Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

169

 

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ1

 

В. Д. АЗБУКИНА

Москва

 

Рецензируемая книга поднимает прежде всего вопросы о методах экспериментальной психологии; ее вполне можно было бы назвать «К проблеме метода в психологической диагностике». Авторы широко используют фундаментальные исследования советских и прогрессивных зарубежных ученых, точно, хотя и кратко, излагают их точки зрения, дают критическую трактовку теориям и фактам, предлагают свои определения понятий «интеллект», «проективные методы», «психодиагностика».

В первой главе «Психологическая диагностика» излагаются история, теория, проблемы метода. Читатель получает возможность заглянуть в истоки сегодняшних проблем психологической диагностики, проанализировать вместе с авторами основные направления критики тестов в советской психологии. Значительное место в этой главе уделено обсуждению так называемых диагностических схем, призванных свести воедино данные частных исследований (К. К. Платонов, Я. Рейковский).

Глава вторая «Теоретические проблемы

 

170

 

тестового исследовании интеллекта» посвящена развитию представлений об интеллекте, его сущности и структуре. Показано влияние учения о структуре способностей на принципы конструирования соответствующих тестов. Не остаются вне поля зрения и остродискусионные вопросы о врожденных и приобретенных способностях, возможности измерять «чистый» интеллект, при этом подчеркивается несостоятельность сравнительных исследований интеллекта в различных этнических группах (Г. Айзенк, А. Иенсен и др.).

В третьей главе «Методы исследования интеллекта» содержатся сведения не только о наиболее известных в мировой психодиагностической практике тестах (Бине, Векслер и др.), но и о методах, ранее почти не освещенных в нашей специальной литературе (тесты Равена, Амтхауэра и Мейли). Авторы проявляют осторожность в своих рекомендациях, делают их, опираясь на: опыт собственных клинико-психологических исследований.

В четвертой главе «Теоретические проблемы тестового исследования личности» авторы вновь обращаются к вопросам теории и методологии изучения личностных (характерологических) проявлений, возможности их самостоятельного рассмотрения при исследовании.

В главах «Методы исследования личности» и «Проективные методы исследования личности» авторы знакомят читателей со многими личностными опросниками (инвентариями), получившими значительное распространение в ряде областей психологии, в там числе в отечественных исследованиях по медицинской и социальной психологии (MMPI, опросники Айзенка, Кэттелла, Леонгарда — Шмишека, Бекмана — Рихтера).

Описывая ряд проективных методов исследования личности (Роршаха, Розенцвейга, неоконченных предложений), авторы правильно поступают, делая попытку творчески с позиций отечественной психологии истолковать механизмы проекции. При этом они основываются на учении об активности процесса восприятия, его личностном характере (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.). Удачно выполнены иллюстрации и описания отдельных проективных методов, лишь метод Роршаха изложен несколько скупо.

В «Заключении» авторы еще раз подчеркивают, что применение тестов «отнюдь не является попыткой заменить углубленное исследование личности, мысль экспериментатора, уложить все многообразие изучаемых явлений в стандартные схемы анализа». Результаты тестовых исследовании служат материалом для построения гипотез, нуждающихся в проверке, уточнении; они могут быть включены в комплексные исследования личности.

Отмечая недостатки этой книги, можно говорить о некоторой сжатости главы, посвященной методам исследования личности, в частности проективным методам. Несколько неполно приводится также шкала Айзенка. К сожалению, также отсутствуют развернутые примеры и клинические иллюстрации из обширной исследовательской практики авторов в области клинической психологии (психиатрической, соматической).

Книга написана простым, доступным, живым языком. Она может быть использована не только медицинскими психологами, но и другими специалистами как справочная литература, а также в качестве учебного пособия по психодиагностике для студентов-психологов. В ней значительно полнее, чем в имеющихся практикумах по психологии (в том числе и самом последнем спецпрактикуме, 1979), описываются тесты и другие методы исследования интеллекта и личности. Думаем, что данная монография сыграет свою роль в развитии отечественной психологической диагностики, могущей принять участие в решении многих важных задач в познании человеческой личности.



1 Блейхер В. М., Бурлачук М. В. Психологическая диагностика интеллекта и личности. — Киев:  Вища школа, 1978. — 142 с.