Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

163

 

ИЗМЕРИМ ЛИ ИНТЕЛЛЕКТ?

 

Guthke Jürgen. Ist Intelligenz meβbar? Einführung in Problem der psychologischen Intelligenszforschung und Intelligenzdiagnostik. — VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften. — Berlin, 1978. — 236 S.

 

Автор книги Юрген Гутке известен своими работами в области психодиагностики. В частности, им написана выдержавшая в ГДР несколько изданий книга «К диагностике интеллектуальной способности к обучению» («Zur Diagnostik der intellektuellen Lernfähigkeib). Книга «Измерим ли интеллект?» носит более общий характер. Она является своеобразным введением в область психодиагностики интеллекта и предназначена для самого широкого круга читателей.

Книга состоит из введения и 19 глав, сгруппированных в два больших раздела.

Существует ли «интеллект» вообще? Если он существует, то из каких компонентов он состоит? Прирожден (наследуется) ли интеллект, или же он определяется обучением и воспитанием, т. е. окружающей средой? Можно ли измерить интеллект? Что такое тест на интеллект и каковы его теоретические предпосылки, возможности и общественные условия применения? Что такое тест на обучение и чем он принципиально отличается от традиционных чисто констатирующих интеллектуальных тестов? Эти вопросы автор считает основными.

Первая глава посвящена анализу понятия «интеллект» и структуры интеллекта. Автор дает следующее определение: «Интеллект есть общее понятие (мыслительная абстракция) для еще не определенного в настоящее время, но; вероятно, достаточно большого числа различных «мыслительных способностей», «факторов», т. е. «плоскостей измерения» (Dimensionen), которые характеризуют уровень и качество мыслительных процессов личности и определяют ее интеллектуальное поведение в разнообразных проблемных ситуациях и на самом различном предметном материале» (с. 20).

В третьей главе обсуждаются условия развития интеллекта. Критикуются теории вероятности свойств интеллекта. Автор подчеркивает, что марксистская психология никоим образом не отрицает действенность генетического фактора в области дифференциации интеллекта. Однако, с другой стороны, она указывает, что «при нормальных обстоятельствах внешние условия жизни и активная жизнедеятельность человека играют решающую роль для развития его психических свойств и тем самым для развития интеллекта» (с. 69).

Четвертая и пятая главы посвящены краткому анализу понятий «интеллектуальная одаренность», «интеллектуальный статус», «способности к обучению», «уровень знаний», «умственные возможности» и т. п. и их соотношений. В частности, под интеллектуальной способностью к обучению автор понимает «сообусловленную (mitbedingte) врожденными особенностями, развертывающуюся в процессе жизнедеятельности внутри определенных исторических и общественных (прежде всего, система образования) условий, индивидуально варьирующую систему привычных диспозиций, которая делает возможным мыслительное и сознательное взаимодействие индивида с внешним миром. Кроме иерархированной целостной структуры мыслительных способностей к интеллектуальной способности к обучению относятся

 

164

 

также и внеиндивидуальные свойства, поскольку они влияют на успех мыслительного взаимодействия с окружением» (с. 74).

Во второй части книги обсуждается история и предыстория развития диагностических тестов, приводится критика тестов на интеллект. Некоторые считают, что количественный подход к психике вообще противоречит ее сути. Другие указывают на предвзятость и общественную релевантность тестов в буржуазном обществе. Третьи критикуют предметное содержание существующих тестов, но не отвергают их в целом. Четвертые занимаются улучшением методических и математических вопросов диагностики. Пятые указывают на то, что тест регистрирует эффект, но упускает из внимания процесс, и т. д. Анализируются попытки буржуазных психодиагностов снять эту критику, в частности создать так называемый независимый от особенностей языка, культуры и окружения тест на интеллект. Автор считает, что создание таких тестов не является действительным выходом из тупика, в котором оказалась традиционная статусная диагностика. Его мнение: «Надо создавать не ... независимый от обучения интеллектуальный тест, а наоборот, вместо этого совершенно сознательно вводить обучение в упражнение (в смысле Выготского) и диагностическую ситуацию» (с. 127).

История возникновения, основное содержание тестов на обучение излагаются в следующих трех главах. Решающей, по мнению автора, здесь была мысль Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития как показателе умственного развития ребенка. Автор считает необходимым различать пять видов тестов на обучение и приводит их характеристики. Даются примеры таких тестов.

В последних двух главах автор останавливается на проблемах и тенденциях в области тестов на обучение. Он указывает, в частности, на тенденции как к индивидуализации, так и к стандартизации педагогизирующей фазы как необходимость элемента тестов на обучение. Имеются попытки привлечь для построения этой фазы новейшие теории обучения, например теорию П. Я. Гальперина. Большие диагностические возможности скрыты в изучении процесса обучения во время педагогизирующей фазы. Намечается расширение области применения тестов на обучение.

В «Заключении» автор высказывает убеждение, что измерения в области интеллекта возможны и необходимы, но это не значит, что диагностика интеллекта должна основываться исключительно на измерениях. Еще менее справедлива была бы идентификация измерения интеллекта и диагностики интеллектуальной способности к обучению. «Интеллектуализм» в этой области все больше преодолевается за счет учета динамических, мотивационных компонентов способности к обучению. «Подобная широко понятая «диагностика личностных достижений» более отвечает всевозрастающим требованиям социалистического общества и в конце концов «снимет» до сих пор практикуемую, но слишком одностороннюю «диагностику интеллекта» (с. 225).

Оценивая книгу, можно смело сказать, что она написана на самом высоком научном уровне. Автора отличает прекрасная ориентировка практически во всех основных направлениях исследований психологии мышления и диагностики интеллекта, в частности глубокое знание советской психологии. Книга будет полезна и может быть рекомендована не только студентам, изучающим психологию и психодиагностику интеллекта, но и специалистам, имеющим дело с измерением, изучением и организацией человеческого мышления.

 

А.Г. Лидерс

Москва