Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

185

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

 

А. В. ЗАХАРОВА, Э. А. ФАРАПОНОВА

Москва

 

С 22 по 26 октября 1979 г. в Праге на базе Педагогического института им. Я. А. Коменского (директор — профессор, доктор Б. Куял) проходил V чехословацко-советский семинар по теме «Ученик социалистической школы, управление его развитием и методы исследования», в котором впервые принимали участие советские психологи. В советскую, делегацию входили И. В. Дубровина (руководитель делегации), Ф. Т. Михайлов, Д. Б. Эльконин, Э. А. Фарапонова, А. В. Захарова.

Семинар открылся приветственными словами зам. директора Института им. Я. А. Коменского д-ра И. Семрада и научным докладом руководителя семинара д-ра З. Гелуса. Речь шла о программе исследований и разработке перспективной модели процесса образования и воспитания. Ученик — это личность, включенная в процесс воспитательно-образовательной системы социалистической школы и осуществляющая собственную деятельность в процессе обучения и воспитания, управляемом учителем и опосредованном учебным материалом и способами его преподнесения. В докладах д-ра З. Гелуса и его сотрудников был затронут вопрос о подготовке учителей и создании условий для их профессиональной деятельности. Этот вопрос более подробно был рассмотрен в докладе д-ра М. Кодыма (Институт психологии АН ЧССР), который рассказал о состоянии и перспективах изучения деятельности учителя и разработке психолого-педагогических оснований совершенствования  его . подготовки.

Большой интерес, общетеоретическое и критическое обсуждение вызвали доклады К. Влашека «К. вопросу дифференциации учебного материала в профессиональной подготовке», Л. Беялновой «Дошкольное воспитание и его роль в формировании личности», В. Мишурцовой «Проблематика подготовки детей к школе с точки зрения семейного и школьного воспитания», Д. Кодытковой «Научное мировоззрение и подготовка к социалистическому образу жизни» и др. В докладах, касавшихся методики исследования, представляет интерес использование аппаратурной техники, видеомагнитофонной записи для анализа поведения учащихся на уроках и способы анализа получаемых материалов (доклад И. Мареш и др.). Доклад сопровождался демонстрацией аппаратуры и возможного использования полученных данных. Интерес представляют и материалы экспериментального исследования некоторых характеристик учебной, деятельности (доклад Б. Кулича). Центральным вопросом, вокруг которого «в той или иной степени вращалось большинство докладов, был вопрос об ученике как о субъекте учебно-воспитательного процесса и о роли отношений между учащимися и учителями в процессе осуществления учебно-воспитательных задач; теоретический подход к ученику и его деятельности как компоненту воспитательно-образовательной системы социалистической школы. Анализировались условия и возможности управления развитием ученика, прежде всего с точки зрения активизации его собственной деятельности и диалектического взаимоотношения регуляции и саморегуляции при обучении и воспитании. Обсуждались актуальные проблемы психолого-педагогической диагностики. В заключение можно отметить высокий научный уровень и широкой диапазон проблематики докладов, представленных чехословацкой стороной. С обобщающими докладами выступили З. Гелус (тема доклада «Ученик социалистической школы, управление его развитием и методы исследования») и директор Института АН ЧССР д-р М. Кодым (тема доклада «Проблематика школьного дела в концепции Института психологии АН ЧССР»), которые осветили научно-исследовательскую деятельность институтов и проблематику дальнейших исследований.

Советская делегация принимала активное участие во всех заседаниях. Доклад Ф. Т. Михайлова был посвящен психологическому анализу деятельности ученика и его места в педагогическом процессе (методологический аспект). В докладе Д. Б. Эльконина были раскрыты теоретические аспекты разработки психолого-педагогической диагностики, проанализированы принципы ее построения и значения для управления развитием учащихся. А. В. Захарова осветила Bonpocbi взаимодействия регуляции и саморегуляции в процессе формирования учащегося как субъекта учебной деятельности. И. В. Дубровина сделала доклад о принципах организации системы нравственного воспитания и обучения учащихся. Э. А. Фарапонова осветила значение трудового обучения и воспитания для развития личности учащихся. Доклады советских участников получили высокую оценку в выступлениях чехословацких психологов и педагогов, вызвали много вопросов уточняющего и конкретизирующего характера.

И. В. Дубровина и д-р З. Гелус подвели научные итоги семинара. В заключительном слове от имени советской стороны Я. В. Дубровина, пригласила чехословацких коллег принять участие в VI семинаре, который планируется провести в нашей стране в 1980 г. Оценивая работу V семинара, она отметила его высокий научный и организационный уровень, плодотворность обмена опытом и личных контактов научных работников.