Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

175

 

ПЕРВОЕ ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ

ПСИХОЛОГОВ СПОРТА

 

Ю. Л. ХАНИН

Ленинград

А. Д. ГАНЮШКИН

Смоленск

 

23—25 октября 1979 г. в Смоленске на базе института физкультуры состоялось научно-практическое совещание спортивных психологов РСФСР. В его работе приняли участие 37 ведущих специалистов в области психологии спорта из 14 городов республики, представляющие все институты физической культуры (и их филиалы) и ряд других вузов.

Приветствуя участников совещания, зам. начальника главного спортивно-методического управления Спорткомитета СССР В. А. Романов отметил важность и своевременность рассмотрения актуальных проблем психологии спорта и оперативного поиска наиболее эффективных форм оказания реальной практической помощи спортсменам, тренерам, командам и спортивным руководителям, так как начался заключительный этап подготовки к играм XXII Олимпиады в Москве. В Российской Федерации трудится около 110 спортивных психологов, и от того, насколько четко им удастся в самое ближайшее время определить свои позиции и пути конкретной научно-практической и исследовательской работы, зависит их вклад в решение важных государственных задач, которые стоят сейчас перед всеми специалистами, работающими в большом и массовом спорте.

Председатель оргкомитета совещания А. Д. Ганюшкин (Смоленск) нацелил участников совещания на решение основной задачи: обобщение практического опыта психологов спорта РСФСР, активно работающих в командах, установление более тесных профессиональных контактов, выработку единых требований к организации и методике осуществления работы по психологическому обеспечению подготовки высококвалифицированных и юных спортсменов к ответственным соревнованиям.

Ю. Я. Киселев (Ленинград) в докладе «Цели, задачи, средства, методы и технология психологического обеспечения сборных команд РСФСР к ответственным соревнованиям» подробно рассмотрел четыре основных направления психодиагностики на разных этапах подготовки команд к ответственным стартам, обосновав необходимость исследования: 1) ведущих спортивно важных отношений и установок, 2) личностных и индивидуально-типологических особенностей спортсменов, 3) их сенсо- и психомоторики и 4) уровня активности и эмоционального возбуждения. Общим итогом комплексной психодиагностики должны быть конкретные рекомендации для тренеров и спортсменов по использованию приемов саморегуляции неблагоприятных предсоревновательных и соревновательных состояний. Обобщая многолетний практический опыт работы в командах по различным видам спорта, докладчик рассмотрел технологию реализации исследований по четырем перечисленным направлениям в условиях реальной подготовки спортсменов и команд.

О. А. Сиротин (Челябинск) остановился на задачах психологического обеспечения подготовки высококвалифицированных борцов и, в частности, на роли психолога при отборе спортсменов по перспективности и надежности, создании условий для роста их спортивного мастерства и формирования психической готовности к конкретному выступлению.

В. Л. Марищук (Ленинград) предложил более четко различать два самостоятельных раздела работы в команде: а) идейно-воспитательный (во имя чего выступает спортсмен) и б) собственно психологический (каким образом он может реализовать свой максимальный потенциал). В решении задач по каждому из этих разделов должны участвовать спортивные педагоги и психологи, работающие в. тесном контакте между собой. Были подробно изложены основные функции спортивного психолога, подчеркнута важная роль выбора адекватных

 

176

 

критериев при оценке результатов психодиагностики в спорте и непродуктивность ориентации на среднестатистические показатели или мифические «модельные характеристики». Эта мысль была далее развита в выступлении Е. Н. Суркова (Ленинград), который показал важность более четкого представления о готовности спортсмена и необходимости при сопоставлении личностных характеристик исходить из психоспортограмм конкретных видов спорта, учитывать как вариативность, так и инвариантность показателей, получаемых с помощью многочисленных методик и шкал, используемых в настоящее время в спорте.

В докладе, Ю. Л. Ханина (Ленинград) «Диагностика и оптимизация социально-психологических условий подготовки и выступления спортсменов» были рассмотрены: а) основные задачи и методы социально-психологической диагностики в спорте высших достижений, б) критерии оценки оптимальности или неоптимальности внутриколлективных связей и отношений, в) основные подходы к оптимизации социально-психологических условий тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов. Была обоснована настоятельная необходимость включения в типовые программы социально-психологической диагностики контролируемого наблюдения, а не только опросных методик. На примере оптимизации межличностного контакта спортсменов с тренером на заключительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям были показаны пути оптимизации внутриколлективных отношений и предложены три алгоритма программ работы психолога в команде.

Л. Ф. Вязникова (Хабаровск) рассмотрела вопросы адекватности межличностного контакта тренера со спортсменами, имеющей большое значение для решения как воспитательных, так и спортивно-результативных задач, высказала опасение по поводу чрезмерной ориентированности некоторых тренеров на результат и недооценки ими значимости эмоционального контакта со своими воспитанниками.

А. В. Мальчиков (Смоленск) остановился на другой чрезвычайно важной, но пока малоизученной в спорте проблеме групповой композиции (комплектования состава команды). Речь шла, в частности, о значении не только индивидуальных характеристик, но и о необходимости учета того, как именно они реализуются в условиях групповой деятельности. На материале исследования баскетбольных команд РСФСР было показано влияние фактора сочетаемости индивидуальных и групповых характеристик (по сходству и различию) на результативность групповой совместной деятельности. Рассматривая дезорганизующие и благоприятные последствия групповой композиции команды, докладчик показал также перспективность процедуры Q-сорт в  исследовании  указанной проблемы.

При обсуждении прикладных аспектов социально-психологических исследований и работы психолога в команде особое внимание было сосредоточено  на вопросах управления межличностными конфликтами в команде, их целесообразности и нецелесообразности, необходимости включения социально-психологической диагностики и предложенных подходов оптимизации взаимовлияний в команде в программу работы любого практического психолога, независимо от его специализации и сферы научных интересов, поскольку проблемы социальной психологии в современном спорте занимают одно из центральных мест.

Е. Н. Сурков (Ленинград) затронул проблему дополнительной верификации данных психодиагностики, получаемых на социально-психологическом и личностном уровнях.

Отдельное заседание было посвящено практическим вопросам индивидуализации управления тренировочной и соревновательной деятельностью спортсменов на основании учета их индивидуально-типологических и личностных особенностей.

В докладе Б. А. Вяткииа (Пермь) «Управление влиянием психического стресса на связи разноуровневых индивидуальных свойств в целях повышения надежности соревновательной деятельности» были рассмотрены теоретические и практические вопросы, имеющие принципиальное значение для своевременной коррекции деятельности спортсмена. Докладчик подчеркнул часто игнорируемое в практической работе положение, что при исследовании спортсмена мы всегда имеем дело с целостной личностью. Поэтому важно выявить характер взаимосвязей между свойствами самых разных уровней индивидуальности (социально-психологического, личностного, психофизиологического и т. д.). Было, в частности, показано, что под влиянием, например, соревновательного стресса происходит не только изменение определенных показателей, но, и, что особенно важно, характера взаимосвязей между разноуровневыми характеристиками. Поэтому высокий спортивный результат может быть достигнут лишь при наличии гармонической взаимосвязи между особенностями разного уровня. В связи с этим важной практической задачей психолога, работающего - в команде, является такая организация тренировочной или соревновательной деятельности, которая бы соответствовала (способствовала, не нарушала) адекватной согласованности выделенных признаков.

Л. Н. Радченко (Ленинград) рассказал об опыте практической работы психолога в командах высококвалифицированных борцов. Он рассмотрел вопросы, связанные с технологией рабочих контактов практического психолога с тренером, разработчиками методик, предварительной работой с вспомогательными контингентами (отработка инструментария, стандартизация методов) и участием в подготовке команды. Большой интерес вызвали экспериментальные данные докладчика об особенностях реагирования на помехи и препятствия, которые существенно различаются у выдающихся спортсменов (чемпионов мира, Олимпиад) и у атлетов высокого класса, но не достигающих спортивных вершин.

 

177

 

Ю. С. Багимов (Челябинск) рассказал о проблемах психологии юношеского спорта. Докладчик, в частности, показал, что психическая надежность в спорте должна воспитываться подобно тому, как воспитываются личностные качества, ценностные ориентации, как формируются те или иные двигательные качества и навыки. Были приведены экспериментальные данные о влиянии возрастных особенностей на эффективность тренировочных занятий.

В докладе Л. М. Аболина (Казань) «Индувидуализация предсоревновательной подготовки спортсменов с различной выраженностью нервной системы и темперамента» был обобщен практический опыт автора и рассмотрены пути управления подготовкой спортсменов. Как и в предыдущих выступлениях, уделялось внимание методологическим и методическим вопросам реализации идеи индивидуального подхода в практике спортивной тренировки и обеспечении успешной соревновательной деятельности.

Г. Г. Румянцев (Челябинск) представил результаты исследований и практического применения принципов индивидуализации работы с конькобежцами высокого класса. Он, в частности, показал, каким образом можно повысить эффективность тренировочного процесса, ориентируясь на показатели выраженности силы и лабильности нервной системы: а) при перспективном и годичном планировании подготовки спортсменов, б) при проведении каждого тренировочного занятия и в) непосредственно в ходе предсоревновательной подготовки и выступления спортсменов. В работе с конькобежцами вопросы диагностики, выбора адекватных педагогических воздействий и рациональной организации деятельности каждого спортсмена были органически связаны и потому оказались эффективными.

В дискуссии по этой проблеме приняли участие В. Н. Полонский (Московская область), Е. А. Калинин (Москва), В. А. Масленников (Новгород), А. А. Белкин (Волгоград), В. Л. Марищук (Ленинград), А. П. Тимин (Смоленск), И. Н. Торопчин (Волгоград). Было подчеркнуто, что при всей важности учета индивидуальных характеристик спортсмена при организации его деятельности необходим поиск интегративных показателей, поскольку простая аддитивность отдельных качеств и свойств может ввести в заблуждение как исследователя, так и практического работника, так же как и ориентация только на какое-либо свойство или характеристику. Задача, кроме того, состоит в возможно более полном учете индивидуальных свойств спортсмена на самых различных уровнях.

Ряд докладов был посвящен прикладным аспектам диагностики и регуляции сенсомоторных и психомоторных функций и психических состояний. Е. Н. Сурков (Ленинград) поделился опытом участия психолога в работе комплексной научной группы, обеспечивающей подготовку сборной женской команды СССР по волейболу. Он остановился на вопросе о том, каким образом с помощью несложных устройств и модификации известной реакции на движущий объект (РДО), совмещением двух спаренных электросекундомеров можно выделять важные для конкретного вида спорта характеристики (чувство времени, распределение внимания, антиципирующую способность) волейболистов. Были также приведены интересные данные о способах оперативного представления полученной информации для тренеров (экран ежедневного обследования команды с показателями уровня психомоторных функций). Выделено также влияние утомления на эти функции и реакции, что позволяет более обоснованно рекомендовать соответствующие режимы восстановления для конкретных игроков. П. В. Зайцев (Петрозаводск) рассказал об опыте применения информации о динамике психомоторных функций в управлении предстартовым состоянием спортсмена на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки спортсменов с учетом индивидуального стиля их деятельности (гребцы — «темповики» или «силовики»). А. А. Белкин (Волгоград) рассмотрел особенности использования идеомоторной тренировки в команде по гимнастике при организации непосредственной подготовки участниц к каждой попытке. Выступления основных докладчиков были дополнены сообщениями В. Л. Марищука (Ленинград), Л. В. Буравцевой (Смоленск),

А. Мазурова (Краснодар), Е. П. Щербакова, Ю. Б. Седых (Омск), Ю. Я. Киселева (Ленинград), Н. А. Худадова (Москва) и других участников совещания.

Обсуждения по этому направлению прикладной работы психолога в команде завершились в выступлениях И. Н. Торопчина (Волгоград) «Опыт идеомоторной тренировки при работе с прыгунами в воду» и B. А. Масленникова (Новгород) «Диагностика и управление активностью спортсменов в условиях тренировочной деятельности». Первый докладчик показал этапы формирования способности к самоконтролю и обосновал необходимость формирования не только зрительного, но и проприоцептивного самоконтроля при подготовке прыгунов в воду и предложил последовательные этапы для формирования устойчивых навыков эффективной саморегуляции и в условиях соревновательной деятельности. Второй докладчик остановился на способах контроля и повышения активности тренировочной деятельности  тяжелоатлетов.

Участники совещания обменялись информацией о новых разработках и экспрессметодиках, имеющихся сейчас у психологов спорта РСФСР. Было решено создать на базе Ленинградского научно-исследовательского института физической культуры централизованную тестотеку («банк методик»), которой могли бы пользоваться все практические психологи спорта, осуществляющие работы в командах РСФСР и занимающиеся исследованиями. Дальнейшая работа по накоплению надежных и валидных методов психологического исследования будет проводиться в тесном контакте с кабинетом

 

178

 

психодиагностики ЛГУ им. А. А. Жданова (зав. кабинетом А. К. Нитченко) и с другими научными центрами страны.

Специальную лекцию на тему «Психология спорта за рубежом» прочитал Ю. Л. Ханин. Он рассказал о новейших разработках зарубежных психологов спорта, главным образом США, Канады, ФРГ и Японии, направлениях исследований, наиболее перспективных методах  работы.

С высокой оценкой научно-практических результатов первого совещания психологов спорта РСФСР выступила представитель Спорткомитета РСФСР олимпийская чемпионка Л. В. Баранова (Козырева). Она отметила важную роль, которую могут сыграть практические рекомендации психологов при работе со сборными командами России и всей страны, а также важность более тесных контактов психологов с командами и спортивными руководителями. Знание реальных потребностей практики поможет психологам внести еще больший вклад в решение задач воспитания, обучения и подготовки спортсменов к ответственным соревнованиям.

В. А. Романов (Спорткомитет СССР, Москва) выразил большую удовлетворенность тем, что в Смоленске собрались ведущие силы психологов спорта нашей страны. Успех их работы, подчеркнул он, важен для сборных команд не только Российской Федерации, но и СССР, так как спортсмены РСФСР составляют костяк наших национальных сборных команд, которым в самое ближайшее время предстоит выступать на Олимпиаде в Москве. Важно четко определить свои ближайшие и перспективные задачи, скоординировать совместные усилия, повысить ответственность психологов за качественную подготовку команд. Необходима централизация психологической службы в спорте, поскольку именно здесь накоплен богатый практический опыт. Было также подчеркнуто особое значение, которое психологи спорта должны придавать работе со спортивным резервом, активнее исследовать соревновательную деятельность и принимать самое непосредственное участие в психологическом просвещении тренеров.

Подводя итоги первого совещания психологов спорта РСФСР, следует отметить, что период активных поисков и практического опробования различных форм работы в командах сейчас уже завершен. Обмен мнениями и результаты дискуссий показали, что в настоящее время важно привести в порядок и организационно сплотить все силы активных исследователей и практиков, с тем чтобы оказывать действительно существенную помощь в обеспечении качественной подготовки спортсменов и команд. Настала пора разработать статус психолога и документы, которые бы регламентировали его взаимоотношения с тренером, спортсменом, спорткомитетом. Необходимо создать общественный орган, который бы решал вопросы подготовки и аттестации психологов спорта, работающих в командах. Таким органом могла бы стать Федерация спортивной психологии РСФСР. Участники совещания обсудили и приняли ряд решений, направленных на активизацию дальнейших исследований и научно-практической работы в командах, распределили психологов по сборным командам РСФСР, предусмотрели формы более тесных рабочих контактов между собой и со Спорткомитетом РСФСР. Принято решение о публикации материалов совещания и о выпуске в ближайшее время методических рекомендаций для психологов спорта, тренеров и спортивных педагогов.