Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

182

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Э. А. ФАРАПОНОВА, Т. И. ДАНЮШЕВСКАЯ

Москва

 

В г. Донецке, известном своими революционными, боевыми и трудовыми традициями, с 14 по 16 ноября 1979 г. проходила Всесоюзная научно-практическая конференция, посвященная проблемам совершенствования трудового воспитания, обучения и профориентации учащихся и подготовки их к труду в свете постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду». Конференция организована Министерством просвещения СССР, НИИ трудового обучения и профориентации АПН СССР, Министерством просвещения УССР, Донецким областным комитетом Компартии Украины.

В работе конференции приняли участие представители ЦК КПСС, ЦК КПУ, ответственные работники Министерства просвещения СССР, УССР и других союзных республик, отделов народного образования, институтов усовершенствования учителей, научные работники и преподаватели вузов, учителя школ, мастера производственного обучения и преподаватели ПТУ, передовики производства, наставники молодежи, руководители трудовых коллективов промышленных предприятий, шахт, сельскохозяйственных бригад, участвующие в комплексном решении, задач подготовки подрастающего поколения к общественно полезному труду; всего 972 человека.

Конференцию открыл заместитель министерства просвещения СССР Е. Ф. Штыкало; он проанализировал и высоко оценил опыт, накопленный в решении вопросов трудового обучения и воспитания школьников, подчеркнул необходимость продолжать работу по совершенствованию содержания и методов политехнического трудового обучения, по созданию единой системы трудового обучения в, школе, с учетом всеобщего средней образования и изменения характера труда в период научно-технической революции. Большое внимание было уделено различным аспектам комплексного решения проблемы трудовой подготовки молодежи: связи трудового обучения, воспитания и профориентации; координации планов по подготовке трудовых кадров; налаживанию действенных связей с предприятиями; работе межведомственных советов и комиссий по профессиональной подготовке и профориентации; вопросам совершенствования подготовки учителей труда в педагогических институтах и институтах усовершенствования учителей; созданию учебников по труду для учащихся и методических пособий для учителей

 

183

 

Секретарем Донецкого обкома партии Г. П. Ярковым был обобщен опыт работы партийных и советских органов по руководству комплексным решением вопроса повышения эффективности трудового обучения, воспитания и профориентации учащихся и подготовки молодой смены рабочего класса, обеспечивающим: 1) совершенствование содержания и методов трудового обучения и воспитания; 2) создание современной материально-технической базы трудового обучения; 3) связь школы, ПТУ и шефствующих предприятий; 4) повышение квалификации учителей труда и др.

Интересный передовой опыт трудовой подготовки и профориентации школьников на рабочие и сельскохозяйственные профессии, отражен в двух других докладах, заслушанных на пленарном заседании. Так, доклад главного инженера шахты им. Абакумова Д. П. Мельниченко был посвящен роли трудового горняцкого коллектива в решении проблем профориентации учащихся. При этой шахте, как и при многих других предприятиях г. Донецка и Донецкой области (заводах «Азовсталь», «Ждановтяжмаш» и др.), создан консультационный пункт по профориентации, где консультируют передовые рабочие, инженеры, знакомящие школьников с изменениями содержания труда в современных горняцких профессиях, раскрывающие красоту горняцкого труда. Шахтеры ведут кружки, работают вожатыми в школах. Между школьниками и шахтерами в начале года заключается договор о социалистическом содружестве. Лучшему классу вручается «приз отцов». В результате проделанной работы повысилась в глазах ребят престижность горняцкого труда, значительно возрос процент школьников, посвящающих себя этим профессиям. Роль другого производственного коллектива — тракторной бригады колхоза — в трудовом воспитании школьников раскрыта в докладе Героя Социалистического Труда, делегата XXV съезда Н. И. Шпаренко, начальника механизированного отряда ордена Ленина межхозяйственного предприятия «Россия».  На предприятии рядом с опытными производственниками работают две ученические производственные бригады, показатели которых выше, чем у кадровых рабочих. Учащиеся не только заняты производительным трудом, но и проводят опытническую работу, выявляют условия повышения эффективности сельскохозяйственного труда. Трудовое обучение и воспитание соединены воедино. Проводятся совместные совещания представителей ученических производственных бригад и специалистов: школьники учатся хозяйствовать. Организуются встречи с ветеранами труда, рабочими династиями. На общих собраниях чествуют тех, кто решил остаться в колхозе. Показана эффективность проводимой работы и для ориентации учащихся на современные сельскохозяйственные профессии.

Доклад директора НИИ трудового обучения и профориентации АПН СССР Н. П. Семыкина был посвящен актуальным социально-педагогическим проблемам трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся школы; большое внимание было уделено методологическим вопросам трудовой подготовки школьников.

Для ознакомления участников конференции с интересным опытом работы на местах были проведены выездные заседания семи секций в крупнейших промышленных и сельскохозяйственных центрах Донецкой области: Макеевке, Жданове, Славянске, Горловке, Снежном, Старобешевском и Волновахском районах.

В программу конференции были включены доклады психологов: В. Д. Шадриков (Ярославский университет) рассмотрел вопросы формирования психологической системы деятельности; Ф. И. Иващенко (Минский пединститут)— формирования школьника как субъекта труда; Н: К. Шеляховская (Московский областной пединститут им. Н. К. Крупской) — формирования у школьников общественно-трудовой активности; В. В. Чебышева (Москва) — дифференциации трудового обучения как средства подведения школьников вплотную к освоению профессии. Повышению педагогической квалификации учителей труда и наставников как фактору совершенствования трудового обучения и воспитания были посвящены сообщения М. Ф. Хижуховской (Адыгейский пединститут), И. Н. Ярового (г. Славянск, пединститут), Ю. П. Вавилова и В. Н. Шеминова (Ярославский пединститут).

Работа конференции проходила в семи секциях, на одной из которых впервые обсуждались собственно психологические проблемы трудового обучения и воспитания.

Отмечено, что наиболее актуальным является комплексный подход в решении задач повышения эффективности  трудового обучения: в разработке единой системы трудового политехнического обучения и активных методов обучения, способствующих развитию самостоятельности, инициативы, творчества; в развитии у учащихся интеллектуальных компонентов трудовой деятельности, таких, как техническое мышление и основные общетрудовые умения интеллектуального характера, воспитание в процессе обучающего труда умения анализировать задачу, ставить цель, организовывать и планировать трудовой процесс, осуществлять действия контроля и оценки, настойчиво добиваться достижения поставленной цели; в формировании положительной мотивации и трудовой направленности личности учащихся; в развитии единства интеллектуальной, мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся, в становлении основ саморегуляции в труде  (Э. А. Фарапонова, Л. А. Запорожец, И. И. Будницкая, Москва, НИИ ОПП АПН СССР).

Рассматривались результаты конкретных психологических исследований, выявляющих условия развития технического мышления на занятиях по труду при решении системы специально подобранных задач и организации учебной деятельности школьников (А. М. Аверин, Н. Тагил, пединститут);

 

184

 

роль обобщенных видов наглядности в трудовом обучении школьников — кинематических и электротехнических схем (Г. И. Данюшевская, И. В. Терешкина, Москва, НИИ ОПП АПН СССР); других исследований, имеющих практическое значение для дальнейшего совершенствования трудового обучения (В. К. Кузьменков, Славянск, пединститут; З. А. Решетова, МГУ; А. П. Чернышева, НИИ психологии УССР, и др.).

Рассматривались результаты психологических исследований по профессиональной ориентации в школе, в частности по выявлению возможностей более раннего начала профориентации на уроках труда (Э. А. Фарапонова, Л. Н. Шестакович, Москва, НИИ ОПП АПН СССР), а также результаты исследований, посвященных описанию различий в склонностях старшеклассников при выборе массовых профессий (Г. Ф. Королькова, Ленинград, пединститут им. А. И. Герцена; В. Н. Кошелев, Москва, МОПИ им. Н. К. Крупской).

Психологическим аспектам профессиональной ориентации и трудовой адаптации школьников, формированию у них психологической готовности к трудовой деятельности был посвящен ряд докладов и сообщений (Г. Т. Гвоздецкая, НИИ профтехобразования, Ленинград; В. А. Моляко, И. С. Гичан, С. Я. Карпиловская, В. В. Синявский и В. Н. Ткаченко, НИИ психологии МП УССР; А. Б. Федоришин, КГУ).

Раскрытию значения психологического описания массовых рабочих профессий и трудовой деятельности инженера-конструктора для совершенствования содержания и методов трудовой политехнической подготовки школьников было посвящено сообщение Т. И. Жуковой (НИИ ОПП АПН СССР). Выявлению развивающего эффекта различных способов организации деятельности школьников на уроках труда (совместной, коллективно-распределенной и индивидуальной деятельности) были посвящены сообщения Э. А. Фарапоновой, Е. Л. Шаровой, С. В. Ушнева, Л. А. Запорожец (НИИ ОПП АПН СССР) и др.

Воспитание психологической готовности к труду, формирование у школьников трудовой направленности и активной жизненной позиции стали предметом обсуждения не только в докладах, но и в выступлениях (Н. Д. Ярмаченко, НИИ педагогики МП УССР; Э. М. Софьянц, Донецкий областной ИУУ; Т. И. Данюшевской, НИИ ОПП АПН СССР, и др.). Директор Ковяжской сельской школы Валковского района Харьковской области Д. Д. Шило осветил интересный практический опыт воспитания учащихся в ученических производственных бригадах и вместе с тем подчеркнул необходимость комплексного подхода в решении вопросов трудового обучения и воспитания, в объединении усилий школы, семьи, производственного коллектива, партийных и советских органов, общественности.

Рассматривались некоторые психологические аспекты повышения эффективности подготовки учителей через вооружение начинающих учителей и студентов факультетов общетехнических дисциплин приемами и методами работы, характерными для творчески работающих опытных учителей и мастеров производственного обучения в ПТУ и школе (В. Н. Забелин, НИИ ОПП  АПН СССР).

Специально обсуждались вопросы комплексной разработки материально-технических средств трудового обучения с участием инженеров, педагогов, методистов, психологов, физиологов и других специалистов (Е. А. Пустовой, Ростов-на-Дону, пединститут).

Было уделено внимание анализу результатов специальных исследований, выявляющих физиологические условия высокой эффективности трудового обучения (Д. Л. Букреева, С. А. Косилов, Л. Е. Любомирский, Москва, НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР; В. П. Краснокутская, Славянск, пединститут).

Участники секции познакомились с интересным опытом организации трудового воспитания и самоуправления школьников в летних лагерях труда и отдыха на примере лагеря труда и отдыха «Радужная республика», а также в УПК Центрального района г. Горловки. Целесообразно углубленное изучение, анализ и обобщение этого опыта с целью его апробации и внедрения в более широких масштабах.

На заключительном заседании конференции с докладом о социально-экономических проблемах ускорения научно-технического прогресса и подготовке рабочих кадров выступил член-корреспондент АН УССР Н. Г. Чумаченко; были подведены итоги работы секций (выступления Ю. П. Аверичева, В. А. Полякова и Д. А. Тхоржевского). В рекомендациях конференции определены пути дальнейшего совершенствования трудового обучения, воспитания и профориентации учащихся, намечены основные проблемы, нуждающиеся в первоочередной научной разработке. Среди эти проблем указаны и психологические исследования, властности участие в комплексном решении задач трудового обучения, воспитания и профориентации учащихся на основе углубления политехнического образования и соединения обучения с производительным трудом, в формировании основ саморегуляции в процессе учебной и трудовой деятельности, развитии у учащихся творческого отношения к труду, разработке психолого-дидактических основ преемственности трудового обучения.