда в обществе утвердятся и станут всеобщими взгляды на образование как на естественную потребность всякого человека, необходимую для его нормального развития, когда образование перестанет служить средством для получения какой-либо личной выгоды или награды.

Естественно, что это произойдет не вдруг, не само по себе. Понадобится большая работа по формированию таких взглядов и убеждений в нашем общественном сознании. И начинать эту работу следует уже сегодня.

 

117

 

В частности, педагогическая психология должна разработать теорию учебно-воспитательной самодеятельности. Эта теория должна быть такой, которая позволила бы уже сейчас, в современных условиях начать формирование у всех учащихся учебно-воспитательной самодеятельности.

Вопрос о необходимости и возможности формирования у учащихся учебно-воспитательной самодеятельности имеет не только важное теоретическое значение, но и огромное практическое. Это значение связано с двумя обстоятельствами, оказавшими и оказывающими исключительно большое влияние на нашу школу, на всю систему образования. Речь идет об осуществлении в нашей стране всеобщего обязательного среднего образования и о прогрессирующей научно-технической революции, охватившей все сферы производства, науки, культуры и быта.

Введение всеобщего обязательного среднего образования со всей остротой поставило проблему мотивации и побуждения учащихся к активной деятельности в учебном процессе. Применяемые до этого введения старые формы и способы побуждения потеряли свою эффективность, и им на смену необходимо поставить принципиально иные способы побуждения.

В настоящее время ведутся усиленные поиски новых методов и средств побуждения учащихся к активной учебной деятельности в условиях всеобщего среднего образования. Но эти поиски пока еще не координируются какой-то общей идеей, не основаны на определенной теоретической базе. Между тем очевидно, что такой теоретической базой может быть лишь теория учебно-воспитательной самодеятельности. Только сформировав у всех учащихся учебно-воспитательную самодеятельность, мы сумеем решить полностью проблему мотивации деятельности всех учащихся в учебно-воспитательном процессе.

К этому же выводу мы приходим, рассматривая проблему приведения содержания и характера общего образования в соответствии с особенностями научно-технической революции. Действительно, научно-техническая революция со всей остротой поставила задачу воспитания у всех членов общества внутренней потребности и, конечно, способности к непрерывному самообучению на протяжении всей жизни. Л. И. Брежнев на XXIV съезде КПСС указал: «В наше время происходит настолько быстрое развитие во всех областях, что полученное в молодости образование — это лишь база, которая требует постоянного пополнения знаний» [5; 85—86],

На XXV съезде КПСС, говоря о задачах в области народного образования, Л. И. Брежнев в первую очередь указал на задачу формирования потребностей и способностей к самообучению: «В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации» [4; 93].

Отсюда следует, что в настоящее время необходимо так организовать учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе, чтобы сформировать у всех учащихся потребность и способность к учебной самодеятельности, к самовоспитанию, притом она, начиная с определенного возраста (не позже, чем с младшего школьного), должна стать неизменной составной частью всей жизнедеятельности учащихся наряду с такими видами самодеятельности, как игра и трудовая деятельность.

Все это показывает, какое огромное значение (теоретическое и практическое) имеет разработка психологической теории учебно-воспитательной самодеятельности для решения наиболее важных задач современной общеобразовательной школы.

В настоящее время в нашей педагогической психологии выполнено много различных исследований, объективно направленных на разработку основ теории учебно-воспитательной самодеятельности, хотя эти исследования имели свои особые цели. Задача сейчас состоит в том, чтобы рассмотреть все, что накопила психология с единой точки зрения теории учебно-воспитательной самодеятельности, и на этой основе произвести координацию всей научно-исследовательской работы в области педагогической психологии с тем, чтобы направить ее на разработку целостной теории образования в условиях общества развитого социализма — теории учебно-воспитательной самодеятельности.

Для этого необходимо также создание особых опытно-экспериментальных школ. В настоящее время существующие экспериментальные школы нацелены на разработку лишь какой-то одной стороны учебно-воспитательного процесса, для чего в этих школах конструируется какая-то одна сторона этого процесса (например, содержание обучения). Для разработки же теории учебно-воспитательной самодеятельности нужны такие экспериментальные школы, в которых конструировалась и апробировалась бы не одна или несколько различных сторон учебно-воспитательного процесса, а весь этот процесс целиком, в его единстве, в его неразложимости на части.

 

1.          Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23.

2.          Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 46, ч. II.

3.          Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 40.

4.         Брежнев Л. И. Отчет Центрального Комитета КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. — М., 1976. — 111 с.

 

118

 

5.         Материалы XXIV съезда КПСС и Совета Министров СССР. — Правда, 1977, 29 дек.

6.         В Центральном комитете КПСС и Совете Министров СССР. — Правда, 1977, 29 декабря.

7.         Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя. — 3-е изд. — М. — 496 с.