Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

171

 

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

 

А. М. СВЯДОЩ

Ленинград

 

Половое воспитание, опирающееся на научно обоснованные психогигиенические рекомендации, нередко еще остается пустой фразой и не получает должного претворения в медицинской и педагогической практике. Это отрицательно сказывается на развитии психики и личности, физическом и сексуальном здоровье, мешает достижению личного счастья и максимальной реализации общественно ценных возможностей человеческой личности. Наш многолетний опыт работы в Ленинградской консультации по вопросам семейной жизни показывает, что дефекты полового воспитания в детском и подростковом возрасте могут являться причиной развития неврозов, фригидности, раннего начала половой жизни, сексуальных проступков, а также дисгармоний супружеской пары в физическом и психологическом планах, ставящих под угрозу брак. В немалой степени этому способствует то, что вопросы пола практически не освещаются в ходе подготовки врачей, педагогов и воспитателей. Отсутствие руководств по психогигиене пола в детском возрасте вынуждает их в своей практической деятельности опираться на так называемый здравый смысл, лежащий между личным опытом и еще бытующими порой искаженными представлениями о половой жизни и психологии пола. Все это делает издание рецензируемой книги1 весьма актуальным.

Во введении авторы определяют роль врача прежде всего как консультанта воспитателей (родителей, педагогов, работников детских и молодежных организаций и учреждений). Справедливо подчеркнута важность инициативы и компетентности работников здравоохранения.

В первой главе рассмотрены общие принципы полового воспитания. Бесспорно важно и принципиально определение его как составной части нравственного воспитания. Оно направлено на формирование целостной, социально и нравственно., зрелой личности, способной осознать особенности своего и другого пола и устанавливать оптимальные отношения с людьми в семейной и других сферах жизни. Половое воспитание не может и не должно сводиться к «голому» физиологическому просветительству. Оно, однако, не может быть правильным и успешным, если не опирается на своевременное, соответствующее уровню развития ребенка, разъяснение вопросов пола. Рассмотрены особенности формирования пола и половой, роли. Представлены различия психофизиологии мужчин и женщин в возрастном

 

173

 

аспекте, начиная с раннего возраста. При проведении полового воспитания приходится учитывать, что процесс акселерации касается прежде всего физического развития и связан с рядом дисгармоний. Авторы обращают внимание на изменение роли полов на современном этапе и в связи с этим предостерегают против утрированных и поспешных тенденций в половом воспитании, которые могут вести к деформациям ролевых функций полов. Конкретизируется содержание основных принципов полового воспитания: доверия, соответствия развитию ребенка, активной подготовки и иммунизации, правдивости, ясности, непрерывности и повторения, пробуждения собственной ответственности, единства передачи фактов и этических ценностных ориентаций. Освещается роль средств массовой информации, искусства, языка в половом воспитании.

Вторая глава посвящена половому воспитанию дошкольников. Она начинается с изложения особенностей развития пола в общем контексте онтогенеза личности. Этот подход, определяющий построение и других глав, надо признать безусловно верным. Важность начала полового воспитания с раннего возраста подтверждается тем, что сформированные до пяти лет представления о своей половой принадлежности после этого возраста изменению по существу недоступны. Убедительно показана и проанализирована роль матери в раннем общем и психосексуальном развитии ребенка. Роль отца на современном этапе изменилась. Отец во все большей мере становится равноправным — но не тождественным — партнером жены в семье и воспитании. Мать учит ребенка тому «как», отец — тому «что»; отец учит ребенка быть «кем-то», мать — «кем-то для кого-то». Неправильное воспитание в этом возрасте нередко способствует маскулинизации девочек и феминизации мальчиков, которые впоследствии могут осложнять и затруднять многие стороны жизни взрослых уже людей. Интересны результаты проведенных авторами опросов. Они показывают, что отсутствие у взрослых правильных представлений о развитии пола затрудняет своевременное и верное  проведение полового воспитания.

Авторы дают медико-педагогические рекомендации по организации режима, сна, выработке навыков опрятности в раннем возрасте. Показано, что для психосексуального развития могут быть небезразличны некоторые часто применяемые медицинские процедуры и вредны телесные наказания, которые нередко пробуждают чувственность. Вопросы ребенка о поле не должны отвергаться взрослыми: готовность удовлетворить естественную любознательность ребенка, правдивость и искренность создают иммунитет против растлевающего влияния «тайных воспитателей». Подчеркивается важность воспитания у детей отношения к беременности и появлению новых детей как к желательным и радостным для человека явлениям.

Воспитание младших школьников — предмет третьей главы. Все еще бытующее представление об асексуальности детей этого возраста получает убедительные опровержения в данных ряда исследователей и самих авторов. Подробно описаны различия психологии мальчиков и девочек, проявляющиеся в обучении, играх, взаимных предпочтениях и особенно в протекании периода половой гомогенизации.

Медико-педагогические рекомендации исходят из необходимости содружества семьи и школы в проведении полового воспитания. Рассматривается ряд программ полового воспитания для младших школьников. В связи с часто отмечаемой феминизацией состава преподавателей школ авторы обсуждают необходимость анализа воспитателями своих взглядов на вопросы пола и вытекающих из них субъективных и объективных позиций в отношении к мальчикам и девочкам. Отдельно рассматривается тактика воспитателей в оценке особенностей поведения детей, оптимизации школьного обучения и трудового воспитания в семье и школе, организации семейного быта и досуга и т. д.

Четвертая глава посвящена подростковому возрасту. Особенности этого периода развития широко обсуждаются в литературе. Тем не менее эта глава представляет самостоятельный и специальный интерес. Тонко анализируются психологические проблемы, связанные с реорганизацией образа тела. Обсуждается та помощь, которую могут оказать подростку в продуктивном разрешении этих проблем взрослые. Насыщенны и информативны разделы, посвященные формированию самосознания подростка как представителя определенного пола. Рассмотрена возможность, формирующегося полового влечения с высшими чувствами — дружбой, любовью. В контексте изложения проблем сексуального поведения и наркотизации приводятся сведения, использование которых будет полезно в педагогической и санитарно-просветительной работе. Литературные и собственные данные знакомят читателя с динамикой развития сексуального поведения и установок в подростковом возрасте. Эти сведения опровергают в равной мере представления о всепроникающей эротичности подростка и недооценку сексуальности в этом возрасте. Рассматриваются установки подростков по отношению к представителям другого пола, браку, с которыми подросток выходит в самостоятельную жизнь.

Медико-педагогические рекомендации исходят из того, что «половое воспитание подростка сегодня определяет его готовность к семейно-брачным отношениям и имеет важность государственной задачи» (с. 94). Они помогают в разграничении нормальных и патологических вариантов подростковой сексуальности, в выработке оптимального подхода к обсуждению с подростком волнующих его проблем. Описываются возможности преподавателей различных дисциплин в проведении полового воспитания. Отдельно освещаются вопросы полового воспитания в системе профтехобразования.

 

174

 

Пятая глава «Трудности я помехи в половом воспитании», по моим сведениям, впервые в нашей литературе систематически освещает ряд трудно выявляемых ситуаций и влияний, которые могут быть чрезвычайными событиями в психосексуальном развитии. Речь идет не только об ускоренном, замедленном или искаженном половом развитии, но я влияниях, которые могут возникнуть в неполной семье, в связи с алкоголизацией и психическими заболеваниями родителей, при развращении, совращении, других сексуальных проступках против ребенка.

8 отдельной главе рассматриваются сексуальные нарушения при расстройствах психики у детей. Анализируется семиотика сексуальных проявлений при различных психических нарушениях, в том числе при неврозах и психопатиях. Значительный интерес представляют анализ и описание условносексуальных проявлений. Врачам я воспитателям адресуются медико-педагогические рекомендации, которые дифференцированы в зависимости от специфики нарушений психики.

Последняя глава посвящена половому воспитанию в детских садах и яслях, Домах ребенка и интернатных учреждениях, стационарах и санаториях общего и специального типа. Наблюдения, выводы и рекомендация авторов могут быть положены в основу специальной подготовки медицинского и педагогического персонала для этих учреждений и разработки единых требований по психопрофилактической и психогигиенической работе в них. Приведен перечень лекарственных средств, показания к применению, дозировки.

Словарь терминов помогает читателю, не имеющему специальной подготовки, ориентироваться в ряде понятий, возникающих на стыке психологии и медицины.

Вызывает сожаление, что большой опыт авторов в деле психотерапии, психогигиены и санитарного просвещения не нашел отражения в виде конспектов бесед по вопросам иола с детьми разного возраста. Это было бы полезно не только в сугубо практическом плане — подобных материалов в литературе не много, но и в качестве материала для обсуждения при создании единых методических рекомендаций для врачей, педагогов и воспитателей. Следовало бы уделить больше внимания вопросам демографии и планирования семьи. Эти недостатки могут быть легко устранены при переиздании.

Авторы успешно справились со взятой на себя нелегкой задачей. Книга написана хорошим литературным языком, читается с большим интересом и правильно ориентирует читателя в направлении, задачах и методах психогигиенически и психопрофилактически обоснованного полового воспитания подрастающего поколения. Выход ее удовлетворяет давно назревшую актуальную потребность в литературе такого рода, и книга, несомненно, будет с интересом и пользой для дела воспринята широкими кругами врачей и воспитателей.



1 Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. — Л.: Медицина, 1979.— 183 с